Глава книги
Современные требования к учителю в рамках проекта «Российский учитель за рубежом»
По словам В. Сухомлинского: «Плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку - это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета» [Сухомлинский, 1974, с. 22]. Это важное качество является основой многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. В «Толковом словаре живого великого русского языка» В. Даля слово «Учитель» описывается как наставник и преподаватель. Преподаватель передает накопленные знания, а наставник помогает разобраться и наставляет. Соответственно, чтобы быть российским учителем за рубежом, нужно быть не только квалифицированным в этой области в настоящее время, но и непрерывно, анализируя факты, явления, события, совершенствоваться, осознавая, что в месте своей работы, является лицом образовательного проекта и представителем своей страны. Современный учитель, работающий за рубежом, должен быть примером высоких духовных, моральных, этических и эстетических норм, идеалом, личностью, образцом и примером для подражания и при этом творить, вдохновлять, вселять веру, вести за собой. Творческое обогащение учителя - через ошибки и преодоления - это постоянный эксперимент, который проводится не в лабораториях, а непосредственно с людьми. Педагог должен ощущать недостаток знания, несовершенство своих умений, ограниченность своих навыков, только так его знания будут находиться в непрерывном развитии. Учитель - это человек, который учится всю жизнь. К профессиональным качествам учителя относят те, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения и другие качества. [Латышина, 1998, с. 24]. Профессионально-значимые качества педагога обеспечивают полноценное выполнение учителем своих профессиональных функций и обязанностей. «Особенностью педагогического образования является его практикоориентированность, психолого-педагогическая направленность, вопросы воспитания в этой составляющей лежат в основе любой деятельности. Сообразность педагогических методов, способов, порядка ведения урока всегда находится в основе педагогического образования, и воспитание из этой части работы вырывать ни в коем случае нельзя: воспитание всегда было, будет и остается частью процесса образования» сказала заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева, на встрече с молодыми педагогами в сентябре 2022 года. Профессионализм учителя включает интерес и даже любовь к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности. Таким образом, ведущая роль принадлежит мировоззрению и направленности личности, мотивам, определяющим поведение и деятельность учителя. Это позволяет среди качеств и характеристик личности педагога признать ведущими морально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность [Маркова, 1993, с. 112]. Основой педагогической направленности является уважение к профессии учителя самим учителем, осознание своей миссии, что находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, к культурным особенностям страны, педагогической деятельности в целом, в стремлении к наставничеству по отношению к коллегам и партнерам, умению делиться знаниями и умениями. Лев Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия». Таким образом, в деятельности учителя за рубежом идейная убежденность в призвании, патриотичное отношение к своей Родине, уважительное отношение и интерес к культуре других стран определяют все свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. При таких высоких требованиях к учителю, за время действия проекта «Российский учитель за рубежом» критерии отбора преподавателей для работы в проекте не изменились и составляют всего два условия: рекомендованный педагогический стаж работы в общем образовании не менее 2 лет; Наличие образования (не ниже степени бакалавра/специалитет). Роль учителя изменяется в современных условиях, становясь более ответственной. Он становится проводником и наставником в быстроменяющемся мире бесконтрольной высокоскоростной информации, которая безусловно влияет на формирование духовных ценностей ученика. Особенно это важно, когда учитель обучает иностранцев за пределами своей страны, так как является представителем русских людей и его морально-нравственная характеристика ассоциируется с характеристикой народа России. Именно поэтому так важны не только базовые знания по предмету, но и психологическая устойчивость и морально-нравственная позиция как в школе, так и за ее пределами. Критерии отбора к учителю, работающему за рубежом, в рамках проекта «Российский учитель за рубежом» можно объединить в три основных блока: 1. Выдержанная нравственная позиция по отношению к своей стране; 2. Качества, которые определяют компетенции профессии учителя; компьютерная грамотность и специальные знания, умения и навыки по специальности. 3. Мультикультурный подход, знание и уважительное отношение к культуре, языку, религии страны, в которой осуществляется профессиональная деятельность. В наше время государственные власти придают большое значение системе образования и повышению качества и профессиональной пригодности современного учителя. Выделяются огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, на обеспечение цифровых видов коммуникации, столь нужных для любой образовательной организации. Основным инструментом при обучении долгие годы считался учебник, и это вполне понятно, потому что цифровизация в образование начала внедряться относительно недавно [Исайкина и др., 2019, с. 44-66]. Основные задачи цифровизации - поддержка процесса обучения методическими материалами и иными ресурсами, обеспечение современными средствами поиска, отбора, анализа, и подачи учебного материала, а также взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Доступ к информации становится быстрым и легким для ученика, но разобраться в качестве и интерпретации различной, порой противоречивой информации, должен учитель. Морально-нравственное поведение учителя стало серьезной проблемой в нашем обществе. Престиж нашей профессии стал нивелироваться достаточно давно. Кинофильмы, книги, средства массовой информации в целом за последние 30 лет регулярно подвергали остракизму образ учителя, придавая чудовищные, часто извращенные формы как самой профессии, так и образу учителя. Попробуйте вспомнить хоть один из современных фильмов об учителе, подобный фильму «Доживем до понедельника», посмотрев который захочется стать учителем из идейных побуждений?! Всем очевидно, что «нет и не может быть абсолютно идеальных в нравственном отношении людей по своей природе и необходимость сублимации есть у каждого человека пусть и в разной степени» [Митина, 1998, с. 97]. Именно поэтому для учителя необходимость регуляции психофизической устойчивости очень важна. Для этого учителям нужна фундаментальная воспитательная подготовка с укреплением духовных основ еще в процессе получения профессии. Каждый человек, выбравший для себя преподавательскую деятельность с детьми, обязан стремиться к интеллигентности. К интеллигентности в высоком понимании и в положительной коннотации. По мнению автора, не может и не должен быть учителем человек, не любящий свою профессию и не понимающий избранности своей миссии. К сожалению, все больше и больше автору приходится встречать в нашей профессии людей токсичных, позволяющих себе приходить к ученикам или студентам в нетрезвом виде, употребляющих в присутствии учеников не только грубую разговорную лексику, но и нецензурную брань. Позволяющих себе провокационные высказывания шовинистического характера, демонстрирующих этническую, религиозную и культурную ксенофобию, а также оценочные суждения субъективного характера, совершенно не понимающих свою роль в воспитательном процессе и цели своей работы. В наше тревожное время, российский учитель за рубежом должен обладать следующими важными качествами: стрессоустойчивостью и чувством юмора; быть увлеченным своим предметом и вызывать интерес к нему; демонстрировать гибкость ведения учебного процесса и индивидуальный подход с учетом личностных особенностей учеников; служить примером грамотности и культуры русской речи; быть образцом высокоморального этичного поведения. Но прежде всего учитель международник должен быть знать и уважать иную культуре, готов интеллектуально и психологически работать долгое время за пределами своей страны, понимать свою миссию и осознанно делать свой выбор.