@article{Никитина2023-04-11, author = {А. А. Никитина, К. Р. Пиотровская, Н. В. Сазонова}, title = {Средства формирования ИКТ-компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {В настоящее время деятельность педагога регулируется множеством нормативных документов, в том числе обновлёнными федеральными государственными стандартами начального основного и основного общего образования (далее ФГОС), вступившими в силу 1 сентября 2022 года, и профессиональным стандартом педагога (принятие - 1 января 2017 года, обновление (в проекте) - 1 сентября 2022 года). Так, в стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе, а в приложении 1 к профессиональному стандарту педагога содержится расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий, а ФГОС основного общего образования устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам обучающихся. И, обратившись к официальным документам, мы увидим, что метапредметные результаты должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), а основным объектом их оценки является способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития. Определим ИКТ-компетентность как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества. Основными ИКТ-компетенциями являются: компетенции в сфере первоначального информационного поиска; технологические компетенции; предметно-аналитические компетенции; операционно-деятельностные компетенции; коммуникативные компетенции. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) основная образовательная программа основного общего образования должна исходить из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Педагоги гимназии «Планета Детства» (г. Рубцовск Алтайского края) разместили в информационной среде (основной средой выбрана автоматизированная информационная среда «Сетевой город») поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедийные иллюстрации и справочный материал. Кроме того, в информационной среде учителями размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видеофильм для анализа, географическую карту и т. д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т. д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в информационной среде, текущие и итоговые оценки учащихся. Педагоги ГБОУ СОШ № 619 (Санкт-Петербург) в качестве основы информационного пространства образовательного учреждения активно используют автоматизированную информационную систему «Параграф» и образовательный конструктор «Лидер будущего». К примеру, в конструкторе обучающиеся могут пройти дистанционные курсы, разработанные педагогами, выполнить тренировочные задания для повышения уровня овладения учебным материалом, самостоятельно изучить темы, по которым возникли затруднения, и получить обратную связь от учителя. Для формирования ИКТ-компетентности в рамках основной образовательной программы могут использоваться следующие технические средства и программные инструменты [программа «Формирование ИКТ-компетентности», 2014]: 1) технические: персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный, принтер цветной, фотопринтер, цифровой фотоаппарат и др.; 2) программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языка, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языке, инструмент планирования деятельности и др. Модель формирования ИКТ-компетентностности является эффективной, когда ученики учат других - и в режиме лекции, и в режиме работы в малой группе, и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут строить отдельные элементы курсов с ИКТ-поддержкой вместе с учителями различных предметов и классов. Также учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе - обслуживать технику и консультировать пользователей (прежде всего - учителей). Это может войти в их индивидуальное образовательное планирование и портфолио. Одним из значительных преимуществ (и в работе профессионала и в работе учащегося), обеспечиваемым применением ИКТ, является простота внесения изменений (в том числе - исправлений ошибки, улучшений, дополнений) в работу. В ходе создания своего продукта - гипермедиа объекта, учащийся легко исправляет возникающие по ходу дела ошибки, меняет структуру продукта, добавляет новые ссылки, расширяет отдельные компоненты. В ходе взаимодействия с другими возникает ситуация учета предложений по улучшению. Это представляется очень важным элементом формирующейся системы образования в целом. Учитель из оценщика и судьи, решение которого «окончательно и обжалованию не подлежит», превращается в коллегу по работе, который дает совет, как что-то сделать лучше и потом радуется, если учащемуся совет удалось реализовать. Учащийся при этом формирует способность учитывать мнение других, а постепенно формирует и большую рефлексивность, самокритичность, объективность и эмпатию в оценке работы другого, а также умение учиться новому. Размещение информационного (гипермедийного) объекта в информационной образовательной среде дает возможность учителю: 1) проанализировать классную работу в день ее выполнения (с возможным использованием средств автоматизации проверки) и представить ее анализ учащимся до следующего занятия; 2) установить время для выполнения домашней работы и проанализировать ее результаты в день выполнения, подробно индивидуально ее прокомментировать, не опасаясь нежелательной интерференции за счет присутствия других детей и не затрачивая их время; 3) проанализировать типичные проблемы, возникшие при выполнении домашних заданий, спланировать и провести их обсуждение на очередном занятии; 4) установить время для индивидуальных или групповых консультаций в Интернете, во время которых учитель отвечает на вопросы по курсу, в том числе - заранее полученные письменные или аудио. Особого внимания заслуживает организация внеурочной деятельности. Считаем, что многих предметников могут заинтересовать следующие варианты работы. 1. Телекоммуникационные проекты [Груманцевёа Л. А., 2017] - совместная деятельность учащихся, основанная на использовании компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую цель, направленную на достижение общего результата деятельности. В каждом проекте обычно преследуется много целей. Формирование новых знаний и навыков школьников - участников проекта происходит обычно в нескольких направлениях. Основные из них: овладение современными компьютерными технологиями (умение снять видео, составить презентацию, создать фильм на нужный объем информации, изменять рисунки, отвечать в режиме онлайн на теоретические вопросы, сочинять сказки по заданным темам); углублённое изучение важных глав по предмету, поиск информации, выходящей за рамки учебника. Проект, прежде всего, оценивается своей образовательной содержательностью. В проекте предполагается коллективное участие группы школьников, то есть работа одной команды, а совместная деятельность стимулирует учеников на ознакомление с разными точками зрения и на оценку получаемых собственных результатов, то есть представление рефлексии. Примеры: Интернет-конференция Дистант+; Всероссийский междисциплинарный ТК проект по естествознанию «Наблюдай и исследуй»; Межрегиональная конференция исследовательских и проектных работ «Первые шаги». 2. Разработки с помощью программного обеспечения (далее ПО) SMART Notebook [Рекомендации по подготовке портфолио проекта] или Mimio Studio - это программы, позволяющая ученикам создавать, обмениваться, организовывать и сохранять цифровые файлы так же, как это делают их учителя. Кроме того, ученики могут пользоваться планировщиками и органайзерами, встроенными в ПО, чтобы отслеживать сроки выполнения задания, делать пометки и выделять важную информацию. Являясь универсальным обучающим инструментом как для одного ученика, так и для всего класса, ПО SMART Notebook помогает учащимся создавать и проводить интерактивные уроки, а также пользоваться вспомогательными ресурсами. 3. Использование различных математических пакетов для визуализации сложных математических процессов - в школе можно использовать MathCad, MathLab и Maple (в зависимости от подготовки конкретного ученика). 4. Использование образовательной робототехники - технология обучения, основанная на использовании конструкторов, имеющих возможность программирования. 5. Использование социальных сервисов Web 2.0.: «лента времени»; ментальные карты; google-сайты и др. [Рекомендации по подготовке портфолио проекта, 2019]. «Лента времени» Учитывая специфику отображения информации на ленте времени, следует отметить, что деятельность школьника в процессе создания такого типа информационного продукта позволяет развивать у них навыки поискового, усваивающего и рефлексивного чтения. Поскольку количество выводимой текстовой информации ограничено (так как в противном случае лента становится «необозреваемой»), учащийся должен внимательно ознакомиться с содержанием одного или нескольких источников, описывающих данное событие (ознакомительное чтение), понять суть излагаемого материала (усваивающее чтение) критически оценить и интерпретировать информацию, выделив главное и выразив свое отношение к ней (рефлексивное чтение). Созданный учащимися такого рода продукт является показателем (индикатором) их готовности и способности к информационной деятельности. «Ментальные карты» Ментальные карты могут быть использованы учащимися как для систематизации информации на этапе погружения в суть проблемы, поиска источников информации (рядом с каждым узлом можно вставлять гиперссылки), так и как готовый продукт исследовательской деятельности школьников. Для повышения информационной насыщенности карты и усиления ассоциативных связей каждый из узлов (идей) карты может быть проиллюстрирован соответствующим графическим изображением. Таким образом, создание учащимися информационного продукта подобного рода требует фокусирования внимания учащихся на сути проблемы, организации поискового и ознакомительного чтения с целью фильтрации информации, позволяет импровизировать с графическими образами, создавая простор для творчества. Можно предположить, что подобный подход обеспечит успешность информационной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Использование инструментария для построения ментальных карт в процессе учебной деятельности должно качественно изменить характер познавательной и исследовательской деятельности школьников (ее содержание и способы организации), способствуя созданию условий к самообразованию, саморазвитию, саморефлексии и т.п., когда обучаемые осваивают не только (и не столько) конкретное содержание, а процесс мышления. Google-сайты На страницах сайта могут быть представлены и теоретические сведения, и результаты анкетирования, и алгоритмы работы с сервисами, демонстрационное и обучающее видео, продукты исследовательской деятельности (например, ленты времени) и т. п. Одним из популярных продуктов является Web-квест - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы интернета. Вхождение педагогов в развитие единой информационной образовательной среды школы Одним из факторов успешной реализации модели формирования метапредметных результатов обучающихся основной школы при реализации ФГОС является готовность педагогов к работе в новом образовательном пространстве. И здесь мы предлагаем следующую траекторию реформирования: создание метапредметных (межпредметных методический объединений). Одним из таких экспериментов является интегрированный курс «Основы проектной деятельности: от проблемы - к инновациям», где каждый педагог выступает в роли тьютора (в рамках работы методического объединения учителей естественно-математического цикла). Эта работа не только очень эффективна - она уникальна тем, что при правильной организации позволяет ученику и учителю быть партнёрами одного проекта и учиться друг у друга в достаточно неформальном ключе (особенно если учесть тот факт, что дети часто лучше нас владеют информационными технологиями, мы можем многому от них научиться). Немаловажным будет и специально организованный процесс переподготовки педагогических кадров, включающий в себя как дистанционную работу педагогов, так и практическую деятельность (проведение обучающих и проблемных семинаров, практикумов, мастер-классов). Так, в рамках городского методического объединения учителей математики был проведен мастер-класс «Образовательная робототехника на уроках математики: первые шаги от теории - к практике» по использованию конструктора Lego (в частности Lego WeDo и Lego Digital Designer) во внеурочной деятельности по математике (5 класс) [Егорова А. А., 2014]. Оценка ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Электронное портфолио обучающегося может быть создано как самостоятельно, так и с помощью различных сервисов - kidblog, evernote и вышеупомянутые Google-сайты. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе - в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ-компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована. Однажды американский писатель Дейв Барри сказал: «Компьютерная революция меняет все так стремительно, что только четырнадцатилетние действительно понимают, что происходит». Наша задача - помочь им применить это понимание на практике. Создавая что-то связанное с конкретной проблемой, при этом овладевая новыми уникальными возможностями компьютера и сети, дети действительно начинают чувствовать себя творцами. А заодно учат нас!}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/997}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/1062}, }