%0 %A Баринова, И. И. %A Гладкий, Ю. Н. %A Сухоруков, В. Д. %T Особенности современных форматов географического образования %D 2023 %X В настоящее время в системе отечественного образования можно выделить три формата: формальное, неформальное, информальное. Рассмотрим особенности каждого из них, отметив сразу, что все эти форматы образования тесно взаимодействуют друг с другом, т.к. рассматривают аналогичные вопросы содержания и используют современные педагогические технологии. Формальное образование - это обязательное образование в школах, гимназиях, колледжах, в высших учебных заведениях - университетах и институтах. Этот формат образования осуществляется под руководством и по нормативным документам соответствующих министерств - Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ. Федеральные образовательные стандарты этих ведомств достаточно четко определяют цели и задачи образования, перечень учебных дисциплин, соотношение теоретических и практических занятий, формы и методы организации преподавания и требования к результатам обучения. Для общеобразовательной школы разработан уже не один Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной, основной и старшей школы. В стандартах определено, по сути, что, в каком классе, в каком объеме и с какой целью следует изучать. Все это замечательно, но в случае со школьной географией выполнить все требования ФГОС ООО очень сложно, а порой просто нереально по следующим причинам. Проблема недостаточного количества часов на географию в учебном плане уже в течение многих лет не решается. Современный ФГОС ООО определяет систему требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в виде триады: личностные, метапредметные и предметные. И очень важно, что в настоящее время уже не подвергается сомнению то, что воспитание - важнейшая цель образования, обеспечивающая устойчивое социально-экономическое и политическое развитие страны. В числе главных личностных результатов воспитания названы российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, сопричастность к судьбе России, осознанное и уважительно отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Роль школьной географии в воспитании Гражданина и Патриота неизмеримо велика, поскольку именно география один из основных предметов, обеспечивающий формирование национальной идентичности, формирующий образ родной страны, родного края. Это особенно важно в эпоху глобализации, когда стираются национальные черты и особенности стран, регионов, городов, народов, когда насаждаются некие общие правила во всем: поведении, одежде, культуре и т. д. Все это приводит в конечном счете к тому, что утрачиваются традиционные ценности, происходит отрыв от исторических корней, нивелируется личность человека, а это весьма опасные тенденции, открывающие путь к экстремизму и терроризму для мало образованных, доверчивых и беспринципных молодых людей. Казалось бы, в таких условиях и в свете актуальности гражданского воспитания роль географии должна повышаться. Но все происходит с точностью до наоборот. Сокращено число на предмет в основной школе и практически отсутствует географии в старшей школе. Очень большие трудности в реализации целей и задач географического образования в целом, и в частности, в формировании географической картины мира, национальной идентичности, географической и геоэкологической культуры существуют в старшей школе. [Лобжанидзе, 2019]. ФГОС СОО предусматривает 5 возможных профилей обучения: гуманитарный, естественнонаучный, социально-экономический, технологический, универсальный. Но даже в этих профилях география не отнесена к предмету обязательных предметов ни к одному из них [Лобжанидзе, 2022]. Отчасти эти сложности в преподавании географии учителя пытаются возместить путем неформального географического образования. К неформальному образованию относят учебную деятельность, которая может осуществляться как в школе, так и за ее пределами: Дворцах пионеров и школьников, кванториумах и пр. Традиционными формами внеурочной работы всегда были и остаются до сих пор кружки, секции, лектории, экспедиции, походы, географические вечера и викторины, КВН, турниры эрудитов, соревнования знатоков своего края, олимпиады [Баринова, Елховская, Николина, 1988]. В последние годы к этим формам добавились проектная деятельность по изучению родного края, всероссийские конкурсы, летние лагеря, волонтерская работа, участие в молодежных проектах РГО (по профориентации, исследовательской деятельности и пр.). Характер этой деятельности может быть очень широким - от предпрофессиональной до общекультурной. Пожалуй, центральное место в содержании внеурочной работы занимало и занимает краеведение, что вполне объяснимо для нашей огромной страны с такими разнообразными природными условиями, разнообразным национальным составом, особенностями культуры и быта, религиозными традициями народов России. Туристско-краеведческая деятельность имеет высокий воспитательный потенциал, обусловленный ее особенностями: широкие возможности познания окружающего мира, расширение кругозора, приобщение к здоровому образу жизни, освоение экологической культуры, физическое и нравственное самосовершенствование. Особо отметим уникальные возможности гражданско-патриотического воспитания, позволяющие осуществлять его через познание, открытие для себя Отечества, всего того, что составляет национальное достояние России (природа, культура, история, люди); а также - через реальную, деятельную заботу о сохранении природы и памятников культуры, т.е. естественную позицию культуры туризма, подкрепляя знания о Родине получением опыта социально значимой деятельности на ее благо. Не менее широкие возможности открываются для нравственного воспитания личности и развития коллектива в детском объединении туристско-краеведческой направленности. В совместной предметно-практической деятельности на занятии или вне его, а более всего - в походе создаются условия, в которых проявляются качества личности (например, какой ты товарищ и друг), проявляются и проверяются лидеры, их стиль руководства и характер. Примерная программа воспитания для учреждений общего и дополнительного образования, реализующих программы туристско-краеведческой направленности разработана для учреждений, реализующих данные программы, а также для системы отделений дополнительного образования детей (ОДОД) в школах. Именно детское объединение является структурной единицей организации деятельности учреждения дополнительного образования в целом; именно организация жизнедеятельности детского объединения будет являться основой воспитательного процесса, организуемого в учреждении дополнительного образования. Однако данная программа воспитания может быть использована и в организации деятельности детских общественных объединений (ДОО), имеющих туристско-краеведческую направленность [Концепция, 2022; Федеральный закон, 2012, ст. 75]. Информальное образование, которое иногда называют повседневным, считается наиболее продолжительным. Этот формат рассматривается в педагогике как некий ответ на динамичные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека и в том числе, существенное увеличение потока информации. Возник этот образовательный формат в связи с расширением образовательного пространства в ХХI веке и поиском новых стратегий обеспечения качества образования, в том числе и профессионального. Информальное образование опирается на хорошо известный и широко распространенный в обучении личностно-ориентированный подход, который основывается на теории ведущей деятельности психического развития личности А. Н. Леонтьева, Л. Г. Выготского, С. Л. Рубинштейна. Не менее важен для информального образования и социокультурный подход, сторонники которого считают, что информальное образование, приобретаемое в жизненных условиях, не воспринимается как процесс обучения [Нефедова, 2017]. Ключевую роль в осуществлении информального образования играют социальные институты - семья, друзья, коллеги, театры, музеи, выставки, фестивали, экскурсии и путешествия по родной стране и т. п. Главная задача информального образования: передача из поколения в поколение ценностей, навыков, норм культурного и ответственного поведения. Ученые приходят к выводу, что именно информальное образование эффективно меняет ценностные установки, модели поведения человека в повседневной жизни. По мнению Г. М. Нефедовой объясняется это тем, что в отличие от формального и неформального образования, информальное образование осуществляется в тех сферах жизни человека, где нет процедурных формальностей - специально поставленных целей, заданий, оценок, где мотивацию определяют интересы и склонности каждого индивида. Поэтому информальное образование можно считать образованием на всю жизнь. Особо следует отметить огромное влияние семьи на формирование личности ребенка. Ведь именно в первые годы жизни многое зависит от того, какие книги читают в семье (есть ли вообще в доме книги), какие музеи и выставки посещают родители и дети, любят ли они театр, какую музыку предпочитают, занимаются ли спортом и т. п. Все это в будущем, несомненно, окажет влияние на развитие личности ребенка, его выбор организации досуга. Таким образом, все названные форматы образования взаимосвязаны, дополняют друг друга и направлены на решение общих образовательно-воспитательных задач чаще всего с использованием краеведческого материала. Объединяет все эти форматы нацеленность на развитие личности, формирование духовных ценностей, интеллекта. Но есть и отличительные черты. Так формальное образование должно быть четко направлено на реализацию требования ФГОС ООО и СОО, обеспечение качественной предметной подготовки школьников. В процессе неформального образования больше внимания уделяется деятельности - игровой, исследовательской, творческой, больше возможностей для учета индивидуальных интересов и возможностей. Отличие от классно-урочной работы, а именно - выполнения обязательных заданий в классе и дома, достаточно жесткая временная регламентация, более строгие требования к дисциплине, позволяют школьникам чувствовать себя более комфортно и свободно, выбирать группы и проекты по интересам, обеспечивают более творческую и благоприятную для развития личности обстановку. А при условии, что участие школьника в школьных кружках и работа в секциях Дворцов творчества поддерживается дома, дают очень хорошие результаты. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/978