TY - JOUR T1 - Применение числовых и логических тестов на уроках математики на примере дистанционного этапа конкурса «Лидеры России» AU - Дадаев, Х. С. AU - Крылов, В. В. AU - Подходова, Н. С. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/996 N2 - Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры России» является одним из нескольких десятков проектов, конкурсов и олимпиад, объединенных на базе общей платформы «Россия - страна возможностей», созданной по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2018 году. В работе проектов платформы, имеющих свою аудиторию и предлагающих различные способы реализации имеющегося потенциала, за прошедшие 4 года приняли участие порядка 15 млн человек, представленных всеми регионами России и 150 странами мира. Более 1,5 тысяч общественных и государственных организаций, вузов и компаний оказали содействие в проведении и сопровождении проектов в качестве партнеров. Около 38,5 тысяч участников проектов стали их победителями. Платформа представляет собой открытую площадку для обмена опытом и общения всех заинтересованных и талантливых людей, вне зависимости от возраста и рода деятельности. Чтобы каждый имел возможность проявить себя, реализовать свои способности и потенциал, воплотить в жизнь наработанные идеи и инициативы. При этом целью участия в проектах является не только победа, но и дальнейшее развитие лидерских качеств, новые перспективы в учебе или работе, заведение полезных знакомств с единомышленниками, наставниками или партнерами по бизнесу [Россия - страна возможностей]. Являясь флагманским проектом президентской платформы, конкурс «Лидеры России» нацелен на поиск, развитие и поддержку руководителей, идущих в ногу со временем, с высоким уровнем компетенций в сфере управления и лидерских качеств. Участие в этом открытом конкурсе современных управленцев предоставляет возможность стать обладателем гранта в размере 1 млн рублей на дополнительное образование в выбранном вузе, получить в наставники одного из руководителей - лидеров из сферы государственного управления или бизнес-сообщества России. Кроме того, имеются реальные шансы быть включенным в руководящий состав кадрового резерва и стать одним из лучших управленцев страны. В течение 4 проведенных сезонов (с 2017 по 2022 годы) заявки на участие в конкурсе подали порядка 840 тысяч человек. По итогам дистанционного этапа (тестов) более 14 тысяч из них стали полуфиналистами, 419 из которых объявлены победителями. Около 360 участников конкурса получили назначения на руководящие должности в органах госуправления и власти, госкорпорациях и бизнес-структурах России [Конкурс управленцев «Лидеры России»]. Оценка и формирование у участников конкурса управленческих компетенций осуществляется в том числе через обучение и получение обратной связи, организацию коммуникационной площадки для обмена опытом, содействие распространению лучших практик. Конкурс базируется на принципах объективности, прозрачности, открытости, и состоит из нескольких этапов [Тесты лидеры России; Федорова, 2022; Седова, 2022]: 1) регистрация участников, заполнение анкеты, загрузка видеоинтервью (не более 3 минут), выбор направления (2019-2020 гг.) или трека конкурса (2021-2022 гг.); 2) подготовка эссе с ответами на заданные вопросы, первый дистанционный блок тестов, включая числовой, логический, вербальный, тест общих знаний, тест умственной работоспособности и стрессоустойчивости (2019-2020 гг.) или оценка компетенций и интеллектуальных способностей, тест управленческого потенциала (2021- 2022 гг.); 3) второй дистанционный блок тестов, включая тест управленческого потенциала и тест управленческой готовности (2019-2020 гг.) или специализированный тест по выбранному треку (2021-2022 гг.); 4) очные мероприятия, включая контрольный (проверочный) компьютерный тест, полуфинал и финал конкурса (2019-2020 гг.) или финал (региональный финал для части треков) и суперфинал конкурса (2021-2022 гг.). На дистанционном этапе конкурса для оценки интеллектуальных способностей участников используются в том числе числовой, логический и вербальный тесты, созданные экспертами специально в целях проверки способностей участников конкурса обрабатывать числовую и словесную информацию, возможностей применения ими логики и анализа представленной информации. Именно на данном этапе отсеивается большинство участников конкурса «Лидеры России». В рамках данной статьи рассмотрим числовые и логические тесты, используемые организаторами конкурса. Во время прохождения тестов нет возможности вернуться и перерешать предыдущие задания. При этом уровень сложности логических тестов, как правило, увеличивается. Концентрация и спокойная обстановка являются основными условиями ожидаемого положительного результата. Информация числовых тестов предлагается для анализа в виде графиков, таблиц, различного вида цифровых последовательностей и т. п. Для успешного прохождения теста необходимы базовые математические знания о пропорциях, долях и процентах. На выполнение числового теста выделяется время в среднем по 60 секунд на вопрос. Логические тесты конкурса предназначены для оценки логического интеллекта и навыков работы с абстрактной информацией. Предлагается, например, продолжить определенную последовательность, состоящую из абстрактных фигур (треугольники, квадраты, круги и т. д.) с линиями и точками внутри. Для успешного прохождения теста требуются внимательность, умение сгруппировывать указанные фигуры по их общим признакам, хорошая скорость реакции. Сложность вопросов к концу теста возрастает, в том числе за счет увеличения количества элементов логической последовательности. На решение логического теста выделяется время в среднем по 45 секунд на вопрос. Рассмотрим статистику этапов конкурсных отборов за прошлые сезоны. Из 199 тысяч человек, подавших заявки на участие в конкурсе в 2017 году, к дистанционному этапу тестирования было допущено чуть более 78 тысяч (менее 40%). По результатам тестирования выбыло из конкурса почти 97% допущенных участников - этот этап прошли только 2,7 тысячи лучших (около 1,3% от подавших заявку на участие) [Лидеры России; Как подготовиться к конкурсу]. В 2018 году на участие в конкурсе зарегистрировано около 227 тысяч человек, из которых более 91 тысячи (40%) допущены к участию в дистанционном этапе. По итогам тестовых испытаний более 96% последних не прошли на следующий этап, в полуфиналы были приглашены 3,3 тысячи участников (1,4% от прошедших регистрацию) [Сысоев, 2019]. Из почти 234 тысяч заявок на конкурс, поступивших в 2019 году, к участию в тестировании допущены более 91 тысячи человек (39%), 96% из них выбыли на этом этапе конкурса. Полуфиналистами стали 3,4 тысячи участников (менее 1,5% от общего количества поданных заявок) [Как подготовиться к конкурсу]. В 2021 году на участие в конкурсе подано 181 тысяча заявок, на этап тестирования допущено более 72 тысяч человек (40%), около 95% из них не прошли дистанционные испытания. На контрольное тестирование очного этапа конкурса были приглашены почти 4 тысячи участников (2,2% от количества зарегистрированных заявок) [Федорова, 2022]. Примеры числовых тестов, разработанных для второго сезона конкурса «Лидеры России» (2018-2019 гг.) [Как подготовиться к конкурсу]: Примеры логических тестов, разработанных для третьего сезона конкурса «Лидеры России» (2019-2020 гг.) [Как подготовиться к конкурсу]: Основным фактором, влияющим на результаты прохождения тестов, является ограниченное время выполнения заданий. Сами по себе задания не трудные, и без учета фактора времени практически каждый сможет их решить, но в условиях цейтнота тесты представляют собой достаточно сложное испытание. При этом большая часть времени уходит на поиск (ориентирование) и выбор необходимой для решения информации. Автор статьи участвовал в трех последних сезонах конкурса «Лидеры России»: ▪ во втором сезоне (2018-2019 гг.) дошел до второго дистанционного блока тестов; ▪ в третьем сезоне (2019-2020 гг.) вышел в полуфинал конкурса, проводившийся в Уральском федеральном округе; ▪ в четвертом сезоне (2021-2022 гг.) пробился в региональный финал конкурса в Уральском федеральном округе по треку «Государственное управление». Личный опыт участия в конкурсе управленцев «Лидеры России» повысил интерес к тестовым заданиям, в т. ч. логическим и числовым. Так появилась идея использования тестирования не только для оценки знаний учащихся, но и применения тестов в качестве метода стимулирования к получению знаний, развития их умственной деятельности. Традиционно на уроках в общеобразовательной школе тесты используются в качестве первичного закрепления материала при освоении новых тем, а также для самоконтроля и самопроверки школьников. Таким образом реализуются обучающая, диагностическая и ориентирующая функции тестирования. В рамках как школьного, так и внешкольного обучения имеется возможность проведения тестирования для развития мотивации к учебе, познанию, т. е. реализации развивающей функции тестирования. Разработка соответствующих развивающих тестов базируется на основных принципах, таких как достоверность, значимость, системность и достаточность. Рассмотрим несколько простейших примеров тестовых заданий для учеников младшего школьного возраста. 1. Найти число в последней ячейке таблицы, логически продолжив ряд: Верный ответ: 18. 2. Найти закономерность в последовательности и выбрать нужную фигуру: Верный ответ: 3. На примере приведенных тестовых заданий легко можно понять структуру тестов, состоящую из вводной инструкции, самого теста, вариантов ответов и верного ответа. Тестовые задания могут использоваться как на обычных уроках, чтобы процесс обучения школьников не был однообразным и монотонным, так и на промежуточном и итоговом контроле, в целях оптимизации мониторинга знаний учащихся, а также при диагностике результатов обучения. Данные принципы используются и при проведении тестов на занятиях математического кружка в школе. Такой процесс обучения, применяемый на занятиях в школе, обычно нравится учащимся, они легко и быстро откликаются на тестовые задания, которые показывают уровень осознанного творческого логического мышления и умственной деятельности. Применение тестовых заданий повышает способность школьников анализировать представленную информацию, стимулирует их к поиску оптимального пути решения. Прохождение тестов затрагивает основные мыслительные процессы, такие как анализ, аналогия, логика, умозаключение и т. п. Это в свою очередь способствует повышению интереса учащихся к математике, вниманию, концентрации, развитию аналитических способностей. При регулярном проведении тестовых испытаний с ограниченным временем школьники привыкают самостоятельно распределять собственные силы и время, эффективно использовать свои способности. Сложность тестовых заданий и время их выполнения могут быть вариативны и увеличиваться в зависимости от возраста учащегося, его индивидуальных способностей. Количество вариантов ответов, сложность графических заданий также увеличивается с возрастом тестируемых. При этом самостоятельная разработка собственных уникальных задач по тестированию учащихся является для преподавателя инструментом роста профессиональных компетенций и методологической коммуникации с коллегами. Многолетний опыт использования тестов на занятиях по математике показывает, что школьники учатся самостоятельно использовать мыслительные операции на практике, углублять свои знания и умения. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, трудолюбие, умение гибко переключаться с одной задачи на другую. Данные факторы способны помочь в выстраивании стройной системы знаний и умений, формировании мотивации учащихся, а также их познавательной активности и любознательности. Кроме того, адаптация школьников к процедуре тестирования - это подготовка к успешной сдаче ими экзаменов в тестовой форме при окончании 9-х и 11-х классов. В каждом человеке еще в детстве закладываются способности к анализу информации, будучи ребенком, он познает мир, обучается. Эти способности необходимо постоянно тренировать. Преподаватели математики могут помочь в этом школьникам, целенаправленно развивая их логическое мышление, память и внимательность. Система российского образования богата опытом использования тестирования знаний учащихся. Процедура тестирования широко используется в настоящее время в системе оценки знаний школьников, повышая качество знаний учащихся и уровень преподавания. Задача современного учителя математики в рамках обучения, развития и воспитания - научить школьников выходить за рамки шаблонного мышления и принимать нестандартные решения с учетом их интересов и способностей.