@article{Суслов2023-04-11, author = {В. Г. Суслов, В. Л. Погодина, В. Д. Сухоруков}, title = {Проектирование современного урока географии: методические аспекты}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Современный этап развития образования характеризуется сменой парадигм: переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Сразу подчеркнем, что речь идет не о замене одного слова другим, а о глубоких системных изменениях образовательного процесса. В традиционной «знаниевой» парадигме обучения накоплен большой педагогический опыт, однако в массовой школе сохраняются противоречия между широким использованием фронтальных форм обучения и особенностями учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Перед каждым учителем возникают вопросы: каким должен быть современный урок? Как построить урок, основанный на положениях парадигмы учения? Что меняется в целях, структуре, оценке и анализе урока? Какова роль учителя и ученика на уроке? Эти вопросы в различных аспектах методики обучения географии рассматривают многие исследователи. Признаки современного урока географии В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов отмечают, что первым показателем выступают цели урока [Сухоруков В. Д. и др., 2020]. Если главная цель традиционного урока заключалась в передаче знаний, то на современном уроке знания и умения учащихся являются опорой для развития личностных качеств школьника. Второе отличие заключается в изменении роли учителя, который на традиционном уроке выступал в роли «транслятора» учебной информации, в том время как на современном уроке он - организатор учебной деятельности школьников, консультант и помощник в решении практико-ориентированных заданий. Авторы отмечают, что главным признаком современного урока является самостоятельная деятельность учащихся, решение учебных задач и проблем. Третье отличие - изменение характера отношений между учителем и учащимися в процессе обучения. Современный урок характеризуется атмосферой педагогического сотрудничества и сотворчества. Это может быть выражено в выборе различных форм учебной деятельности на уроке, а также в передаче некоторых функций учителя учащимся. Четвертый признак - логика построения учебного процесса и распределения времени. Современный урок обладает более широкой композиционной структурой, демонстрирующей слияние его элементов и этапов. Пятый признак связан с особенностями общения учащихся на уроке. В современных условиях коллективной учебной деятельности акцент должен ставиться на развитие индивидуальных особенностей школьников. Поэтому общение учащихся на уроке должно быть интерактивным. Существенным признаком современного урока при этом становится оперативная связь с текущими событиями, что, несомненно, является очень важным именно для уроков географии. Структура урока Традиционный и современный уроки имеют глубокие структурные различия. Ведущими ориентирами для современного урока, по мнению О. Н. Крыловой и И. В. Муштавинской, могут стать следующие положения: ▪ от триединой цели урока - к формулировке целей через деятельность учащихся и далее - к самостоятельному целеполаганию; ▪ от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного - к многокомпонентному уроку; ▪ от традиционной отметки - к современной оценке [Крылова О. Н. И др., 2015]. В структуре современного урока целесообразно выделить тот инвариант, который, с одной стороны, будет фундаментом для дальнейшего развития традиционного урока, а с другой стороны, давать свободу проектирования учебной деятельности как для учителя, так и для учеников [Душина И. В., 2012] (таблица 1). Структура традиционного и современного урока Отметим, что структурные этапы современного урока достаточно чётко соотносятся с элементами учебной деятельности (таблица 2). Т а б л и ц а 2 Соотнесение этапов урока с элементами учебной деятельности Методические аспекты современного урока географии Необходимо отметить, что положения системно-деятельностного подхода, выступающего методологической основой обновления школьного образования, оказали существенное влияние на современный урок географии, изменив не только виды учебной работы школьников, но и виды педагогической деятельности учителя. Авторским коллективом учителей географии Санкт-Петербурга и преподавателей кафедры методики обучения географии и краеведению Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена опубликовано учебное пособие «Проектная деятельность учителя географии. Проектирование урока», в котором дана системная характеристика всех этапов современного урока географии, представлены технологии, средства и приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся [Суслов и др., 2021]. Авторы описывают возможные подходы к проектированию современного урока географии, которые позволят учителю перестроить сложившуюся методическую систему и могут быть стимулом для разработки собственных уроков при изучении школьного курса географии. В большинстве педагогических исследований методическую систему определяют как структуру, компонентами которой являются цели обучения, содержание обучения, методы (технологии) обучения, формы и средства обучения, достигнутые результаты. Любой курс (любую тему, любой урок) школьной географии необходимо рассматривать как совокупность указанных компонентов. Сама методическая система состоит из следующих компонентов: целевого, мотивационного, содержательного, процессуального и рефлексивно-оценочного. Рассмотрим их с точки зрения системного подхода, показав специфику каждого компонента урока (таблица 3) [Суслов, 2019]. Т а б л и ц а 3 Особенности компонентов современного урока географии Таким образом, современный урок - это открытая, динамичная система, имеющая непосредственное отношение к интересам и личности учащегося. Современный урок должен быть творческим, способствующим самореализации учителя и ученика. Обобщая педагогический опыт, опишем возможный характер деятельности учителя и учеников на разных этапах урока географии. Главная цель организационно-мотивационного этапа урока - «перевод» целей учителя в цели учащихся - может быть достигнута при обязательных действиях смыслообразования, т. е. показе учащимся значения и смысла учения, формировании их мотивации, интереса и, в конечном счете, потребности в обучении. Возможные способы деятельности на этапе целеполагания: ▪ постановка проблемных вопросов; ▪ обсуждение актуальных новостей, текущих событий; ▪ решение загадок, кроссвордов, занимательных заданий; ▪ необычные формулировки темы урока («Австралия: вдали от всех», «50 штатов и три океана», «Атмосфера: ворота в космос», «Действительно ли Дальний Восток такой дальний?», «Антарктида - холодное сердце», «Каждая река к морю течет»); ▪ эпиграфы к уроку («Ни один человек не живет вне государства», «Реки - сосуды Земли, леса - её лёгкие. А кто тогда человек?» и др.); ▪ использование цитат, исторических документов, отрывков из литературных или музыкальных произведений; ▪ обсуждение примеров из жизни учащихся и др. При отборе содержания целесообразно обратить внимание на следующие аспекты: ▪ использование наряду с традиционными разнообразных справочных материалов (словари, энциклопедии, справочники, электронные материалы и ресурсы Интернет); ▪ один из источников информации - личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент; ▪ привлечение краеведческого материала, межпредметных связей с другими школьными дисциплинами; ▪ использование материалов разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио); ▪ подбор и обучение приемам продуктивной обработки учебной информации (задания по самостоятельной обработке и самоконтролю); ▪ создание учебных ситуаций, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников. Главная особенность процессуально-содержательного этапа урока заключается в совместной деятельности учителя и учащихся по решению значимых для учеников задач. Возможные способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: ▪ динамичное сочетание элементов урока со сменой видов деятельности учащихся; ▪ вариативность заданий (ученик имеет возможность выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности); ▪ комментируемое управление учебной деятельностью школьников со стороны учителя; поэтапный само- и взаимоанализ учащихся; ▪ современные технологии обучения, в том числе: ꞏ опорные конспекты (изучение крупными блоками нового материала по всем темам, применение опор для формирования ориентировочной основы действий); ꞏ проблемное обучение (формирование познавательных и коммуникативных действий на основе активизации деятельности учащихся); ꞏ проектная деятельность (расширение способов работы с источниками информации, совместная деятельность, рефлексия с целью развития умений самореализации); ꞏ ситуационные задачи (решение реальных жизненных задач с целью формирования метапредметных и личностных результатов обучения); ꞏ компьютерные технологии (поиск информации, обновление статистических данных, разработка презентаций, другие задания для формирования ИКТкомпетентности) и др. Возможные способы деятельности с целью мотивации учащихся: ▪ внедрение групповой работы с целью более полного включения каждого ученика в решение учебных задач, преодоления коммуникативных барьеров, расширения арсенала способов учебной деятельности, создания ситуаций успеха; ▪ элементы занимательности (кроссворды, ребусы, логические тесты и др.); широкое использование наглядности; ▪ обсуждение текущих событий в стране и мире («Новостная пятиминутка: сегодня в мире, стране, нашем регионе»); ▪ решение ситуационных задач («Какие профессии востребованы на рынке труда» и др.); ▪ дискуссии, обсуждения, диспуты; ▪ вариативные задания различной степени сложности, включая олимпиадные задания [Бахир М. А. и др., 2014]; ▪ краеведческие вопросы, задания на решение проблем своей местности, страны и мира. На рефлексивно-оценочном этапе урока следует обратить внимание на следующие моменты: ▪ переход от отметки к оценке (разнообразие и динамизм в использовании методов и форм контроля, оценки с целью предупреждения формирования стереотипов); ▪ систематичность и регулярность учета; поэтапное подведение итогов деятельности; ▪ дифференцированный подход к учащимся (учет индивидуальных особенностей и стиля работы); ▪ развитие рефлексивных навыков учащихся на всех этапах урока, например: 1) «мои действия» (выделить три момента, которые хорошо получились в ходе урока; назвать одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке); 2) «ключевые слова» (составить рассказ по «ключевым словам» урока или расставить их в нужной последовательности); 3) эссе от имени изучаемого объекта (явления) с коротким рассказом о себе; 4) сообщение другу (одно предложение о прошедшем уроке) и др. Очевидно, что представленные положения и рекомендации не могут подробно раскрыть особенности каждого элемента урока, однако, на наш взгляд, окажут практическую помощь учителю географии при проектировании учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и его анализе при прохождении аттестации, подготовке открытого мероприятия.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/984}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/1049}, }