TY - JOUR T1 - Использование достижений современной науки при изучении школьного курса биологии AU - Мурзина, А. Р. AU - Ермакова, А. С. AU - Левченко, А. Л. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/977 N2 - Одна из целей современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. В связи с этим, перед каждым учителем стоит задача реализации современных требований общества и стандарта образования, поиска оптимального пути их реализации. Одним из подходов к решению проблемы формирования и развития способностей учащихся является исследовательский подход, который нельзя считать новым педагогическим явлением, но именно этот подход оказался сегодня крайне востребованным. Это путь знакомства учащихся с методами научного познания и дополнительная возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, мотивации к обучению, познавательной активности и самостоятельности. Именно в школе происходит развитие интеллектуальной сферы личности, формируются умения и навыки самообразования. Научно-технический прогресс и развитие науки определили широкие новые возможности по изучению окружающего мира. Биология - одна из тех наук, которая в последние десятилетия позволила расшифровать геном человека, разработать новые направления, например, протеомику. В прошлом многие российские ученые стояли у истоков создания фундаментальных теорий и стали основоположниками в развитии науки: Василий Докучаев сформировал учение о почвах, Лев Семенович Берг - основоположник биогеографии, Николай Иванович Вавилов распространил учение о мировых центрах происхождения культурных растений, Владимир Иванович Вернадский создатель учений о биосфере и биогеохимии. Вследствие интенсивного потока научной информации сегодня школьный учитель должен уметь оценивать достоверность научных фактов, почерпнутых из разных источников. А также учителю биологии важно научить школьников поиску информации и при этом отличать научные факты от псевдонаучных; пользоваться лишь проверенными сайтами и специальной научной литературой. Одна из новых задач для учителя - содействовать развитию у учащихся методологических знаний и умений, исследовательских навыков. Современная биология - это комплексная наука. На ней завязаны различные отрасли деятельности: медицина и здоровье, сельское хозяйство и фармацевтика, экологическая безопасность и биоэнергетика. формируя свое направления в науке: биохимия, бионика, биофизика, космическая и радиационная медицина. В XXI веке она выступает лидером естествознания. Это обусловлено, прежде всего, возрастанием ее практическими возможностями, способностью решать важнейшие проблемы жизнедеятельности человека, определять судьбу человечества в связи с перспективами биотехнологий, генной и клеточной инженерии. Биотехнологии - это технологические процессы, которые реализуются с использованием биологических систем - живых организмов и компонентов живой клетки, основанных на последних достижениях многих отраслей современной науки: селекционной генетики, иммунологии, химии антибиотиков, генетической инженерии, микробиологии и др. [Волова, 1990]. Достижения в биотехнологии широко используются в современном здравоохранении, выступают одним из важнейших способов решения экологических задач и аграрных перспектив для сохранения человечества. Развитие современных достижений в биологии не могут не отразиться на содержании школьной биологии. Открытие структуры ДНК произошло около 70 лет назад, генетический код расшифрован более 50 лет назад, задания на биосинтез белка и соответствие аминокислот их кодонам входят в задания ЕГЭ. Вирус иммунодефицита человека открыли менее 40 лет назад, картинку ее строения можно встретить практически в любом учебнике биологии [Вишневская, 2021]. Отдельные темы и блоки в курсе общей биологии посвящены изучению достижений современной науки при изучении разделов: «Молекулярная биология», «Генетика», «Наследственная изменчивость», «Селекция и биотехнология». Учащиеся должны знать и понимать возможности биологии как производительной силы современности, достижения селекции, биотехнологий и медицинской генетики, уметь оценить вклад отечественных ученых в развитие науки. При изучении курса анатомии учащиеся должны уметь добывать и оценивать информацию о здоровом образе жизни, о факторах, способных привести к развитию болезней и перспективах современной медицины для диагностики и лечения болезней человека [Никишов и др., 2014]. В курсе ботаники и зоологии, учитель знакомит учащихся с достижениями современной селекции в области создания новых сортов и пород, адаптированных к условиям конкретной страны. Современные ученики не должны оставаться в стороне от научных открытий, изучая школьный предмет, учитель вместе со своими воспитанниками погружаются в мир исследований, решают практические задачи и обобщают полученные данные. Решение нестандартных задач, создание у учащихся побудительных сил и потребностей в приобретении новых знаний, поиск оригинального решения и верного ответа способствуют не только мотивации к учебной деятельности, но и развивает нестандартность мышления и креативного подхода при ее решении. В качестве примера приведем задание проектного типа: 1. Прочитайте текст, опубликованный на сайте: «Научная Россия» о созданной технологии извлечения белков из свежего куриного помета биологами Башкирского университета. 2. Ответьте на вопросы. В чем состоят преимущества разработанной технологии (приведите примеры из текста)? Будет ли предложенный процесс иметь побочные последствия? Определите актуальность использования данного метода в сельском хозяйстве Таджикистана. Приведите аргументы. Биологи БашГУ создают птичий корм из куриного помета. Они разработали метод извлечения белков из свежего куриного помета, которые можно вторично использовать в кормах. Разработка имеет высокий экономический и экологический эффект, т.к. поможет сэкономить предприятиям на утилизации животных отходов. Из 1 кг сырого помета получается 10 грамм чистого белка, что сравнимо по энергетической ценности со 100 граммами комбикорма. Помет растворяют в воде и добавляют в него определенный реактив, помогающий выделить белковый концентрат. После этого чистый белок высушивается. Кроме того, извлеченные из помета отдельные питательные вещества могут быть использованы для улучшения характеристик существующих кормов [Научная Россия]. Предложенная работа имеет ряд преимуществ перед «традиционными» заданиями: 1. Текст имеет научную правдоподобную информацию, сообщая новую, или подтверждает уже известную. 2. Рассказывает о научных достижениях в регионах (научная деятельность не ограничивается только столицей). 3. Предложенное задание направлено на выработку определенной стратегии: коммуникацию между участниками: высказывание своей точки зрения, умение слушать собеседника, обсуждение научного события. Все это способствует к созданию научной полемики среди ее участников, направленной на выдвижение гипотезы, доказательной базы в решении предложенной проектной задачи. Перед преподаванием биологии сегодня встают две сложные и слабо пересекающие задачи: 1. Содействовать формированию биологической грамотности школьников и студентов с акцентом на практическую значимость знаний. Например, важно понимание людей таких актуальных сегодня вопросов как: чем отличаются бактерии от вирусов? Как действуют антибиотики на бактерий и почему антибиотики не действуют на вирусы? Как устроен иммунитет и почему важна вакцинация? 2. Использование профессиональной программы Форсайт («взгляд в будущее») для учащихся, изучающих углубленный курс биологии и рассматривающих выбор профессий, связанных с биологией. Решить обе эти задачи в рамках одной программы является достаточно сложным делом. Во-первых, достаточно мощный поток научной информации значительно опережает темпы обновления содержания обучения в школе. Во-вторых, базовое образование школьных учителей не всегда позволяет им разобраться в узкоспециализированных научных деталях этой информации. Как один из возможных путей привлечения ученых к решению этой проблемы можно назвать сетевое сотрудничество между: вузами и школой, создание университетских классов; центрами дополнительного образования (станциями натуралистов, эколого-биологическими центрами и др.) и школой. А также привлечение родителей к профориентационной деятельности (инженеров-экологов, работников оранжерей, флористов, кинологов, врачей и т. д.); организация летних образовательных практик, полевых лагерей, комплексных экспедиций, в которых принимают все участники образовательного процесса: учащиеся, учителя, родители (Ляудис В. Я. Совместно-продуктивная деятельность (СПД) в педагогике); использование многочисленных образовательных платформ и «онлайн-консультирование». Одним из решений возникшей проблемы следует считать поддержку школьного образования со стороны молодых ученых, исследователей и их участие в акции «Ученые в школы», которые в рамках работы Московской научной выставки в октябре текущего года провели уроки в школах столицы. Они рассказали, что такое наука, какую пользу она приносит обществу и почему стоит выбрать именно ее в качестве профессии [Научная Россия]. Преподавание биологии сегодня не должно ограничиваться лишь его основным содержанием. Современная методика требует использования новых технологий и форм обучения. Научные достижения биологии должны постоянно находить отражение в содержании и структуре школьного предмета. Научные достижения в биологии должны способствовать развитию у учащихся патриотических чувств, гордости и веры в будущее отечественной науки, в которой школьный учитель выступает проводником, формируя правильное направление развития школы в современном обществе с быстро меняющимися технологиями и всеохватывающей информацией.