RT - SR - Electronic T1 - Развитие представлений учащихся о биологической картине мира на основе герменевтического подхода SP - 2023-04-11 A1 - Азизова, И. Ю. A1 - Бражник, Е. И. A1 - Андреева, Н. Д. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/972 AB - Прогресс научной и технологической сфер жизнедеятельности общества в современную эпоху стимулирует потребность осмысления внутренних трансформаций, происходящих в картине мира, необходимость по-новому описывать реальность, а значит и воспринимать объекты. Рождение нового канона восприятия разрывает старый и создает новый герменевтический круг для понимания явлений, что имеет исключительно важное значение в образовании. Понимание с точки зрения герменевтического подхода рассматривается как постижение смысла, создаваемого реалиями современной биологии, характеризующейся в настоящее время рождением все новых и новых знаковых систем и перестановкой их доминант. Антиканоническое по своей природе смысловое наполнение исследуемого биологического явления или процесса постепенно признается приемлемым и затем смещается с периферии смысла в фокус понимания. По определению философа Л. А. Микешиной, перцептивное и когнитивное понимание мира в значительной степени формируется и изменяется под воздействием создаваемых человеком репрезентаций, то есть представлений в сознании образов (знаков) воспринимаемых объектов. Но, в свою очередь, все способы видения и понимания, от которых зависят виды репрезентации, трансформируются в зависимости от того, какие образцы репрезентаций предписываются культурой [Микешина, 2005]. Сгенерированные наукой интерпретационные принципы требуют вновь обратиться к концептуальному анализу, что должно способствовать новому видению и новому пониманию рассматриваемого объекта. Интересно в связи с этим описание Мерабом Мамардашвили в своей книге беседы Н. Бора и В. Гейзенбергом, в ходе которой знаменитый физик пришел к заключению, что в основе различных возможностей нашей логики, нашего познания лежат определенные фундаментальные формы, которые независимо от нас принадлежат действительности и управляют эволюцией мысли поверх случайного статистического отбора наиболее «приспособленного» или «удачного» [Мамардашвили, 2012]. Данная интерпретация понятия «научное творчество» основывается на герменевтической сложности конструкции мысли, которой гениальный ученый придает разные эвристические смыслы. Но в образовательном процессе инерция «точного» соответствия между выражением и содержанием понятия приводит к навязыванию однозначного понимания выражения (термина, принципа, определения), которое может иметь повышенную символичность смыслового образа. В биологическом образовании такая негативная практика тормозит диалектику представлений о фундаментальных законах живой природы. К списку примеров, позволяющих тоньше и отчетливее разобраться в проблемах понимания картины мира, можно отнести биологические понятия с повышенной символичностью (а поэтому вызывающие проблемы понимания), например, «устойчивое развитие» или «ноосфера» и др. Так, понятие «устойчивое развитие» как всемирная модель будущего цивилизации имеет глубокий метафорический характер, его буквальное прочтение в принципе неверно. «Устойчивость» - термин, сильно перегруженный в смысловом отношении. Дело в том, что в развитии сложнейших систем, имеющих в каждом отдельном случае огромное число переменных, не существует «устойчивости», там действует сингулярность, то есть речь идет о взрывоподобном росте скорости эволюции. Так, оказалось, что процессы глобализации в мире приводят к снижению биоразнообразия (исходя из принципа конкурентного исключения) и новому эволюционному витку, когда погибает и продолжает погибать большое число видов живых организмов. Непродуктивно рассматривать ноосферу идеалистически или оптимистически. Ноосфера - этап развития человечества, когда по масштабам трансформации веществ деятельность человека сопоставима с природными силами. Но это не значит, что все, что делает человек, оптимистично, потому что разумно. Важно, не допуская имитации анализа понятия, делать его более притягательным и объемным. Тогда его новое смысловое пространство приобретет для учащихся более глубокий смысл. Для развития навыка эффективной работы со смыслами научных понятий, из которых складывается биологическая картина мира, можно рекомендовать методические приемы 1) разбивания текста на смысловые части с использованием так называемого «предвосхищающего» объяснения, составления его плана и последующего обсуждения; 2) взаимного пересказа текста с усложнением (за ограниченное время, чтение переходом на незнакомый текст) и т. д. Так, в рассмотрении, к примеру, биологической системы муравьи - тли - вирусы, учащиеся постепенно освобождаются от стереотипа о непременной пользе муравьев для человека и природы и приходят к выводу о системе как сложном целом, не сводящимся в познании к одной из его частей. Представим данную разработку (более подробное описание разработки дано в монографии И. Ю. Азизовой) [Азизова, 2020b]. Учащимся предлагается доказать, что муравьи, тли и вирусы могут образовать связанное и функционирующее единое целое, не сводимое к простой сумме организмов и их функций. Для этого нужно сначала проанализировать на основе современных научных данных и данных учебной литературы из прошлых тем и разделов биологии (о влиянии человека на природу, об изменении климатических и экологических условий, об эволюции) механизмы, обеспечивающие существование данного «целого». Затем на конкретных примерах показать: 1) что целое обладает качествами или свойствами, которые не присутствуют в частях, если они изолированы друг от друга; 2) что целое может препятствовать проявлению определенных качеств или свойств частей. Более подробно задания для учащихся представлены ниже. 1. Найдите материал об анатомо-физиологических особенностях и жизненном цикле тли (на примере щитовок), об аналогичных характеристиках муравья. 2. Рассмотрите колониальные характеристики тли, общественный образ жизни муравьев. 3. Установите и перечислите симбиотические отношения муравьев и тлей. 4. Определите антагонистические отношения муравьев и энтомофагов (способных нанести ущерб колонии тлей). 5. Изучите виды болезней растений, вызываемые вирусами. 6. Установите как можно больше закономерных связей в системе «муравьи - тли - вирусы». 7. Определите, какие изменения системы могут происходить и как они будут внешне проявляться. 8. Определите надсистемы, к которым может относиться наша система (подсказка: надсистему можно определить по функции системы). Подводя итог выполненной работе, учитель заключает, что сама система - это абстракция, которая охватывает относительно ограниченное число параметров и представляет собой модель реального объекта. Но именно система помогает установить повторяющиеся и поэтому закономерные связи компонентов действительности. Для системного понимания изучаемых объектов считаем необходимым в организации работы учащихся следовать принципу акцентирования системных связей. В тексте, составленном в соответствии с данным принципом, каждый факт, закон, понятие, теоретическое положение, пример теоретического и фактологического знания и т. д. находится в закономерной связи с другими и может быть из нее выведен (то есть предсказан) [Азизова, 2020a].