PT - JOURNAL ARTICLE AU - Андреева, Н. Д. AU - Митина, Е. Г. AU - Скворцов, В. В. TI - Современный учебник и его применение при обучении биологии в школе DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/973 AB - Функции школьного учебника. Школьный учебник определяет основное содержание обучения предмету, его структуру и последовательность реализации. Учебник, являясь ядром учебно-методического комплекса (УМК), выполняет разные функции. По мнению С. Г. Шаповаленко, основными функциями школьного учебника являются координирующая и интегрирующая функции [Шаповаленко, 1976]. На основе анализа целей и содержания обучения предмету Н. Ф. Талызина выделила четыре группы функций: учебник как носитель содержания обучения; учебник как источник получения сведений об учащихся; функции по формированию мотивов, включающих учащихся в деятельность; разработка и введение учебных задач [Талызина, 1975]. В дополнение к этому исследователь проблем учебника Д. Д. Зуев предложил такие функции, как информационная, трансформационная, систематизирующая, развивающая и воспитательная [Зуев, 1983, 1988]. Все эти функции применимы к современному школьному учебнику. В свое время Г. И. Лернер отмечал, что учебник может сыграть решающую роль в совершенствовании процесса обучения учащихся, в их развитии, может и должен стимулировать самосовершенствование методической деятельности учителей [Лернер, 2003]. Структура учебника и требования к его применению. Д. Д. Зуевым была определена структура учебника, отражающая тексты (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки) [Зуев, 1983]. Дидактические требования к учебнику были сформулированы исследовательским коллективом под руководством И. Я. Лернера [Лернер, 1983]. Они состоят в следующем: ▪ реализация в учебнике всех компонентов содержания образования; ▪ отражение в единстве содержания и аппарата его усвоения; учет закономерностей восприятия письменного текста; ▪ отражение в учебнике логики построения программы; ▪ реализация систематичности и системности развёртывания материала; ▪ дифференциация способов развёртывания материала в зависимости от типа учебных предметов, видов, функции и направленности знаний; ▪ дидактическая составляющая воспитывающего и развивающего потенциала учебного материала; ▪ системообразующая функция учебника в комплексе учебных пособий; ▪ доступность учебника без посредства деятельности учителя. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником биологии. Самостоятельная работа учащихся с учебником может быть организована с помощью различных методических приемов. Например, приёмы ориентирования в учебнике включают в себя действия учащихся с использованием оглавления (нахождение нужного раздела, главы, параграфа), указателей, шрифтовых выделений, выделений цветом и рамкой, сигналами-символами, а также нахождение иллюстративного материала, вопросов и заданий, таблиц и схем. К приему ориентирования в современном учебнике в качестве примера можно отнести вводную статью «Старшеклассникам об учебнике», где автор обращается к ученику: «Изучая данный раздел биологии, вы можете самостоятельно проследить свои успехи не только в усвоении знаний, овладении разного рода предметными и интеллектуальными умениями, но даже в развитии ценностного отношения к здоровому образу жизни, здоровью человека и природе. Для этого вопросы и задания в учебнике имеют специальные условные обозначения: ▪ Вопросы и задания, направленные на развитие умений и навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, отмечены цифрами красного цвета. ▪ Вопросы и задания, способствующие овладению биологическими знаниями, умениями применять эти знания при решении учебных задач и на практике, выделены цифрами жёлтого цвета. ▪ Вопросы и задания, нацеленные на овладение интеллектуальными умениями (анализировать и сравнивать объекты или понятия, классифицировать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы), обозначены цифрами зелёного цвета. ▪ Вопросы и задания, направленные на развитие ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека, формирование экологического стиля мышления, обозначены цифрами синего цвета. ▪ Вопросы и задания, содействующие пониманию ценности науки и роли биологии в формировании научной картины мира, выделены цифрами розового цвета [Андреева, 2021]. Предметный указатель, расположенный в конце учебника, должен включать в себя перечень терминов в алфавитном порядке с указанием страницы, где дано определение обозначенного этим термином понятия. Желательно, чтобы современный учебник включал в себя рубрику «Интернет-ресурсы» с электронными ссылками на источники, которые могли бы быть использованы учащимися при самостоятельном поиске информации. Например, при изучении биологии в 10 и 11 классе могут быть рекомендованы: ▪ Биологическая картина мира: www.nrc.edu.ru/est/r4/ ▪ Каталог ресурсов, посвящённых биологическим наукам: www.apdubrov.da.ru/; www.rmc.psta.ac.ru/YP/Yp_ir/data/B02.HTM ▪ Коллекция изображений животных, в том числе вымерших и исчезающих видов (английский сайт): www.widlifer.com/widlifesites/mdex.html ▪ Электронная версия журнала «Наука и жизнь»: www.nkj.ru/ ▪ Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» - фотографии представителей царства животных, растений, грибов, бактерий. Классификация, поиск, справочные сведения: www.crosswmds.net/~livingthmgs/ ▪ Энциклопедия удивительных фактов о животном мире: www.plife.chat.ru [Андреева, 2022]. При работе учащихся с текстом учебника на уроке или при выполнении домашней работы можно использовать разнообразные приемы: чтение объяснительное или выборочное; выделение логических частей; выделение главного (раскрыть определение, дать объяснение, привести доказательства, выявить причины, сформулировать выводы), нахождение понятий, формулировок идей, закономерностей, признаков понятий и самостоятельное формулирование на их основе определений; составление характеристик объектов, сравнение объектов, процессов, явлений; формулирование выводов; преобразование текста в схему или в таблицу; выявление части текста, где приводится информация об объекте, изображенном на рисунке; составление плана, тезисов, конспекта, опорного конспекта; приведение собственных примеров. Приведем примеры вопросов и заданий по составлению характеристик и сравнению объектов при работе с текстом учебника «Биология. 10-11 классы» в теме «Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты и АТФ»: 1. Почему молекулы нуклеиновых кислот можно назвать биополимерами; полинуклеотидами? 2. Что является мономером молекул нуклеиновых кислот? Каков состав этих мономеров? 3. В чём заключается принцип комплементарности в строении молекулы ДНК? 4. Раскройте взаимосвязь строения и функций ДНК и РНК. 5. Дайте сравнительную характеристику ДНК и РНК. Работа учащихся с текстом учебника широко включает задания по нахождению понятий, признаков понятий и формулированию определений понятий. Например, работая с текстом учебника, учащиеся выявляют существенные признаки понятий, раскрывают их содержание и формулируют определение этих понятий. Для выполнения этих заданий учащиеся работают не только с текстом параграфов, но и с предметным указателем. Примеры заданий по нахождению понятий, признаков понятий и формулированию определений понятий: ▪ Дайте определение понятию «ген». Какую информацию несёт ген? Где расположены гены? Можно ли сказать, что ген - это участок хромосомы? ▪ Что такое нанобиология? Нанобиотехнология? Почему эти новые направления развиваются на основе междисциплинарных знаний? Какие объекты можно считать наноструктурами? Какие явления можно считать наноявлениями? ▪ Раскройте содержание понятия «реакции матричного синтеза». ▪ Дайте определение понятия «геном». Сравните понятия «ген», «генотип», «геном». Какое значение имеют результаты международного проекта «Геном человека»? ▪ Что такое геномика? Каковы её задачи? Сравните задачи геномики и протеомики. Задания для организации работы учащихся с текстом учебника могут быть направлены на построение рассуждений, доказательств и формулирование выводов. Например: ▪ Почему клетка представляет собой структурно-функциональную единицу живых организмов; единицу размножения? ▪ Почему роль зелёных растений на Земле К. А. Тимирязев назвал космической? Предложите способы влияния человека на интенсивность процесса фотосинтеза в условиях оранжереи или теплицы. ▪ Обоснуйте суждение: «Генетический код служит доказательством единства и родства всего органического мира». ▪ Докажите, что возрастная и половая структура популяции оказывают непосредственное влияние на изменение численности популяции. ▪ Как вы думаете, почему популяции одного вида обособлены друг от друга относительно, а не абсолютно? ▪ Как вы думаете, почему увеличение видового разнообразия повышает устойчивость биогеоценоза? ▪ Докажите, что биогеоценоз - открытая и саморегулирующаяся система. ▪ Дайте цитологическое обоснование правилу единообразия гибридов первого поколения. Как мы уже отмечали, результаты анализа учебников биологии для общеобразовательной школы, широко используемых в настоящее время в практике обучения в школе, свидетельствуют о том, что образовательный потенциал визуального контента используется крайне слабо [Андреева, Аранова, 2021]. Рисунки в учебниках до последнего времени предназначались в основном для обеспечения наглядности восприятия учащимися учебного материала, реже - для раскрытия сути учебного содержания параграфов. В действующих учебниках биологии визуальные элементы не всегда позволяют соотнести конкретную информацию с предложенным изображением. Это касается, прежде всего, схематических рисунков микрообъектов - клетки и органоидов клетки, тканей. Зачастую эти рисунки выглядят немного фантастическими, изображение органоидов или частей клетки никак не содействуют формированию правильного представления об изучаемом объекте. В связи с этим визуальные элементы, представленные как схематические рисунки, целесообразно дополнять микрофотографиями объектов. Рисунки, схемы, таблицы в современном учебнике биологии, должны обеспечивать наглядность восприятия учащимися объектов, процессов; отражать процессы и этапы процессов роста и развития, размножения, фотосинтеза и биосинтеза белка, деления клетки; раскрывать закономерности наследования и изменчивости. У современных детей особенно хорошо развиты механизмы визуального восприятия, именно поэтому сейчас важно создавать в учебниках визуальный контент, содействующий развитию умений анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинноследственные, иерархические и другие виды связей, обобщать. В современном учебнике биологии должна быть продуманная система вопросов и заданий для учащихся с применением визуального контента. Задания должны предполагать деятельность учащихся по трансформации рисунка, схемы в текстовую форму, и наоборот. Методические приемы работы с рисунками учебника включают в себя деятельность учащихся по составлению вопросов по рассмотренному рисунку, изученному графику; распознаванию объектов, процессов, явлений; описанию и сравнению объектов, процессов, явлений; систематизации объектов, процессов, явлений и т. д.