PT - JOURNAL ARTICLE AU - Соломатина, С. С. AU - Каск, Н. Г. AU - Павленко, Е. К. AU - Ильинский, С. В. TI - Видеоматериалы на уроке географии DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/983 AB - Считается, что более 90% информации человек получается с помощью зрения. А значит, важность ее визуализации в процессе обучения в целом и географии, в частности, обусловлена биологически. Именно поэтому расширение кругозора учащихся и формирование их чувственного опыта происходит на уроке за счет применения разнообразных средств наглядности. Однако реализация деятельностного подхода в обучении подразумевает формирование не только эмпирического знания, но и поиск приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. В этом случае меняется и назначение средств наглядности: наглядное пособие должно не просто представлять предмет изучения, а являться его информационной учебной моделью, с помощью которой учащийся находит, осмысливает и исследует предмет изучения [Люхина, 2005]. Методическая ценность использования учебных моделей при обучении географии заключается в том, что они позволяют увидеть скрытые или специфически протекающие во времени географические явления. С их помощью становится возможным применить прием интерпретации научного знания в целях обучения. Замещая реальный объект, учебные модели тождественно воспроизводят их основные черты. В качестве учебной модели на уроке географии можно рассматривать видеоматериалы, благодаря которым учащиеся могут стать очевидцами происходящего на экране схода ледника, процесса выветривания, движения тектонических плит и т. д. Реальными для них становятся многие природные процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств достаточно сложно передать. Под видеоматериалами можно понимать разнообразные виды видеозаписей демонстрационных материалов (кинофрагменты, анимации, видеоуроки и т. д.), используемых на уроке географии в различных дидактических целях [Соломатина, 2019]. Разнообразные видеоматериалы являются одним из вариантов электронных образовательных ресурсов, образующих современную школьную образовательную среду. Использование на уроке географии видеоматериалов позволяет организовать формирование познавательного интереса на динамичном уровне. Благодаря демонстрации видеосюжета происходит внешнее воздействие на интерес учащегося, активизируется его внимание, возникает любопытство. Начальный познавательный интерес еще неустойчив. Появление заинтересованности и стремления к познанию нового характеризует проявление любознательности. Дальнейшее выполнение различных типов дидактических заданий, игровых упражнений, участие в обсуждении, дискуссии стимулируют познавательную активность учащихся, итогом которой может стать участие в исследовательских, творческих проектах. Познавательный интерес на этом этапе становится личностно-ориентированным и устойчивым. Приведем примеры использования видеоматериалов на уроке географии [Соломатина, 2019]. Пример № 1. Тема урока «Ветер», 6 класс. Название видеоматериала: «Буря из африканской пустыни принесла песок на склоны горнолыжных курортов в Сочи». Ссылка: https://www.1tv.ru/news/2018-03-23/342880-burya_iz_afrikanskoy_pustyni_prinesla_pesok_na_sklony_gornolyzhnyh_kurortov_v_sochi Вид видеоматериала, аннотация: фрагмент выпуска новостей - показан перенос воздушными массами песка из Африки на территорию Евразии. Пример задания для учащихся: определить явление, о котором повествуется в видео, сформировать тему урока. Дидактическая цель использования видеоматериала на уроке: содержательная - сформировать понятия «ветер», «буря», «воздушные массы»; сформировать представление о действии ветра; сформировать знание о причинах переноса песка из одного места в другое; деятельностная: организовать смысловой просмотр фрагмента выпуска новостей; обеспечить готовность учащихся к фронтальному опросу; способствовать развитию умения перехода от частного к общему и наоборот; способствовать целеполаганию. Пример № 2. Тема урока «Облака. Атмосферные осадки», 6 класс. Название видеоматериал: «Атмосфера. Водяной пар и облака». Ссылка: https://interneturok.ru/lesson/geografy/6-klass/atmosfera/vodyanoy-par-ioblaka Вид видеоматериала, аннотация: видео-урок; рассказывается о том, что такое облака, как они образуются, какие виды бывают и как по облакам можно прогнозировать погоду. В видео присутствуют картографические изображения, иллюстрации, схемы, небольшие видеофрагменты. Пример задания для учащихся: определите, что такое облака? Как называется процесс, в ходе которого из водяного пара образуются облака? В каком слое атмосферы образуются облака? От чего зависит форма облаков? Какие виды облаков были перечислены в видео? Как выглядят кучевые облака? Предвестниками какой погоды они являются? Кратковременные ли это дожди? Как выглядят слоистые облака? Какие осадки для них характерны? Какие еще виды облаков есть? На что они похожи? Какую погоду ждать, если на небе перистые облака? Обобщите изученный вами материал видео-урока. Результат представьте в виде схемы «Виды облаков». Дидактическая цель использования видеоматериала на уроке: содержательная - сформировать понятие «облака», сформировать представление о видах облаков, сформировать знание о способах образования облаков, связи облаков и осадков и способах прогнозирования погоды; деятельностная - организовать смысловой просмотр фрагмента выпуска новостей, обеспечить готовность учащихся к фронтальному опросу, способствовать развитию продуктивного мышления: применять приемы сравнения, выявления сходства/отличия, сопоставления, обобщения, формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, формировать умения описывать объект Пример № 3. Тема урока «Открытие Антарктиды», 7 класс. Название видеоматериала: «Открытие Антарктиды». Ссылка: https://youtu.be/tOn_rdxT1e8 Вид видеоматериала, аннотация: видео-урок с элементами анимации - представлена краткая информация об экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Пример задания для учащихся: определите, кто возглавлял экспедицию? На каких кораблях? Каков был маршрут? Какой населённый пункт служил точкой отправления? Точкой возврата? Какие животные попадались на пути следования? Что увезли с собой члены экипажей? Составьте кроссворд по изученной теме. Дидактическая цель использования видеоматериала на уроке: содержательная - сформировать представление об истории открытия материка, познакомить с выдающимися путешественниками, выявить физико-географические особенности Антарктиды, сформировать представление о вкладе Беллинсгаузена и Лазарева в открытие Антарктиды; деятельностная: - организовать смысловой просмотр фрагмента выпуска новостей; обеспечить готовность учащихся к фронтальному опросу и выполнению последующих письменных заданий; способствовать патриотическому воспитанию. Пример № 4. Тема урока «Океаны Земли. Тихий океан», 7 класс. Название видеоматериала: «Свалка в Тихом океане». Ссылка: https://youtu.be/iu53rQPyrus Вид видеоматериала, аннотация: фрагмент документального фильма - демонстрирует огромное мусорное пятно в Тихом океане, объясняет причины концентрации мусора именно в этом месте планеты, показывает вред пластика для окружающей среды. Пример задания для учащихся: объясните, какое происхождение имеет мусор в Тихом океане; предположите, почему мусор собирается в определенном месте океана; объясните, как происходит движение морской воды; оцените, какой материал составляет большую часть мусора. Организуем «Мозговой штурм» для решения изучаемой экологической проблемы и предложим способы очистки океана от мусора. Дидактическая цель использования видеоматериала на уроке: содержательная - сформировать представление об экологической проблеме и её масштабах, показать негативные последствия для человека и всей окружающей среды; сформировать знание о причинах возникновения этого явления; деятельностная: организовать смысловой просмотр видеоматериала; способствовать экологическому воспитанию, критическому мышлению, установлению причинно-следственных связей; научить выявлять проблему в общем информационном потоке и находить возможные пути её решения, опираясь на полученные ранее знания, жизненный опыт; научить участвовать в тематической дискуссии. Опираясь на собственный педагогический опыт, хотим заметить, что, несмотря на многообразие существующих видеоматериалов, иногда возникает потребность их редактирования в виду следующих причин: превышающий хронометраж; несоответствие материала возрастным особенностям учащихся; недостаточная адаптация теме урока; плохое качество звука, изображения, несвязная речь дикторов, звуковой ряд на иностранном языке или же его отсутствие (субтитры). Существует ряд онлайн-сервисов, которые предоставляют свои видео для общего пользования и позволяют их как-либо редактировать и делать интерактивными. Рассмотрим функциональные возможности некоторых из них в таблице 1 [Соломатина, 2019]. Рассмотрим функциональные возможности сервиса EDpuzzle, который может помочь учителю в создании и редактировании видеоконтента. Для работы с сервисом необходима регистрация (либо по адресу электронной почты, либо с использованием аккаунта Google +). Для регистрации доступно два типа аккаунта: учитель (Teacher) и ученик (Student). В первом случае вы сможете создавать видеоматериалы на сайте, сопровождая их аудио и текстовыми комментариями, вопросами и заданиями к ним организовывать виртуальные классы для учащихся (доступна функция интеграции с Google классом) и отслеживать, кто из учеников посмотрел видео, сколько % от всей продолжительности и как справился с заданиями. Зарегистрированному ученику можно присоединиться к созданным классам и выполнять задания к видео, оценив тем самым интерфейс и функционал, доступный учащимся. Что касается создания контента, то сервис предоставляет доступ к большому количеству видеоматериалов с таких площадок как YouTube, Ted, National Geographic и др., а также есть возможность загружать и редактировать собственные материалы. Инструментарий сервиса позволяет обрезать фрагмент, создать интерактивную викторину с открытыми вопросами или представить их в форме теста, дать текстовый или голосовой комментарий, самостоятельно озвучить видеоматериал, вставить при необходимости изображения. Настройки просмотра позволяют учителю сделать так, чтобы учащийся не мог перемотать видео до тех пор, пока не ответит на вопрос, заданный учителем. Стоит отметить, что использовать ресурс можно как при работе в классе на любом из этапов урока в зависимости от дидактической цели, так и дистанционно.