TY - JOUR T1 - Мотивация учебной деятельности учащихся при изучении школьной географии AU - Михайлова, М. А. AU - Эйюби, С. К. AU - Ильинский, С. В. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/981 N2 - Движущей силой учебного процесса, на наш взгляд, выступают два важных ресурса, а именно мотивы обучения и личность педагога. Мотивы (от лат. moveo - двигаю) - то, что побуждает, стимулирует человека к деятельности. Внутренние мотивы закладывают направление для личностного развития ребенка. Тогда как внешние мотивы определяют такие чувства, как долг, ответственность перед родителем, учителем. А именно получение хорошей оценки, выполнение задание, получение аттестата и др. Данный вид мотивации носит вынужденный характер. Для ученика становится целью получить хорошую оценку, он выбирает быстрый, простой путь достижения результата для него не важна учебная деятельность, то задание, которое он выполняет. При таком обучении не реализуется личностное развитие, творческий потенциал ученика. Педагогу важно это учитывать и организовать учебную деятельность с учетом внутренней мотивации учащегося, для которого личностное развитие будет происходить только в значимой для него деятельности. Исследования организации деятельности учащихся показывают, что она, должна быть ориентирована на активизацию мотивационной, процессуальной и содержательной стороны. С учетом этих трех сторон деятельность учащихся, может быть представлена в виде трехмерной модели (рисунок 1) [Андреев, 1998]. Рассмотрим некоторые методики для определения мотивационных установок школьников, которые сможет использовать учитель для дальнейшего анализа, проектирования урока географии. Для определения мотивации учебной деятельности по естественнонаучным (география, химия, биология), математическим (алгебра, геометрия, физика, информатика) и гуманитарным (русский язык, литература, история) общеобразовательным предметам ученикам может быть предложена анкета (таблица 1). (Модификация анкет Третьякова П. И., Сенковского И. Б.) [Третьяков и др., 1997]. Вопросы, предлагаемые ученикам, разделены на три группы. Вопросы группы А ставили целью выявление познавательного интереса (внутренняя мотивация) к предмету, вопросы группы Б определяли значимость изучаемого материала (социальные мотивы), вопросы группы В показывают внешнюю мотивацию (изучение по необходимости). Проводимые исследования показали, что высокий показатель мотивации познавательной деятельности проявляется у дисциплин естественнонаучного направления, более низкий показатель у гуманитарных и на последнем месте оказываются математические предметы. Социальные мотивы изучения доминирует в предметах гуманитарного и математического циклов. Это указывает на то, что учащиеся считают данные предметы полезными и нужными для будущей жизни. Естественнонаучные дисциплины, занимают по данной группе последнее место. Следовательно, можно сделать вывод, что подростки не считают естественнонаучные предметы важными, не видят возможности их применения в повседневной жизни. Изучение предмета лишь по необходимости, из понимания учебы как долга перед родителями, школой. Здесь ведущее место занимают естественнонаучные дисциплины, затем следуют математические предметы и гуманитарные. Данные показатели очевидны, так как взаимосвязаны со значимостью предмета, а именно если школьник считает, что предмет ему в жизни не пригодится, значит, и изучать он его будет лишь по необходимости. Вывод из данного исследования будет неоднозначным. Учащиеся изучают предмет с большим успехом, если он пригодится в дальнейшей жизни, а это в свою очередь обусловливает прагматический взгляд на жизнь, не умение заниматься тем, что больше нравится, но менее необходимо (прибыльно). Таким образом, география относится к науке, которая интересна школьникам и, следовательно, обладает развивающим, познавательным потенциалом. Отсюда следует одно из решений проблемы создания мотивации, а именно показ значимость географических знаний, их реальное применение в жизненных ситуациях. В начале нашей статьи мы назвали важнейшим фактором мотивации учебной деятельности личность учителя, педагога. В предложенной анкете, в группе Б 2 школьники высказывали свое отношение к учителю. Опрос показал, что главным показателем, определяющим отношение к педагогу, являются человеческие качества, затем интересное общение, а уровень преподавания занял последнее место в данном ряду. Для определения ведущих мотивов учащихся к совместной деятельности предлагаем следующую методику. Тест - «Что привлекает Вас в совместной деятельности?» [Рожков и др., 2000]. Учащимся предлагалось определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности, для этого им был предложен вопрос: «Что привлекает Вас в совместной деятельности?» и двенадцать вариантов ответов: 1. Интересное дело. 2. Возможность общения с разными людьми. 3. Возможность помочь товарищам. 4. Возможность передать свои знания. 5. Возможность творчества. 6. Возможность приобрести новые знания, умения. 7. Возможность руководить другими. 8. Возможность участвовать в делах своего коллектива. 9. Возможность заслужить уважение товарищей. 10. Возможность сделать доброе дело для других. 11. Возможность выделиться среди других. 12. Возможность выработать у себя определенные черты характера. Ответы учащиеся оценивали по следующей шкале: «3» - привлекает очень сильно; «2» - привлекает в значительной степени; «1» - привлекает слабо; «0» - не привлекает совсем; Опрос показал, что учащихся наиболее привлекает в совместной деятельности возможность получать новые знания, умения, интересное дело, а также возможность общения с разными людьми, а наименее (ответ - совсем не привлекает) - возможность руководить другими и возможность выделиться среди других. Данную методику можно использовать для определения преобладающих мотивов участия школьников в деятельности, выделив следующие блоки: а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12); в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11). Анализ результатов исследования показал («Соотношение мотивов побуждающих учеников к совместной деятельности»), что для подростков характерно преобладание личностных мотивов при участии в деятельности. На втором месте - общественные мотивы и замыкают ряд мотивы престижа. Преобладание личностных мотивов объясняется возрастными особенностями психики учащихся. Исследование проводилось среди старших подростков. В возрасте 14-15 лет происходит становление личности, осмысление мира и принятие общечеловеческих ценностей, поэтому подростки участвуют в деятельности, прежде всего, для обогащения своего мира, удовлетворения личных, индивидуальных потребностей. Не имея большого жизненного опыта, они еще не могут осознать значимость престижных и общественных мотивов, их значения в своей жизни. Теория мотивации трактует, что человек находится под влиянием тех или иных мотивов в течении всей жизни. Ученик не всегда осознает мотивы своей деятельности, своего поведения. Задача учителя - раскрытие внутренних мотивов за счёт включения познавательных материалов в содержание урока, применения инновационных методик, развития межличностных отношений. Анализ учебной деятельности позволяет выделить ряд направлений, которые позволяют повысить уровень мотивации на уроках географии, а именно: В части содержания школьной географии: ▪ придание изучаемому материалу практического, личностного смысла; ▪ экологизация содержания; ▪ внедрение исторических материалов при изучении темы (географические путешествия, биографии мореплавателей и путешественников) ▪ использование материалов, воздействующих на эмоциональную сферу учащихся (стихи, рассказы, художественные произведения (картины), фильмы, музыкальные композиции, СМИ, фотографии и др.); ▪ привлечение краеведческих материалов; ▪ включение профориентационного материала (знакомство с профессиями, связанными с географией). В части работы при проектировании урока географии: ▪ использование инновационных технологий: mind-map, модульная технология, проектная, кейс метод, квесты, игры; ▪ применение компьютерных средств обучения (интерактивная доска, компьютерные игры и др.); ▪ применение натуральных средств обучения (коллекции горных пород); ▪ организация научной детальности школьников (защита проектов, проведение конференций, недели географии) ▪ проведение экскурсий в природу, по территории ООПТ, на предприятия, в музеи географического профиля; ▪ включение творческих заданий в учебную деятельность; ▪ организация групповой, парной работы на уроке. В части развитие межличностных отношений между учеником и учителем: ▪ помощь ученику; ▪ поощрение (хвалить, демонстрировать достижения учащихся); ▪ критика с сопереживанием; ▪ доверие (давать задания для самоконтроля, предлагать задания для самостоятельного выбора) ▪ предоставление «шанса» (попытку исправить ситуацию, оценку); ▪ создание ситуации для «здорового» соперничества и т. д. География как школьный предмет, обладает очевидным познавательным потенциалом для формирования внутренних мотивов к обучению. Однако, эффективность урока зависит от целого ряда факторов, которые необходимо учитывать учителю: правильно выбранная методика, средства и формы обучения, грамотно спроектированная работа на уроке с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Кроме того, личность педагога и его личностные качества, его мастерство в значительно степени также будут способствовать формирования у школьников мотивации для дальнейшего изучения географической науки.