RT - SR - Electronic T1 - Практический опыт подготовки будущих учителей к решению задач воспитания средствами цифровой среды SP - 2023-04-11 A1 - Яковлева, О. В. A1 - Туманова, О. А. A1 - Носкова, Т. Н. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/995 AB - Профессиональная деятельность учитель связана с решением широкого спектра задач, в частности, коллективом авторов РГПУ им. А. И. Герцена Н. Ф. Радионовой, В. А. Козыревым, А. П. Тряпицыной, Г. А. Бордовским, Е. В. Пискуновой было предложено пять групп таких задач, а затем этот перечень был расширен до семи [Верещагина и др., 2016; Писарева и др., 2019]. Это задачи, связанные с восприятием личности ученика в образовательном процессе; построением, проектированием образовательного процесса; организацией взаимодействия с субъектами образовательной среды; построением, проектированием образовательной среды; проектированием и осуществлением профессионального самообразования, саморазвития; управлением объектами образовательной среды; организовывать работу с информацией. Перечисленные группы задач учатся решать студенты, будущие учителя, в рамках методически ориентированных учебных дисциплин, практик и внеучебной социальноориентированной деятельности. В условиях развития цифрового образования педагогу необходимо уметь решать профессиональные задачи средствами цифровой среды, осознавать ее ресурсные (контентные), коммуникационные и управленческие возможности, ограничения, ценности и риски. В проведенном ранее на базе кафедры цифрового образования исследовании [Яковлева, 2021] было доказано, что при проектировании электронного учебного курса целесообразно обогащать его содержание воспитательными контекстами в нескольких направлениях, а именно: учитывать возможностей цифровой среды, позволяющие создавать коллективный контент, работать совместно; использовать коммуникационный потенциал цифровой среды (масштабирование и полилогизм коммуникаций); создавать условия для поддержки процессов самопознания, самоопределения в профессиональном контексте; обогащать опыт студентов в решении профессиональных задач посредством анализа существующей педагогической практики. Одним и важных критериев готовности к решению профессиональной задачи является способность применять уже имеющиеся умения, навыки, компетенции в новых условиях, то есть перенос имеющихся способов деятельности в новые контексты. Такой практически опыт будущие учителя информатики получили в процессе участия в разработке электронного учебного курса (ЭУК) «Кибергигиена и работа с большими данными» как элемента дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные практики школьного IT образования». Данная задача решалась в рамках производственной практики студентов 4 курса бакалавриата; также был привлечен один аспирант. Воспитательный потенциал тематики «кибергигиена» обусловлен особенностями понимания данного феномена, заложенными в разработку ЭУК. Кибергигиена - область науки, изучающая влияние цифровой среды на здоровье и жизнедеятельность человека. Рассматривает факторы цифровой среды, оказывающие влияние на физическое, психическое здоровье, безопасность человека, и продукты его труда - цифровые данные и вариативный контент. Кибергигиена изучает угрозы цифровой среды для человека и способы их преодоления, даёт рекомендации в области здорового информационного (цифрового) поведения и образа жизни. Работа по развитию цифровых навыков, а также приобщению детей и подростков к здоровому информационному образу жизни сегодня активно ведется на базе общеобразовательных школ, «ITкубов», центров образования «Точки роста», детских технопарков «Кванториум» и др. [Григорьев и др., 2022; Каримова, 2020]. Следовательно, будущий учитель информатики также должен погрузиться в данную тематику, осознать ее воспитательный потенциал. С целью разработки ЭУК было создано студенческое сообщество «Кибергигиена», в состав которого вошли преподаватели-кураторы, студенты и аспиранты. Цифровой контент разработанного ЭУК включает лекционный блок (видеоролики к лекциям, тезисы, презентации, тест для самоконтроля), практический блок для самоконтроля (интерактивные задания на цифровых интернет-сервисах), проектный блок (проектное задание по каждой теме для слушателей курса), блок итогового контроля (итоговый тест и презентацию итогового проекта по курсу). Также курс включает рефлексивный блок (пре-опрос и итоговый рефлексивный опрос). Значимость такой деятельности для студентов и аспирантов заключается в том, что они имеют возможность применить в реальной образовательной практике полученные в ходе своего образовательного пути знания, умения, компетенции. Увидеть «работающий» результат своей деятельности - ЭУК для студентов своего университета. Также важно, что студенты самостоятельно (при поддержке кураторов) отбирают материал для ЭУК, адаптируют его для слушателей общепедагогического профиля образования, ищут новые формы и форматы представления материала (интерактив, научно-популярный стиль изложения, проблемные вопросы и задания, проектные задания и т. д.). В содержание ЭУК входят многие этические вопросы, вопросы воспитания в цифровой среде, которые в процессе разработки образовательного контента студентам также предстоит осмыслить. Основная задача студентов и аспирантов при разработке ЭУК - не только показать будущим учителям спектр вопросов в области кибергигиены, но также продемонстрировать технологии создания современного цифрового образовательного контента; создать условия для переноса полученных знаний в область практической работы с учащимися средней школы через разработку слушателями ЭУК собственного минипроекта в области кибергигиены. Взаимодействие участников студенческого сообщества включало несколько направлений. Прежде всего, была проведена установочная встреча на платформе Zoom, с обсуждением предстоящего плана работы, распределением ролей. Каждый куратор-преподаватель работал с тремя студентами. Дальнейшее взаимодействие осуществлялось по электронной почте и в общей группе «Кибергигиена» на базе сервиса WhatsApp. Формат взаимодействия полностью оправдал поставленные цели. Ход работы по разработке ЭУК включал несколько этапов: 1. Осмысление содержания модуля, поиск и анализ материалов, формулирование целей и задач, результатов, разработка логотипа и фирменного стиля ЭУК (рис. 1). 2.Разработка сценариев видеолекций (рис. 2). 3. Создание презентаций (после согласования материалов с кураторами). 4. Запись видеолекций (после согласования презентации). 5. Разработка интерактивных практических заданий (рис. 3). 6. Формулирование проектных заданий (рис. 4). 7. Создание тестов по блокам (всего в ЭУК 7 тестов). 8. Описание каждого блока в ЭУК в соответствии с заданной структурой. 9. Проведение презентации ЭУК на дне открытых дверей института информационных технологий и технологического образования. Кратко рассмотрим общую характеристику ЭУК. Курс размещен в СДО Moodle. Он посвящен изучению влияния цифровой среды на здоровье и жизнедеятельность человека. В нем рассматриваются факторы цифровой среды, оказывающие влияние на физическое, психическое здоровье, безопасность человека и продуктов его труда в цифровой среде. Главная задача курса - осознать угрозы цифровой среды для человека и способы их преодоления, а также овладеть основами здорового информационного (цифрового) поведения и образа жизни. Программа курса: Тема 1. Разработчики - Куликова С. С., канд. пед. наук, доц. и Безуглова Ю., студентка 4 курса. Введение в понятие «кибергигиена». Актуальность понятия «кибергигиена». Соотношение понятий «кибергигиена» и «кибербезопасность». Основы кибергигиены, характерные признаки, примеры и проблемные ситуации. Базовые знания о цифровой безопасности. Цифровой портрет пользователя. Контроль взрослых за детьми в сети, родительский контроль. Тема 2. Разработчики - Куликова С. С., канд. пед. наук, доц. и Безуглова Ю., студентка 4 курса. Нормативное регулирование в сфере информационной безопасности. Нормативно-правовые документы в области обеспечения информационной безопасности (Конституция РФ, Трудовой и Уголовный кодексы РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ и приказы РФ). Доктрина информационной безопасности. Тема 3. Разработчики - Яковлева О. В., канд. пед. наук, доц. и Судеревская Д., студентка 4 курса. Кибергигиена в работе с цифровым контентом. Взаимосвязь понятий «кибергигиена» и «цифровая грамотность». Понятия «рерайтинг», «плагиат», «компиляция». Правила безопасной работы с информацией в сети Интернет, сохранение авторских прав. Правила цитирования. Обзор популярных веб-сервисов для создания цифровых материалов. Требования к разработке и оформлению современных презентаций. Правила создания эффективной презентации и подготовка к выступлению. Особенности групповой работы по проектированию цифрового контента, распределённая сетевая деятельность. Тема 4. Разработчики - Куликова С. С., канд. пед. наук, доц. и Иванова А., студентка 4 курса. Угрозы и риски интернет-пространства. Классификация правонарушений в сети Интернет. Обзор Интернет-преступлений. Фишинг. Виды киберагрессии и ее проявления, способы противостояния. Кибербуллинг как социальное явление. Хейтеры в сети, хейтинг. Троллинг в киберпространстве. Новостная грамотность (fake news). Характеристика рисков и их профилактика в современной сети Интернет - информационных, коммуникационных, потребительских, технических. Риски и опасности, связанные с использованием мобильных телефонов. Признаки киберзависимости (Интернет-зависимости) и пути преодоления. Информационная перегрузка. Тема 5. Разработчики - Куликова С. С., канд. пед. наук, доц. и Минин Н., студент 4 курса. Безопасное использование личных и персональных данных в сети Интернет, защита информации. Безопасное поведение человека в сети Интернет. Корректное использование технических средств и программного обеспечения в личных целях, защита данных. Антивирусные программы, их характеристика и выбор антивирусного ПО. Парольная политика. Защита аккаунтов, настройки браузера. Уязвимость Wi-Fiсоединений. Безопасное использование электронной почты. Защита информации в социальных сетях. Меры безопасности при проведении электронных платежей. Тема 6. Разработчики - Яковлева О. В., канд. пед. наук, доц. и Ковалева Е., аспирант. Большие данные и нейронные сети. Обзор технологии «Большие данные», работа с Big Data. Учебная аналитика. Нейронные сети: виды, возможности и принципы работы. «Умный дом» и система безопасности. Тема 7. Разработчики - Яковлева О. В., канд. пед. наук, доц. и Грубская Е., студентка 4 курса. Понятия киберэтика, этика нейросетей. Особенности общения и взаимодействия в сети Интернет. Сетевой этикет. Этические нормы в области искусственного интеллекта (ИИ). Кодексы ИИ. Отечественные и зарубежные программы и проекты в области этики ИИ. Цифровая этнография, киберсоциализация. Таким образом, в результате обучения студент будет: Знать: ▪ Сущность основных понятий - кибергигиена, киберкультура, кибербезопасность, цифровая грамотность, большие данные, искусственный интеллект, киберэтика. ▪ Нормативно-правовые документы в области кибербезопасности. ▪ Основные риски интернет-пространства для разных категорий пользователей и способы их преодоления. Уметь: ▪ Создавать современный цифровой контент с учетом требований информационной безопасности и авторского права. ▪ Организовывать и осуществлять совместную работу на базе цифровых сервисов интернет с учетом требований к безопасности данных, этических норм и правил. ▪ Организовывать свое личное и рабочее цифровое пространство, видеть возможности и перспективы применения «умных» технологий в жизнедеятельности человека. Владеть: ▪ Современными подходами к обеспечению безопасности личных и персональных данных в киберпространстве. ▪ Основами парольной политики, технологиями защиты аккаунтов и данных. ▪ Способами критической оценки информации в интернет, противостояния информационным перегрузкам и стрессу. Подводя итоги отметим, что в процессе разработки ЭУК студенты имели возможность получить опыт решения таких профессиональных задач, как проектирование цифровой образовательной среды и организация образовательного процесса в целом (в данном контексте ЭУК можно рассматривать как предметно-практическую среду, а его освоение - как образовательный процесс); организация работы с информацией и взаимодействия в среде (через разработку образовательного контента, проектных заданий); задачи педагогической диагностики (через разработку тестовых и рефлексивных заданий). Также совместная работа по проектированию ЭУК обогатила опыт будущих педагогов в области саморазвития благодаря освоению и дидактической переработке новой информации, которую они искали в процессе разработки своих модулей курса Кроме того, необходимо было познакомиться с уже имеющимися образовательными практиками в данной области, тем самым расширяя свой педагогический кругозор.