Рассматривается системный подход в процессе развития слухового восприятия. Недоразвитие слуха и речи нарушает системный характер развития учащихся с ограниченными слуховыми возможностями. Системный характер роли слуха выражается в том, что степень сохранности слуха оказывает влияние на уровень развития речи, произносительную сторону речи, речевую практику общения, общее развитие учащихся. Систематические, целенаправленные упражнения по развитию слухового восприятия способствуют улучшению сниженного слухового восприятия, развитию речи, произношения, общего развития ребенка. В свою очередь, развитие слухового восприятия совершенствуется под влиянием развития речи, произношения, общего развития.
1. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей и родителей. М., 1995.
2. Боскис Р. М. глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
3. Коровин К. Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. М., 1982. С. 6.
4. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976.
5. Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М., 1981.
6. Шиф Ж. И. Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками. М., 1954.
7. Метт А. И., Никитина Н. А. Зрительное восприятие устной речи. М., 1974.
8. Бельтюков В. И. Чтение с губ. М., 1970. С. 72.
9. Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению. М., 1960.
10. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977.
11. Назарова Л. П. Влияние уровня речевого развития на слуховое восприятие речи // Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук: Тезисы докл. на VII научной сессии по дефектологии. V Всесоюзные педагогические чтения. М., 1979.
12. Назарова Л. П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих: Учебное пособие для студентов. М., 1981.
13. Назарова Л. П. Письменное оформление речи, воспринятой на слух слабослышащими учащимися II отделения // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и путь их преодоления: Сб. научн. трудов. Л., 1984. С. 44-56.
14. Назарова Л. П. Основные принципы построения программ по развитию слухового восприятия слабослышащих учащихся // Совершенствование средств общения глухих и слабослышащих в условиях слухоречевой реабилитации: Мат-лы научно-практ. конференции ЛВЦ ВОГ. Л., 1978.
15. Кузьмичева Е. П. Использование различных типов слуховых аппаратов в обучении глухих учащихся // Дефектология. 1976. № 3. С. 44-51.