Глава книги

ФАКТОРЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

И. В. Кутыкова
2023

Известное высказывание советского поэта С. В. Михалкова о детях, согласно которому «сегодня дети, а завтра - народ», приобретает особое звучание и значение во времена социально-исторической трансформации. Индивидуализм, прагматизм, комфорт, потребительство, цифровизация, как мировоззренческие «установки» современного общества, могут быть рассмотрены и как духовные препятствия, или опасности, подстерегающие взрослеющего, затем взрослого человека. Обращаясь к теме гражданско-просветительской миссии философии, Б. В. Марков отмечает, что человек живет в эпоху индивидуализма, когда «переживание одиночества, осознание бессмысленности существования, скука и меланхолия овладевают не только безработными, но и успешными людьми. Поэтому вопрос, как правильно прожить свою жизнь, оказывается как никогда актуальным» [5, с. 64]. Актуализируется в данном контексте вопрос о том, как правильно воспитать ребенка? Даже при первом приближении к вопросу очевиден ответ: духовная безопасность ребенка есть непременное условие благополучной жизни человека и общества. Духовная безопасность ребенка предполагает соединение ценностей культуры, к которой он принадлежит; исторической памяти, содержанием которой ему надлежит овладеть; знания географии, истории и культуры Отечества, гражданином которого он является, с его чувствами, интересами, ценностями, представлениями, образами, мечтами и целями. Она предполагает благополучное духовное становление и развитие ребенка, его самореализацию как культурно-исторического существа. Складывающийся образ человека в процессе воспитания должен быть сообразен ценностям отечественной культуры, пребывать в нерасторжимом единстве и на основании уважения, почитания предков и старших поколений, продолжения и приумножения достижений во благо Отечества в её истории, что согласуется с призывом М. В. Ломоносова: «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!» В условиях духовно-нравственного кризиса воспитание ребенка предполагает решение задачи профилактики и преодоления проблемы культурно-47 исторической идентичности человека нового поколения. Возможность отчуждения от духовного наследия предков, отечественной культуры и истории представляет собой опасность, подстерегающую ребенка на пути его инкультурации, социализации и индивидуализации. Каковы факторы духовной безопасности ребенка? Как формируется образ человека в процессе его воспитания в условиях транзитивности? Каким будет народ, общество в обозримом будущем? Каково понимание отношения к детству в современном обществе? Каковы мировоззренческие основания воспитания современного ребенка? Таковы фундаментальные вопросы философии детства в первой четверти XXI века. Детский мир, как объект исследования, представляет собой явление, процесс и проблему. Мир детских игр и игрушек, вещей и предметов, песен и стихов, литературы и театра, кино; образовательный процесс и процесс воспитания ребенка; детство как проблема и проблемы детства. Для многочисленных специалистов в области образования, психологии, социологии, философии современный детский мир раскрывается через свой предмет исследования. Предмет философии детства раскрывается через предельно общие вопросы, характеризующие взаимоотношения ребенка и мира (природы, культуры, истории, человеческих взаимоотношений, собственного внутреннего мира). В ряду философских вопросов детства первичным оказывается вопрос «что такое воспитание и воспитанность». Злободневным становится вопрос безопасности ребенка в современном мире, в информационном и технико-технологическом «потоках», в состоянии стабильной нестабильности, обострившейся темы опасности и опасения. В контексте сущего и должного следует рассматривать проблему опасностей детства. Что вызывает опасение за ребенка у взрослых, родителей, воспитателей, учителей, врачей, исследователей, в конце первой четверти XXI века? Манипуляции сознанием ребенка, войны памяти; физические опасности, подстерегающие ребенка, например, переходящего дорогу или подвергающегося агрессии сверстников; болезни; проблемная самореализация ребенка в мире и т. д. Философы, обращаясь к вопросам воспитания в современном обществе, подчеркивают: «скорее всего, капитализм не должен охватывать все сферы общества. Это хорошо видно на примерах медицины и образования (…). Необходимо воспитание социально ответственных. Ответ на 48 вопрос, кто Я и зачем живу, сегодня дает не этика долга, а эстетика существования (…). Цифровизация унифицирует общество, приучает думать и действовать на основе алгоритмов, т. е. чисто формально» [5, с. 63-64, 69]. Мир полон опасностей, подстерегающих и угрожающих. От возможного вреда и несчастья ребенок должен быть защищен, равно как в духовной безопасности должно быть общество. При этом воспитание ребенка, направленное на созидание его «второй природы», предусматривает поиск ответа на вопрос: чего должно опасаться? Прежде всего, непонимания сущности воспитания и роли личности воспитателя, ошибок в процессе воспитания ребенка, кроме того, его невежества и безнравственности, отчуждения детей и родителей, младших и старших, ребенка и общества. Сегодня ребенок, послезавтра - взрослый человек, гражданин, воспитатель человека нового поколения. Непонимание сущности воспитания - первичная проблема в данном ряду опасений. Феноменальный аспект анализа современного процесса «воспитания» указывает на одну из существующих тенденций: данный процесс не является, собственно воспитанием, в ходе которого у ребенка формируется представление о добродетелях и пороках, разрешениях и запретах, нормах и патологиях, правах и обязанностях, правилах и исключениях из них, прекрасном и безобразном. Сущностный аспект анализа современного процесса «воспитания» скорее выражает понятие «потакание», заключающее в себе попустительство ребенку в его поведенческих актах, поступках, речах, безразличное и опасливое, с точки зрения пресечения, отношение к негативным проявлениям пробелов воспитания. Следует подчеркнуть, что рассматриваемая тенденция не является единичной, однако, она носит характер существующей и весьма заметной тенденции. Её пагубность выражается в явлениях и проблеме небезопасности детства и общества. Простирающееся от разрешения до молчаливого соглашательства потакание невоспитанности, цинизму, невежеству, хамству, грубости, безразличию ребенка к «другому», отчуждению от «ты», выражает своего рода покушение современными родителями на сущность воспитания, необоснованное отрицание существующего педагогического духовного наследия и опыта. Например, родитель, осмеивающий вместе с ребенком взрослого, который сделал справедливое замечание ребенку, или указующий воспитателю и учителю на необходимость реализации им обязанностей по воспитанию детей, совершает 49 непоправимую ошибку. Её последствия не преминут отразиться на взаимоотношениях ребенка и родителей, ребенка и общества, к сожалению, в негативном аспекте: от насмешливого и осуждающего обсуждения со своими сверстниками взаимоотношений с родителями до покушения на их жизнь; от нравственного вакуума до проступка и преступления в обществе. Таковы явления возникающей опасности вследствие искажения сущности воспитания. В Конституции Российской Федерации закреплены права и свободы гражданина на «пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (Статья 26). Согласно Статье 38, которая посвящена детству и семье, «материнство и детство находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». [1, с. 9, 11] Принятые в июле 2020 года поправки в Конституцию Российской Федерации непосредственно связаны с вопросом сохранения традиционных семейных ценностей, всестороннего развития детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Таким образом, воспитание ребенка - обязанность родителей; родители имеют право на свободный выбор воспитания. При этом результаты воспитания, которых обязаны достигнуть родители, согласуются с принципами уважения детей к старшим, гармоничного развития детей, граждан, любящих свою Родину. Рассматривая вопрос воспитания ребенка в его феноменальном и сущностном аспектах, следует выделить проблему непонимания того что есть свобода и свобода выбора воспитания. С данной проблемой неразрывно связана проблема отчуждения современных родителей от тысячелетней философской мысли в вопросе воспитания и взаимоотношений детей и родителей, более того, отчуждения от народной и национальной традиции воспитания, от принципов и ценностей взаимоотношений детей и родителей, детей и общества, закрепленных и выраженных в отечественной культуре и истории. Неправильно понимаемая, точнее ложно интерпретируемая свобода как духовное начало, предполагающее вседозволенность и безответственность, заслуживает рассмотрения в качестве фактора духовной опасности, как ребенка, так и общества. Необходимо достижение ясного понимания воспитателем взаимосвязи свободы и ответственности, «свободы от чего и для чего». 50 Очевидно, современный воспитатель, нуждается в философской рефлексии воспитания, приобщении к богатейшему наследию педагогический мысли. Обратимся к философским постулатам Древнего мира. Согласно древнекитайской философской традиции, «самое дорогое для почтительного сына - это родители, для любящих родителей - их дети», «правители и родители прежде всего ожидают от своих подопечных верности и почтительности» (Люй Бувэй) [6, с. 41, 44]. Заветы древнегреческих мудрецов гласят: «тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит» (Менандр); «родителей всегда почитай наравне с богом» (Менандр); «воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении» (Аристотель); «воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим» (Демокрит); «мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать» (Платон); «из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек» (Эпиктет) [7, с. 44, 46, 53, 54, 56, 58]. Как видим, философы различных типов культуры и направлений проявляют единство во взгляде на сущностные характеристики воспитания и его результаты. Отечественное духовное наследие в вопросе воспитания детей содержит не только многочисленные и актуальные труды педагогов дореволюционной России, СССР, постсоветской России, но и наставления и поучения детям, создававшиеся еще великими князьями и царями. Так, Владимир Мономах написал «Поучение своим детям», Петр I «Юности честное зерцало», Екатерина II писала для своих внуков сказки, давала педагогические рекомендации. Отечественный исторический опыт воспитания детей показывает, что воспитанию ребенка придавалось огромное значение. Собственно воспитание предполагает необходимость воспитать, выработать навыки поведения в процессе воспитания и обучения ребенка, которые проявляются в общественной жизни. Быть воспитанным человеком значит отличаться хорошим воспитанием, уметь хорошо себя вести [8]. Неуклонная забота о воспитании ребенка в советское время отражалась в учебной литературе для школьников. В СССР учащиеся средней школы хорошо усваивали значение 51 слов «воспитание», «воспитать», «воспитанность». Так, в школьном толковом словаре русского языка отмечено, что воспитать - значит «вырастить, дав образование, обучив правилам поведения, сформировать характер», «привить, внушить кому-то что-либо, повлиять на развитие, образ мыслей, чувства» [3, с. 61]. В целях воспитания детей публиковались письма педагогов к своим детям (например, «Письма к сыну» В. А. Сухомлинского), письма ведущих специалистов в области изучения культуры, адресованные молодым читателям. Так, в «Письмах о добром и прекрасном» их автор Д. С. Лихачев подчеркивал: «настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными (…). Воспитанный человек - тот, кто хочет и умеет считаться с другими (…). Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить» [4, с. 55, 58]. Домашняя библиотека советского школьника непременно содержала книги, посвященные вопросам этикета, правилам хорошего поведения. Знать, помнить и принимать положительный педагогический опыт в отечественной культуре и истории - долг благодарных потомков и честь современника эпохи трансформации, имеющего задачу обеспечения духовной безопасности ребенку и обществу в современном мире. Как показывают результаты исследования проблемы идентичности первого постсоветского человека, историческая панорама жизни семьи, ближайшего круга родственников, или история СССР малоизвестна человеку нового поколения и при этом он проявляет желание её узнать более остальных периодов и эпох в отечественной истории. Стереотипный характер носит одна из типичных оценок «постсоветским человеком» значения познания прошлого: знать, чтобы не повторять ошибок прошлого [2]. В контексте обеспечения духовной безопасности ребенка вопрос культурно-исторической связи поколений, прежде всего, в семье, затем в жизни народа, общества является фундаментальным. Приобщаясь к истории и культуре Отечества, родного края, семьи, ребенок развивает и транслирует в жизни типологические черты родной культуры, народного характера, обретает историко-культурный «портрет» своих родителей и родственников. 52 Непрерывная или восстановленная связь поколений, связь потомков и предков есть залог духовной безопасности ребенка и национальной безопасности. Подводя итоги рассмотрения вопроса духовной безопасности ребенка в современном мире, необходимо выделить следующие положения: - духовно-нравственный кризис современности проявляется в числе прочего в том, что правила хорошего поведения к концу первой четверти XXI века, скорее следует отнести к вопросам экологии человека, ребенка и детского мира в частности, от опасностей современности. Вопрос «что такое хорошо и что такое плохо» являет собой первичный вопрос в духовном становлении, формировании и развитии не только ребенка, но и представителя молодежи. Труд как фактор воспитания, гармонично развитая личность как принцип воспитания, уважение и почитание как ценностные ориентации воспитания человека детской поры, эти и многие другие духовные основания воспитания сегодня предстоит возрождать; - рождение ребенка сопровождается в современном обществе достойной материальной поддержкой семьи. Воспитание детей является обязанностью родителей, что закреплено в Конституции Российской Федерации. При этом проблемный характер современного процесса воспитания ребенка способствует и актуализации вопроса обязанностей взрослого, готовящегося стать родителем, овладеть основами педагогики, философии детства, возрастной психологии, пройдя курсы по воспитанию ребенка. Понятие «свобода», как и осуществление свободы выбора, в том числе педагогических принципов, должны быть понимаемы адекватно значению данного понятия. Невежество в данном вопросе, сопровождаемое нравственной «глухотой» (бессовестностью, отсутствием стыда, например) представляют собой опасность для детства и общества; - воспитание гармонично развитой личности, гражданина и патриота предусматривает всемерную заботу родителей о познании ребенком отечественной истории и культуры, являющих собой историческую и духовную панораму жизни многочисленных поколений, в том числе его предков, членов рода и семьи, к которым он принадлежит; приобщении ребенка к ним в контексте «общего дела», равнозначности поколений.

Кутыкова И. В. ФАКТОРЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2023;:47-54.
Цитирование

Список литературы

Документы