%0 %A Шимлина, И. В. %A Ионова, Н. В. %A Погодина, В. Л. %A Сухоруков, В. Д. %T Методический инструментарий профориентационной работы учителя географии %D 2023 %X Современный уровень развития общества предъявляет новые требования к подготовке выпускников школ к жизни и будущей трудовой деятельности. Молодежи предстоит конкурировать на рынке труда, постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь реализовать себя в различных видах труда, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг. Правильность выбора профессионального пути человека во многом предопределяется успешностью, проводимой в школе профориентационной работы. Под профессиональной ориентацией мы понимаем систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии, на оказание помощи в профессиональном самоопределении. В настоящее время в РФ реализуется стратегический проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» [Методические рекомендации, 2021], который реализуется на основании перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» от 23 февраля 2018 г. № Пр-328 и Паспорта федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3. Проект включает три ключевых этапа: 1. Комплексную онлайн-диагностику, которая определяет уровень осознанности и готовности школьника к выбору, степень владения ключевыми «гибкими навыками». 2. Профориентационные события - знакомство с миром профессий, проба сил в тех или иных компетенциях во время практико-ориентированной деятельности и профессиональных проб, общение с опытными наставниками. 3. Получение обучающимися рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). В разные годы в нашей стране вопросами профориентации занимались коллективы ученых и изучали данную проблему с разных позиций. В 50-60-е годы XX века была разработана и получила развитие воспитательная концепция профориентации А. Е. Голомштока. Важным аспектом самоопределения, теоретической и практической основой сознательного выбора профессии подрастающим поколением стало политехническое образование (П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин). В 70-е годы XX века Б. Г. Ананьев, К. М. Гуревич, Е. А. Климов, С. П. Крягжде, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, П. А. Шавир, В. В. Чебышева и др. детально разрабатывают психологические основы профориентации. Они изучали психологию профессионального самоопределения, условия и закономерности формирования профпригодности, разрабатывали единую психофизиологическую классификацию профессий. Научные взгляды Л. П. Буевой, Л. А. Йовайши, И. С. Кона и др. способствовали применению системного и комплексного подходов в подготовке школьников к выбору профессии. Современные теоретические основы профессиональной ориентации разработаны в трудах А. Д. Сазонова, Н. Н. Чистякова, Е. А. Климова; создана модель содержания и этапов профконсультирования (Н. Ф. Гейжан); изучена мотивация выбора профессии (Е. М. Павлютенков); определена роль и место трудового обучения школьников в их профессиональной ориентации (В. А. Поляков); исследованы вопросы управления профессиональным самоопределением обучающихся и др. [Чистяков, 1982; Чистякова, 1986]. Ведущими методологическими положениями профориентационной работы с молодежью выступают личностно-ориентированный и деятельностный подходы, предполагающие развитие способности человека к профессиональному самоопределению, самореализации, самоактуализации. Ориентация обучающихся на будущую профессию в школе предполагает комплексный характер и состоит из профконсультирования, профдиагностики, профинформирования. Практико-ориентированный характер профессиональной ориентации определяется включением всех предметных областей в систему профориентационной работы. География как дисциплина с естественнонаучным и общественнонаучным содержанием создает потенциальные возможности для погружения школьников в мир профессионального труда [Шимлина, 2017]. Среди основных методических инструментов работы учителя географии в разрезе профориентации можно считать использование в процессе обучения школьников профессиографических заданий, профиспытаний или проб, ориентационных курсов по выбору [Шимлина, 2017, 2018]. Профессиографические задания - это задания, включающие наряду с географическим содержанием информацию о той или иной профессии (описание условий труда, обязанностей специалиста, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья). Они составляются на основе профессиограмм (описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет человеку, т.е. формула профессии). При составлении профессиографических заданий следует использовать следующие методологические принципы: а) системность (означает, что задание должно отражать специфику и значимость данной профессиональной деятельности); б) целостность (предполагает, что анализ профессионально важных качеств деятельности должен быть проведен в психофизиологическом, психическом, информационном аспектах личности); в) научность и актуальность, т. е. в процессе составления профессиографических заданий, профессиональных проб необходимо использовать современные исследования мира труда; г) эффективность (предполагает, что выполнение задания дает школьнику не только представление о профессии, но и влияет на его дальнейший выбор того или иного вида труда в будущем). Примеры профессиографических заданий, которые могут быть использованы учителем географии на уроках в 9 классе по теме «Легкая промышленность России»: 1) чем отличается основа и уток? Могут ли использоваться при изготовлении тканей сложных плетений несколько основ и утков? К профессиональной лексике какого специалиста относятся эти названия? 2) Какие на твой взгляд необходимы качества художнику, создающему рисунок ткани? Какие чувства ты испытывал, создавая рисунок? 3) Есть ли в твоем населенном пункте учебные заведения, где можно получить профессии работников предприятий текстильной промышленности? Составь перечень специальностей, по которым идет подготовка. Какие требования предъявляет та или иная профессия человеку? На какие школьные дисциплины необходимо обратить особое внимание при подготовке к поступлению в данные учебные заведения? 4) Длина волокна является важным фактором для ткацкого производства. От нее зависит, например, прочность получаемой пряжи. Для определения длины волокон используют штапельную кривую или просто штапель. Как его выстраивают? Почему эта профессиональная операция требует от специалиста особой концентрации внимания, собранности, терпения? Смог ли ты выполнить подобную работу? Какие еще качества характера необходимы для ее реализации? 5) Узнай происхождение названий некоторых тканей: «атлас», «муслин», «гобелен», «кашемир», «парча», «тюль», «плис», «тик», «файдешин», «саржа», «нанка», «твид», «мадрас», «затрапеза». Дополни данный перечень другими названиями, объясни происхождение представленных слов. Профессиональные пробы - важный этап в процессе подготовки школьников к выбору будущей профессии, так как в ходе их выполнения учащиеся приобретают конкретный опыт профессионального труда и возможность соотнесения характера профессиональной деятельности с собственными способностями, возможностями, предпочтениями. Чаще всего профессиональные пробы представлены в виде трудовых, творческих заданий, серии последовательных имитационных игр. По структуре каждой пробы - подготовительный и практический этапы. В ходе подготовительного этапа выявляется направленность профессионально важных качеств личности на конкретную сферу профессиональной деятельности, проходит знакомство обучающихся с теоретическими сведениями о содержании, характере труда разных специалистов, требованиями к состоянию здоровья, правилами техники безопасности, характерными особенностями предприятий данного профиля, их оборудованием и др. В процессе практического этапа пробы учащиеся выполняют задания по трем компонентам (технологический, ситуативный, функциональный) и трем уровням сложности. Технологический компонент - характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения учащимися определенными профессиональными умениями, способами применения орудий труда, используемых в определенной профессии. Характерной особенностью содержания заданий, составляющих технологический компонент пробы, является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности. Ситуативный компонент - воспроизводит содержательную сторону профессии и определяет последовательность предметно-логических действий на основе накопленного опыта и приобретения знаний в процессе подготовки к выполнению профессиональной пробы. Функциональный компонент - воспроизводит структурно-функциональную, динамическую сторону профессиональной деятельности. Задания данного компонента направлены на моделирование профессиональной деятельности и активизируют тем самым потребности, установки, цели, мотивы, определяющие направленность будущей профессиональной деятельности. Каждый компонент пробы состоит из заданий трех уровней сложности. Первый уровень включает задания, требующие от школьника сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для реализации на уровне исполнителя. Задания второго уровня носят исполнительско-творческий характер, предусматривающий элементы рационализации профессиональной деятельности. На третьем уровне сложности учащимися осуществляется оценка предрасположенности к планированию своей деятельности, постановка промежуточной и конечной целей, анализ результатов профессиональной деятельности. Реализация профессиональной пробы представляет собой комплекс теоретических и практических знаний, включающих характеристики предмета, целей, орудий, условий труда, ситуаций проявления профессионально значимых качеств, что позволяет школьникам в процессе осуществления пробы оценить собственные возможности освоения той или иной профессии. Разработанные нами пробы знакомят и ориентируют обучающихся на профессии геодезиста, картографа, геолога, геоморфолога, гидролога, метеоролога, климатолога, почвоведа, геоботаника и др. Они связаны с содержанием программного материала урока географии и имеют максимальную приближенность предлагаемых заданий к реальному содержанию профессионального труда, к условиям, в которых работает представитель той или иной профессии [Рябцева, 2007, 2011; Шимлина, 2012]. Важным инструментарием профессиональной ориентации являются ориентационные курсы по выбору. Они включают решение следующих задач: самоопределение обучающихся относительно профиля обучения или будущей профессии; создание информационной базы для ориентации школьника в мире профессий; знакомство в ходе практической деятельности со спецификой типичных видов труда, соответствующих наиболее распространенным специальностям в современном мире. Структура ориентационного курса по выбору включает сочетание предметного содержания (география) и профориентационной информации [Рябцева, 2008]. Примеры ориентационных курсов по географии с профориентационным содержанием приведены в таблице 1. Как видим, географическое содержание предоставляет учителю достаточно широкие возможности для осуществления профориентационной работы. Система географического образования является средством осознания обучающимися необходимости получения знаний и умений для осуществления в дальнейшем выбора профессии в соответствии со своими желаниями, склонностями и способностями, мотивами, направленности на ее освоение. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/987