@article{Тарасов2023-04-11, author = {С. В. Тарасов, Н. Д. Андреева, Ю. Ю. Гавронская, Е. О. Двинова, А. П. Иванова, Л. А. Ларченкова, Т. Н. Носкова, Н. С. Подходова, В. И. Снегурова, В. Д. Сухоруков}, title = {Вступительная статья}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {23-24 ноября 2022 года на базе Филиала РГПУ им. А. И. Герцена в г. Ташкенте состоялся Российско-узбекский образовательный форум по проблемам общего образования «Методика преподавания в современной школе: проблемы и инновационные решения». Форум был проведен в рамках российско-узбекского гуманитарного проекта «Класс! (Зўр!)» совместно с Национальным исследовательским институтом профессионального развития и обучения педагогов новым методикам имени А. Авлони при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства народного образования Республики Узбекистан, Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Содержание сборника отражает направления работы форума - обсуждение актуальных вопросов совершенствования методик преподавания учебных дисциплин в школе. Участники форума - учителя-предметники, педагоги, методисты, специалисты в области общего образования - представили свои доклады на пленарных сессиях и семи тематических секциях по биологии, географии, информатике, математике, русскому языку как иностранному, физике и химии. В статьях, посвященных актуальным проблемам методики преподавания биологии в школе, рассмотрены разные аспекты содержания и процесса обучения биологии, предложены возможные способы совершенствования образовательного процесса в современной школе. Одна из важных проблем методики обучения биологии, затрагиваемых в статьях, - обновление содержания обучения биологии (авторы статей И. Ю. Азизова, А Р. Мурзина). Решение этой проблемы авторами опубликованных статей видится по-разному: предлагается герменевтический подход как основа для раскрытия содержания биологических понятий и рассматривается принцип научности, из которого вытекает требование обновления содержания обучения за счет включения материала о новейших открытиях науки биологии. Актуальная в настоящее время проблема организации сетевого взаимодействия между различными образовательными учреждениями обсуждается в статье А. Л. Левченко, где описаны компоненты модели методики организации сетевого взаимодействия и даны их основные характеристики при обучении разделу «Живые организмы». В статье Н. В. Малиновской показаны возможности применения ситуационных задач в процессе обучения биологии в целях формирования функциональной грамотности школьников, представлены результаты анализа опыта использования ситуационных задач в практике обучения биологии в школе, предложены виды методической поддержки, в которой нуждаются педагоги-биологи при разработке и применении ситуационных задач. Рассмотрению функций, структуры современного школьного учебника посвящена статья Н. Д. Андреевой. Особое внимание уделено визуальному компоненту учебника и современным требованиям его оформления в учебнике биологии, а также предложена методика применения учебника при обучении в школе. Проблеме экологического образования школьников уделено внимание в статье Г. Ф. Лукмановой, где перечислены определенные недостатки его организации в практике общеобразовательной школы. Автором дано обоснование методам обучения и применению педагогических технологий, способствующих формированию экологической грамотности учащихся. Среди предметов, направленных на формирование знаний школьников об окружающей действительности, экологическое воспитание, одним из ключевых является география. Содержание докладов секции «География» отличается широким тематическим диапазоном. Во-первых, представлена аналитическая оценка существующих способов построения географического образования: формального как обязательного, неформального, осуществляемого не только в школе, но и за ее пределами, и информального, т. е. повседневного. Во-вторых, рассмотрен аксиологический контекст географического образования, а также мотивационные механизмы учебной работы и направления проектной деятельности учителя географии в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. В-третьих, исследованы вопросы педагогических действий в условиях проведения предметной олимпиады школьников, экологической практики обучающихся и организации профориентационной работы учителя географии. В ряде статей сборника рассмотрены вопросы подготовки будущих учителей информатики в области искусственного интеллекта. В частности, рассматриваются аспекты внедрения в процесс профессиональной подготовки учителей информатики диалоговых и рекомендательных систем, основ компьютерного зрения. Сегодня на смену информатизации пришла цифровизации образования. В одной из статей сборника анализируются процессы цифровой трансформации образования как ответ на вызовы развивающегося общества, цифровой экономики. Рассматриваются требования к цифровым компетенциям современного учителя в рамках современных международных подходов. Несколько статей сборника обсуждают вопросы развития soft skills будущих педагогов на уроках информатики в цифровой среде колледжа, анализируется опыт подготовки будущих учителей к решению задач воспитания средствами цифровой среды, создания интерактивных образовательных ресурсов для организации самостоятельной работы школьников. Статьи, представленные участниками секции «Математика», отличаются широтой тематики. В статье Х. С. Дадаева рассматривается возможность использования числовых и логических тестов, применяемых в конкурсе «Лидеры России», для выявления и развития необходимых компетенций у школьников при обучении математике в общеобразовательной школе. В статье А. А. Никитиной всесторонне рассматривается понятие ИКТ-компетентности, особое внимание уделяется оценке сформированности ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов. Сравнительный анализ двух образовательных систем (российской и сербской) приводится в статье Е. В. Сюсюры, также в ней рассмотрены подходы и методы преподавания математики на русском языке в билингвальных классах в Сербии. Статьи, представленные в разделе «Русский язык как иностранный», отражают широкий круг вопросов как теоретического, так и практического характера. Авторы включенных в сборник статей рассматривают актуальные тенденции развития русского языка и литературы, проблемы преподавания русского языка в иностранной аудитории, акцентируя свое внимание на том, что процесс взаимопроникновения языков является мощным импульсом для обогащения языков и культур. В статьях идет речь о работе с иностранными обучающимися разного возраста и уровня подготовки, что открывает широкие возможности обмена опытом работы. Материалы разнообразны по жанрам, форме и дают представление о современных методах и приемах обучения и совершенствования навыков владения русским языком учащихся разного возраста. Тематика статей по методике обучения физике, представленных на форум, носит междисциплинарный характер и отражает общие тренды развития современного образования - формирование у обучающихся универсальных качеств личности на основе содержания учебного предмета и повышение качества предметной подготовки. В работах рассмотрены актуальные проблемы школьного физического образования: формирование функциональной грамотности и исследовательских навыков при обучении физике, построение алгоритмов выявления и преодоления познавательных затруднений школьников при изучении физики, содержание и техника натурного и виртуального физического эксперимента, применение современных игровых технологий и культурологических аспектов в обучении физике. На секции, посвящённой актуальным вопросам совершенствования преподавания химии, рассмотрен широкий круг проблем начиная с форм и методов организации пропедевтического курса химии как первого шага на пути предпрофильной подготовки к изучению предметов естественнонаучного цикла до подготовки студентов педагогического вуза - будущих учителей к руководству проектной и исследовательской деятельностью школьников как в режиме очного обучения, так и в дистанционном формате. Особое внимание участники секции уделили формированию познавательных универсальных учебных действий на специфическом материале предмета «химия» и различным видам контекстных познавательных заданий, выполняющих связующую роль между академическими знаниями и реалиями жизни, отвечая запросу общества и государства на формирование функциональной естественнонаучной грамотности обучающихся. Сборник может быть интересен всем, кто интересуется вопросами совершенствования методики преподавания в школе.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/971}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/1036}, }