В статье поднимается проблема взаимодействия и диалектического сосуществования традиционного и новаторского в академической художественной школе как динамической целостности. Утверждается, что с позиций исторической детерминированности художественных процессов основой зарождения ретроспективных тенденций и неонаправлений в изобразительном искусстве и его школе является циклическая закономерность появления тенденций переоценки художественно-эстетических ценностей прошлого, предполагающей интерпретацию или частичное обновление их содержания при наследственном сохранении художественно-пластического суверенитета своей протоосновы. На примере обзорного анализа эволюции петербургской художественной школы конца XVIII - начала XX века доказывается необходимость бережного наследования системы художественно-педагогических стереотипов и, прежде всего, в области преподавания учебного рисунка как причинно-следственного фактора эффективности художественно-образовательных процессов.
Бабияк В. Традиции и новаторство в художественном образовании (историко-искусствоведческий аспект). Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004;(7):198-207.
1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
2. Mommsen Th. Petrarch's conception of the Ages//Speculum. 1942. Vol. 4.
3. Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX, XX веков: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 170.
4. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 9.
5. Валицкая А. П. О традициях отечественного образования, или что мы сохраним?//Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. СПб., 2001. Вып. 6. С. 253.
6. Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 кн. М., 1980. Кн. 1-3. С. 645
7. Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. М.; Л., 1937. С. 215
8. Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки: В 4 т. М., 1974. Т. 1-2. С. 328
9. Налимов В. В. Теория смыслов. Конструктивистские аспекты математической модели сознания/Математика и искусство: Труды Международной конференции. М., 1997. С. 25.
10. Лисовский В. Г. Академия художеств: Историко-искусствоведческий очерк. 2-е изд., перераб. и доп. Л., 1982. С. 26.
11. Лазоревский Ив. Из старых встреч/Утро России. 1915. 25 июля.
12. Бучкин П. Д. О том, что в памяти: Записки художника. Л., 1963. С. 70.
13. Репин И.: Избранные письма: 1867-1930: В 2 т./Сост. и авт. вступ. ст. И. А. Бродский. М., 1969. Т. 2. С. 20.
14. Киселева Е. Гиляровский и художники. Л., 1965. С. 11.