Статья
Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания
Предлагается интегративный подход к профессионализму и профессиональной деятельности. Профессионализм рассматривается как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную работу, в том числе в трудных условиях. Показано, что методологию, теорию и методы, созданные в инженерной психологии, созданные для анализа деятельности человека-оператора, можно адаптировать ко многим другим видам профессионального труда. Формулируются методологическая парадигма подхода, основные теоретические концепции, методический инструментарий. Рассматривается концепция профессионализма человека как реализация его индивидуального ресурса профессионального развития (ИРПР).
1. Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд). М., 2003; Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998; Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 1997; Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003.
2. Суходольский Г. В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. СПб., 1998.
3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. М., 2001.
4. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие. М., 2001.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д., 1996.
6. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональности деятельности. М., 1982.
7. Дмитриева М. А. Психологический анализ системы человек - профессиональная среда // Вестник ЛГУ. Серия 6. Психология. 1990. Вып. 1. С. 82-90; Дмитриева М. А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г. С., Корнеева Л. Н. и др.; Под ред Г. С. Никифорова. СПб., 1991. С. 43-61.
8. Маничев С. А. Риск в трудовой деятельности//Эргономика: Учебник/Под ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. Л., 1988. С. 140-148.
9. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. Л., 1988. С. 140-148. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности (Подходы, концепции, метод): Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1997.
10. Осницкий А. В. Социально-психологические особенности профессиональной деформации личности педагога//Стратегия социальной, психологической и правовой адаптации лиц, оказавшихся в кризисном состоянии: Тезисы докл. научно-практич. конф. СПб., 1997. С. 31-32.
11. Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза//Психологический журнал. 1998. Т 19. № 4. С. 80-87.
12. Завалишина Д. Н. Профессиональное развитие и профессиональное мышление//Вестник Балтийской педагогической академии: Научное издание БПА. СПб., 1998. Вып. 18. С. 71-75.
13. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда: Учебное особие. -М.; Воронеж, 1997.
14. Крылов А. А. Обработка информации в операторской деятельности//Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда/Под ред. А. А. Крылова: В 2 ч. Л., 1975. Ч. 2. С. 3-39.
15. Галактионов А. И. Проектирование средств информационного взаимодействия на основе идеализированных структур деятельности//Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. М., 1978. С. 180-198.
16. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
17. Мережников А. П. Формирование концептуальной модели профессиональной деятельности педагога (на примере исследования профессиональной деятельности учителя начальной школы): Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1999.
18. Дружилов С. А., Дворцова Е. В. Сформированность концептуальных моделей профессии и профессиональной деятельности как условие вторичной профессиональной адаптации//Вестник Балтийской педагогической академии: Научное издание БПА. СПб., 2002. Вып. 43. С. 38-43.
19. Венда В. Ф. Фундаментальные проблемы, законы и методы оптимизации систем «человек-машина-среда»//Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. М., 1982. С. 16-33.
20. Никифоров Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л., 1977.
21. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
22. Бодров В. А. Проблемы профессионального психологического отбора//Психологический журнал.
23. Психология здоровья/Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гуревич и др./Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
24. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека Health of the healthy (Основы восстановительной медицины). М., 1996.
25. Голиков Ю. Я. Современные концепции автоматизации и подходы к человеку и технике//Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 18-30.
26. Медведев В. И. Функциональные состояния операторов//Введение в эргономику/Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974. С. 94-109.
27. Ганзен В. А., Головей Л. А. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности//Личность и деятельность. Л., 1982.
28. Головей Л. А. Потенциалы возрастного развития//Психология: Учебник/Под ред. А. А. Крылова. М., 1998. С. 239-240.
29. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
30. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности//Психологический журнал. 1997. № 6. С. 35-44.
31. Исмагилова Ф. С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000.
32. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2000.
33. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2000. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1996.
34. Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс профессионального развития // Актуальные проблемы современной науки. 2002. № 4. С. 269-272.
35. Венгер А. Л. Структура психологического синдрома//Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 82-92.
36. Дружилов С. А. Психологический синдром профессионализма//Ананьевские чтения-2003: Материалы научно-практич. конф. СПб., 2003. С. 131-133.
37. Дружилов С. А., Суходольский Г. В. Инженерная психология профессионализма//Вестник Санкт-петербургского университета. Серия 6. 2002. Вып. 2 (№ 22). С. 98-105.
38. Дружилов С. А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности//Объединенный научный журнал. 2001. № 22. С. 44-45.
39. Романов И. В., Хван А. А. К анализу понятия «профессия»//Вопросы прикладной психологии: Сб. научн. трудов. Новокузнецк, 1995. С. 51-60.
40. Галактионов А. И., Янушкин В. Н. Исследование и практическое использование кривых обучения оператора//Психологические факторы операторской деятельности. М., 1988. С. 25-43.
41. Психологические основы профессионально-технического обучения: Проблемы профес-сионального становления молодежи/Под ред Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М., 1988.
42. Загайнов Р. М. Поражение. М., 1993.