Глава книги

Работа с изобразительной наглядностью как один из методов инновационных практик и технологий на уроках развития русской речи в школе

Г. Т. Меркулова, Т. Г. Аркадьева, Т. С. Вологова
2023

1. Коммуникативная компетенция - важнейшая цель обучения неродному языку. В соответствии с современными требованиями Программы обучения иностранным зыкам в Таджикистане в процессе обучения русскому языку как неродному необходимо сформировать коммуникативную компетенцию - это основная цель обучения. В обучении неродным языкам выделяют языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и некоторые другие виды компетенций. «Коммуникативная компетенция - важнейшая цель обучения неродному языку, которая включает в себя все другие виды компетенций. Это способность решать средствами неродного языка актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащихся пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения с учётом различных условий речевого общения» [Программа…, 2008, с. 5-7]. Функционирующее в обществе русское-таджикское двуязычие играет позитивную роль в процессе овладения русским языком учащимися таджикской школы. Под общением понимается практическое использование языка. Программа обучения выдвигает конкретные результативные требования изучения русского языка в школах с таджикским языком обучения: ▪ Понимание воспринимаемой на слух речи. ▪ Читать на русском языке. ▪ Задавать вопросы и отвечать на них. ▪ Писать на русском языке. ▪ Участвовать в диалоге, обсуждениях. Однако существуют проблемы, нередко встречающиеся у некоторых учащихся в изучении русского языка: не могут излагать свои мысли устно, не сразу отвечают на вопросы, недостаточно развито диалоговое общение, у некоторых детей отсутствует интерес к предмету. Всё это требует дополнительных занятий в виде урока развития речи. Как учителям, нам необходимо выявить уникальный потенциал каждого ученика, ведь каждый ребенок талантлив по-своему, необходимо помочь учащимся проявить свои лучшие качества, помочь раскрыть свои способности [Беспалько, 1995, с. 25]. Вопрос, который взволновал меня как учителя-языковеда: «Как повысить мотивацию и уровень овладения русским языком таджикских школьников?» Чтобы повысить мотивацию к изучению русского языка и овладению русской речи учащимися, которые имеют очень низкий уровень владения языком, важно использовать разнообразные методы инновационных технологий. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи [Лоншакова, 2002, с. 92]. 2. Работа с изобразительной наглядностью как один из методов инновационных практик. Одним из инновационных методов обучения русскому языку и развития речи является коммуникативный. Как же наладить ту самую коммуникацию? На помощь пришли игровые практики и технологии, и, в частности, работа с тематическими, предметными и сюжетными картинками (см. приложение № 1). На Руси есть прекрасная поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Действительно, при помощи обоняния, осязания и слуха мы, как считают некоторые специалисты в области психологии восприятия, получаем лишь 30% общей информации о мире, а 60 обретаем посредством зрения. Есть выражение «смотреть в корень», оно означает «понимать главное, исток, первопричину» [Симановский, 2018, с. 85]. Именно «смотреть» - потому что зрение дает человеку возможность точно воспринимать мир. В русском языке есть огромное множество поговорок о глазах: можно «есть глазами», «любить глазами», «хлопать глазами» и многие другие, из которых становится ясно, насколько важна для человека эта удивительная сложная, важная функция - зрение. Идея наглядности занимала видное место в истории педагогики. Наглядность Ян Амос Коменский считает золотым правилом дидактики [Хрестоматия по истории зарубежной педагогики, 1981, с. 80]. Принцип наглядности не потерял актуальность и в XX веке. Его считают одним из основных многие педагоги и дидакты. Исследования условий применения этого принципа в педагогической практике распространены и в наше время. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой отмечено, что принцип - это «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы» [Ожегов, Шведова, 1981, с. 258]. В этом же словаре наглядность понимается как «один из основных педагогических принципов, согласно которому учебный материал лучше воспринимается учащимся на конкретных примерах (по Я. А. Коменскому)». Среди методов развития русской речи выделяются наглядные, словесные и практические. Рассмотрим только наглядные, которые подразделяются на: 1) непосредственные (метод наблюдения и его разновидности); 2) опосредованные (с использованием изобразительной наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам). На обоснованность метода наглядности, благодаря которому происходит развитие связной речи, указывали многие педагоги, в частности С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина, Л. Н. Ефименкова. Теория порождения речи, созданная известным психологом Л. С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкина и др. [Педагогическое наследие, 1989, с. 61-64]. Опосредованные методы с использованием изобразительной наглядности с хорошими результатами применяется на занятии развития русской речи в школе. Интересным и занимательным урок создает рассматривание, описание и составление связного рассказа по картинкам, фотографиям и рисункам. При этом следует соблюдать несколько условий для эффективного применения наглядности: 1. Организовать демонстрацию так, чтобы всем ученикам был хорошо виден объект; 2. Изобразительная наглядность обязательно должна соответствовать содержанию материала; 3. Необходимо акцентировать главное, значительное при показе рисунков и картинок; 4. Вводить иллюстрации на занятии следует пошагово и по мере необходимости; 5. Нужно детально обдумывать пояснения, сообщаемые в процессе демонстрации. Наглядность имеет две стороны, находящиеся в единстве: образовательную и воспитательную. Обучение и развитие речи должно строиться на живом созерцании, на конкретных образах. Поэтому иллюстрации, фотографии, картинка - это очень доступный, занимательный, удобный и несложный в использовании материал, который делает урок полезным и содержательным. 3. Практическое использование метода. Применение этой практики на уроках развития русской речи абсолютно оправдано. Картинки для уроков развития речи есть готовые, а также учитель может сам создать их с учётом уровня класса, возрастной группы или для отработки необходимого материала. На уроке картинки можно использовать как раздаточный или демонстрационный материал (см. приложение № 2): ▪ для написания отдельных слов; ▪ для отработки произношения; ▪ для проведения диктантов; ▪ для составления отдельных предложений; ▪ для составления связного текста, придумывания сказок и рассказов; ▪ для проведения игр и многого другого [Алексеева, 2011, с. 29-31]. Роль применения картинок в обучении русскому языку как иностранному или неродному и развитии коммуникативных компетенций школьников невозможно переоценить (см. приложение № 3). Во-первых, это прекрасный наглядный материал. Ученики машинально бросают на них взгляд, а так как это привлекает внимание, намного быстрее происходит запоминание новых лексических единиц, повторение старых, обновляется использование слов в речи. Во-вторых, картинки - это определенные условия, которые создаются на уроках развития русской речи. В-третьих, они активизируют память, мышление и воображение, помогают использовать необходимый учебный материал. Следовательно, работа с изобразительной наглядностью на уроке - это высокая мотивация учащихся к изучению и практическому применению русского языка. Поэтому использование картинок, иллюстраций, фотографий - значительная и органичная составляющая современного коммуникативного урока. Но такой метод использования инновационных практик не должен быть самоцелью, он предназначен служить учебным целям и задачам урока. Учителю надлежит научиться правильно и мотивированно включать в урок всевозможные формы работы с иллюстрациями. Современные учебники русского языка национальных классов в Таджикистане содержат красочные и разнообразные иллюстрации, картинки и фотографии. Они сопровождаются интересными текстами и разноуровневыми заданиями. Слабомотивированным ученикам предлагается, к примеру, соотнести иллюстрацию или картинку с текстом; учащимся со средней мотивацией найти к рисункам или фотографиям соответствующий комментарий из текста. Для внутренней мотивации, связанной с самореализацией, некоторым учащимся интересно сравнить или описать картинку, опираясь на план/вопросы и т. д. 4. Практическое использование тематических картинок на уроках развития речи. Хочу поделиться личным опытом использования инновационных практик и технологий работы с изобразительной наглядностью. Тематические картинки иллюстрируют определенный набор предметов, персонажей, действий. Эта наглядность используется для введения и коммуникативной компетенции нового запаса слов, для закрепления и развития русской речи. [см. приложение № 4]. С радостью и интересом школьники выполняют всевозможные «упражнения, дающие отличный результат: ▪ найти правильную картинку к тексту описанию; ▪ дополнить подходящими словами описание картинки; ▪ выбрать правильную грамматическую форму и/или лексическую форму в предложениях, описывающих картинку; ▪ согласиться или не согласиться с утверждениями, описывающими фотографию, картинку или действие; ▪ вставить правильное слово в предложение, опираясь на иллюстрацию; ▪ ответить, кто чем занимается» [Жиренко, Гайдина, 2010, c. 52]. Воспринимаемые виды заданий постепенно заменяются продуктивными и плодотворными, которые предполагают введение в работу опоры в виде образца, плана или вопросов. Задание может быть, к примеру, таким: описать картинку, используя образец описания другой картинки, составить план, и т. д. Предлагаю некоторым учащимся принести для описания свою личную фотографию, что очень радует и мотивирует учеников. На таких уроках или занятиях по развитию русской речи возникает настоящая ситуация общения. При изучении некоторых тем курса русского языка, например, «Семья», «Друзья», «Школа», «Каникулы», «Путешествия» и т. д. активно и часто используются личные фотографии учащихся. Детям всегда нравится рассматривать фотографии друзей, родителей и других родственников, слушать их рассказы и задавать вопросы. Именно реальные фотографии прекрасно содействуют появлению желания высказаться. Предметные картинки. Их можно назвать как дополнительное изобразительное средство наглядности, которое используется в качестве учебно-наглядного и образнознакового пособия на уроках русского языка, т. к. на них изображены типичные представители: предметы, люди, животные, растения и т. п. [Канарская, 1989, с. 36]. Предметные картинки применяются при знакомстве обучающихся с новыми словами, образцами разных видов общения и для тренировки детей на практике в их употреблении, при контроле, а также для организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Кроме того, предметные картинки должны быть использованы для более определенных и точных целей, таких как формирование умения идентифицировать и описывать предмет (к примеру, «это…», он «маленький, большой, высокий и др.», он «сидит, стоит, лежит» и т. д.), и умение составлять связный текст на примере сказки (например, «жил-был» и т. д.) Главная цель применения на уроках русского языка как иностранного или неродного предметных картинок состоит в том, что учителю важно развить мышление учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать слова с названиями этих предметов на русском языке. При отборе предметных картинок педагогу следует учитывать многие моменты: интересны ли картинки для детей, увлекают ли они и способствуют ли развитию творчества учеников, отражают ли особенности национальной культуры России, достигают ли цели урока, решают ли поставленные на занятии задачи. Из опыта своей работы в Таджикистане стоит подчеркнуть, что учащиеся 5- 8 классов с интересом усваивают новую лексику, придумывают различные предложения и тексты небольшого объёма различных жанров. Пятиклассники любят сами создавать красочные рисунки к сказкам, рассказам, басням, а восьмиклассники с увлечением создают иллюстрации к фразеологизмам, пословицам (см. приложение № 5). На протяжении работы с учащимися Президентского лицея для одаренных детей города Душанбе пришла к выводу: наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает учащимся, в том числе слабым или немотивированным осваивать русскую речь более осмысленно и с интересом, экранные материалы не заменили картинку с урока развития русской речи. 5. Заключение. Значение картинок в том, что они повышают умственную активность учеников. Использование наглядности на уроках и дополнительных занятиях по развитию русской речи мотивирует учащихся к овладению русским языком, возрастает объём изучаемого и воспринимаемого материала, снижает утомляемость учеников, развивает творческое воображение, улучшает коммуникативные навыки, облегчает процесс обучения. Использование форм работы на уроке с изобразительным материалом можно считать рациональным и интенсивным, так как не только передается множество фактов и знаний, но и решается ряд целей и задач по развитию русской речи, а также повышает эффективность учебного процесса. Поэтому работа на уроке с картинками, фотографиями, рисунками - это не странная придумка, а полезный элемент урока. Учителям-практикам обязательно следует учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности учащихся, цель и задачи работы на занятии, тему урока, количество и качество вводимого материала, этапы урока, вопросы и задания, комментарии при использовании метода работы с изобразительной наглядностью. Уроки с применением инновационных практик и технологий (в частности, использование изобразительной наглядности) решают основную цель обучения неродному языку - развитие коммуникативной компетенции, при этом дают необъятный простор для творчества учителя и учеников.

Меркулова Г. Т., Аркадьева Т. Г., Вологова Т. С. Работа с изобразительной наглядностью как один из методов инновационных практик и технологий на уроках развития русской речи в школе. 2023;:275-282.
Цитирование

Список литературы

Документы