TY - JOUR T1 - Инновационные методы и технологии в развитии экологической грамотности учащихся AU - Лукманова, Г. Ф. AU - Левченко, А. Л. AU - Ермакова, А. С. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/975 N2 - В связи с растущей скоростью научно-технического прогресса и необходимостью адаптироваться под условия меняющейся среды важно прививать в обществе основы экологической культуры и осознанного поведения. Для этого необходимо сформировать гибкую траекторию непрерывного экологического образования. В статье на основе анализа научной литературы и нормативно-правовых документов выявлено значение экологического образования для развития экологической грамотности современных школьников, перечислены недостатки организации данного процесса в школе, охарактеризованы инновационные методы и педагогические технологии, способствующие формированию экологической грамотности. Ключевые слова: экологическое образование, устойчивое развитие, экологическая культура, экологическая грамотность, инновационные методы, инновационные технологии, технологии проектного и исследовательского обучения, электронное обучение. Формирование экологической культуры и экологического сознания необходимо планомерно и целенаправленно осуществлять с самых ранних лет ребенка. Однако следствием научно-технического прогресса часто являются кризисные ситуации, негативным образом оказывающие влияние на состояние окружающей среды. Данное обстоятельство обусловливает актуальность проблемы экологического образования школьников и заставляет учителя выбирать наиболее эффективные средства экологического обучения и воспитания, формирования основ экологической культуры и грамотности на основе современных методов и инновационных технологий. Скорость развития технологических процессов прямо пропорциональна вероятности возникновения экологических проблем и техногенных катастроф. В связи с этим важна консолидация на всех уровнях взаимодействия (государственном, внутригосударственном, региональном и межрегиональном) в вопросах, связанных с осуществлением экологического образования подрастающего поколения. В этом контексте решающую роль будет играть инновационная система образования, выполняющая функцию экологического обучения и воспитания всех слоев общества [Иванова, 2019]. Ученики, прошедшие обучение по гибкой междисциплинарной траектории и обладающие благодаря этому высоким уровнем экологической грамотности, в будущем смогут взять на себя ответственность за развитие экологической ситуации в своей стране и за развитие общества в рамках четвертой промышленной революции. В 2015 году на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций была создана новая глобальная программа в области устойчивого развития общества [The 17 goals]. Утвержден целый пакет документов с рекомендациями по переходу на модель устойчивого развития, в котором приоритетное значение отводится формированию экологической грамотности молодежи. Проработав в различных образовательных учреждениях Республики Таджикистан и изучив опыт коллег, стало возможным определить пути формирования экологической грамотности. В частности, знания об окружающем мире и взаимосвязях в природе обучающиеся должны получать не только в рамках уроков биологии, географии, химии, но и на уроках по другим дисциплинам. Для решения возникающих при этом проблем следует применять такие инновационные методы и технологии, как погружение в виртуальную реальность, проектная и исследовательская деятельность, проведение экологического мониторинга и экспериментов. Экологическая грамотность является частью экологической культуры. Говоря об экологической культуре, можно выделить несколько основных ее составляющих [Дуненбаева и др., 2017]: 1. Эмоциональная (бережное отношение к природе на бессознательно-эмоциональном уровне). 2. Когнитивная (обладание необходимыми знаниями и навыками и способность своевременно их применять). 3. Интегральная (осознание природы как единства взаимодействующих и взаимосвязанных систем). 4. Системно-концептуальная (способность разработать и внедрить актуальные модели и концепции). Для постепенного перехода на модель устойчивого развития создаются пакеты документов и нормативно-правовых актов, в которых приоритетное значение отводится формированию экологической грамотности молодежи. Под экологической грамотностью в данном случае понимается способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью [Вишнякова С. М., 1999]. Этому уделяется значительное внимание в международных и российских документах о переходе на модель Устойчивого развития. В феврале 2020 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подписал Указ об объявлении 2020-2040 годов двадцатилетием изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования [Указ Президента Республики Таджикистан от 31.01.2020 № 1445 «Об объявлении 2020-2040 годов «Двадцатилетием изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования»»]. Формирование экологической компетенции учащихся школ Республики Таджикистан, по нашим наблюдениям, имеет ряд недостатков: 1. С 2002-2003 учебного года в учебных планах школ 1 час отводится на предмет «Экология», что позволяет получить базовые знания. 2. Подготовка и проведение уроков часто носит частично формальный характер. 3. На уроках преобладают вербальные методы (устный опрос, рассказ, беседа). 4. Организация проектно-исследовательской деятельности осуществляется без учета познавательных интересов учащихся. Индивидуальные проекты в основном носят реферативный характер. 5. Отсутствует методическая литература для учителей, что затрудняет подготовку учителей к уроку. Нет наглядных пособий для демонстрации основных экологических процессов (круговорот веществ в природе, смена сообществ и др.) 6. Экологическое образование в школах носит скачкообразный, прерывистый характер, ориентированный на уроки природоведения в начальных классах, биологии, географии, химии в среднем и старшем звене. В целях исполнения Указа, учителями нашей школы, была предложена программа по развитию естественных и точных наук. Создали научное общество, куда вошли учащиеся и учителя физики, математики, химии, биологии, географии. Основной идеей данной программы является развитие и продвижение исследовательской деятельности через индивидуальные и групповые проекты. Одной из целей данной программы является просветительская деятельность. Наша школа «Дурахшандагон» стала площадкой для проведения экологического фестиваля, посвященного Дню Земли. Учащиеся школы подготовили и провели внеклассное мероприятие «Наша планета - в наших руках», конкурс сочинений, конкурс чтецов на экологическую тематику. Несмотря на достаточную просветительскую работу, большой проблемой остается формирование экологически оправданного поведения школьников и взрослого населения, что проявляется в характере обращения с твердыми бытовыми отходами, в безответственном отношении к почве, водным ресурсам, загрязнении атмосферного воздуха автомобильным транспортом и т. д. Анализ опыта организации гибкой траектории в русле экологического образования позволяет выделить следующие перспективные подходы к организации процесса экологического образования школьников [Дуненбаева и др., 2021]: 1. Применение методов проектной и исследовательской деятельности. 2. Использование интерактивных методов обучения и воспитания в целях формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения. 3. Использование медиа-ресурсов и технологий. 4. Применение технологий электронного обучения для формирования экологической грамотности в дополнительных общеразвивающих программах. 5. Использование междисциплинарного и конвергентного, дифференцированного и разноуровневого подходов. Для формирования у обучающихся экологических знаний, а также осознанного и экологически-ответственного поведения наиболее перспективным подходом является первый. Он подразумевает вовлечение в образовательный процесс обучающихся через работу над экологическими проектами, что способствует развитию у них познавательной активности и интереса. Стимулируя и удовлетворяя познавательный интерес обучающегося, проектно-исследовательское обучение реализовывается по модели спирали и включает такие этапы как постановка гипотезы, изучение предыдущих исследований по теме, поиск решения и методик, обсуждение результатов и дискуссия с заделом на последующие исследования [Иванов и др., 2021]. В рамках массовой проектно-исследовательской деятельности эффективными методами организации работы учащихся считаются экологический мониторинг и экологический эксперимент. Принципиальная разница между этими двумя методами заключается в особенностях организации. Эксперименты, которые можно проводить как в природе, так и в лабораторных условиях, направлены на изучение экологических явлений и процессов. В задачи же экологического мониторинга может входить оценка параметров экосистем и среды обитания без активного вмешательства в их жизнедеятельность. В ходе мониторинга у обучающихся вырабатываются навыки применения различных специализированных инструментов, осуществления качественной и количественной оценки основополагающих показателей и самостоятельного решения исследовательских задач. Экологические проблемы на конкретных территориях неразрывно связаны с историческими и ландшафтно-географическими особенностями местности. Это требует учета данных аспектов в ходе мониторинга для того, чтобы обучающиеся самостоятельно или под руководством педагога могли проследить связь между абстрактными понятиями и реально существующими экологическими проблемами и вопросами, обсудить их с ближайшим окружением. Выводы, полученные школьниками в результате проведенного эксперимента и мониторинга, могут быть учтены при написании научных работ. Экологическая грамотность является важной составляющей всесторонне развитого члена современного глобального сообщества. Каждый человек должен осознавать универсальную ценность природы, рационально использовать природные ресурсы, вести себя в природе с опорой на знание природоохранительных принципов и экологических законов. Изучение и анализ эколого-образовательного опыта общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования позволил выявить определенные недостатки в организации экологического образования детей: 1. Недостаточно широкий охват системой экологического образования учащихся школ. 2. Недостаточная сформированность навыков экологически обоснованного поведения в повседневной жизни детей и подростков. 3. Преобладание применения словесных методов при изучении экологически значимого учебного материала на уроках (лекция, рассказ, беседа). 4. Отсутствие системы мониторинга результатов формирования экологических знаний, умений и ценностного отношения к природе. К необходимым условиям внедрения экологической образовательной траектории можно отнести повышение экологической культуры всех участников образовательного процесса, самостоятельная организация практической деятельности по охране природы, взаимодействие образовательных организаций с субъектами природоохранной деятельности при использовании сочетания различных средств и методов и непрерывность экологического образования воспитания и образования. Таким образом, экологическое воспитание должно стать непрерывным и сопровождать человека всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы, вуза и во взрослой жизни, охватывая все возрастные периоды.