Глава книги
Медико-географические условия жизни народов Севера
Введение Окружающая человека среда - это совокупность абиотической, биотической и социальной сферы, совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство. Влияние на человека географических условий проявляется в особенностях популяции человека: антропологическом разнообразии. Так, аборигены севера и аборигены тропиков отличаются по внешнему виду, строению тела, характеристике внутренней среды организма, включая механизмы обмена веществ. В разных ландшафтах, на разных территориях, у людей существует своя норма показателей крови, сердечнососудистой системы, дыхания, обмена веществ и физического развития, отражающая влияние специфических условий среды, в которой они проживают [1]. Связано это было, порой с приспособляемостью организма к эндемичным заболеваниям, к характерным генетическим аномалиям. Могла быть высока детская смертность или существенно сокращена продолжительность жизни. В историческом ракурсе освоение новых экологических ниш приводило к изменению показателей внутренней среды организма. 121 Регион исследований, объекты и методы При изучении народов Севера, необходимо учитывать, что это 26 народов тундры, лесотундры и сибирской тайги. Эти территории хоть и относятся к северу России, но отличаются своими географическими характеристиками. В последние 200 лет этнографы усиленно изучали особенности северных народов с заметным креном снисходительности. Рассматривали их быт, историю, происхождение. Последние 30 лет интерес специалистов повернулся к проблемам развития хозяйства, демографии, здоровья населения. Что связано с интенсивным промышленным освоением Северных территорий, а также с общим ухудшением психического и физического здоровья населения [2]. Особенно проблемы со здоровьем стали выявляться после принудительной оседлости кочевых народов в середине прошлого века. Практически все элементы хозяйственной жизни оленеводов идеально приспособлены к природной зоне проживания - это и нарты для собачьей упряжки, изготавливаемые без единого гвоздя, с минимальной затратой древесины, и одежда оленеводов, подходящая климатическим особенностям тундры, и байдары, на которых жители побережья Чукотки охотились на морского зверя. Крупностадное оленеводство, возникло в евразийской тундре, на рубеже XVIII-XIX вв., - в западной ее части, у коми-ижемцев и ненцев Большеземельской тундры, и на востоке, у чукчей и коряков. Это привело к более эффективному использованию биологической емкости осваиваемых тундровых ландшафтов. Весь XIX век поголовье домашнего оленя в тундре неуклонно возрастало (за исключением эпизоотий) и только в настоящее время достигло естественных пределов. Рост поголовья оленей увеличивал и численность кочевых народов, сменивших образ жизни: ненцев, коми-ижемцев, коряков и чукчей. А их соседи на востоке - юкагиры, сохранившие быт полуоседлых пеших охотников и рыболовов, не смогли противостоять частым эпидемиям, культурной ассимиляции пришлых эвенов и якутов, в результате они практически исчезли. На западе совершенно исчезли оседлые морские охотники сииртя, занимавшие побережье Ледовитого океана от Белого моря до Енисея, с которыми столкнулись пришлые оленные самодийцы: ненцы, энцы, нганасаны [4]. Со временем организм у народов Севера выработал ряд специфических видов адаптации к полярным условиям, не снижающих, а повышающих его резистентность. Таковы особенности дыхания (удлиненная фаза выдоха и укороченный вдох), поглощения кислорода (оно выше, чем у приезжего русского населения), выделения углекислого газа (ниже), системы пищеварения, органов зрения и др. Диспропорция белкового и углеводного питания в условиях постоянного кочевания не приводила к росту заболеваемости болезнями органов кровообращения и дыхания. Переход на «европейский» тип питания при оседании вызывает осложнения и даже были зарегистрированы смертельные исходы у детей самоедов, и у детей кочевого населения, вывозимого в школы-интернаты. Таким 122 образом тезис об отрицательном влиянии кочевания на здоровье, был опровергнут медицинскими исследованиями [5]. Демографические характеристики кочевого населения оказываются более высокими, нежели по коренному населению в среднем. Районам с более высоким уровнем кочевания соответствуют более высокий средний размер семьи, близкое к норме соотношение полов. А чем глубже идет процесс перевода на оседлость, чем больше коренного населения проживает на центральных усадьбах хозяйств, тем вероятнее смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма, нервно-психических расстройств. Уникальность кочевого оленеводства в том, что оно до настоящего времени остается не только отраслью хозяйства, но и образом жизни семей оленеводов. В конце прошлого столетия, в связи с политическими изменениями в России, накопленный опыт и фольклорное наследие, как и другие формы традиционной культуры, становятся более востребованными и считаются в среде кочевников тундры и тайги одним из наиболее ценных достояний народной культуры. Приверженность к традиционному типу хозяйствования и жизни остается, именно охота, кочевое оленеводство или рыболовство. И является их основными занятиями на современном этапе, у всё большего количества коренных жителей. Более доступной для понимания современного человека является и повседневная обрядность традиционного общества охотников и оленеводов. Это направление исследований имеет не меньшее значение для определения адаптивных свойств культуры традиционного общества аборигенных народов в изменяющихся условиях современности. Например, существует множество запретов по отношению к детям и беременным женщинам, чтобы уберечь их от тяжелых эндемичных или инвазийных заболеваний. Также, многие культовые запреты, содержат в своей основе соблюдение санитарных норм, которые легко и понятно передаются детям в сказках и обрядах [3]. В последние годы, исследования, проводимые учеными на Крайнем Севере, показывают более положительную тенденцию по здоровью населения. Медики разделяют коренное, укорененное и пришлое население, и, говоря о результатах по здоровью жителей, например, Мурманской области, приходят к значимым выводам. Выявлено, что наиболее здоровыми являются коренные жители, занимающиеся кочевым оленеводством. Саамы Кольского полуострова имеют более чем тысячелетнюю историю существования, и для представителей саамского этноса минеральный обмен играет ключевую роль. Ведь здоровье очень сильно зависит от геохимических особенностей места проживания, в частности, от баланса различных химических элементов в нашем организме. У коренных жителей полуострова нарушения минерального обмена в последнее время приобретают широкомасштабный характер. Ученые Кольского научного центра считают, что причиной этого феномена являются низкие концентрации фтора и магния и высокие - кальция и марганца в природной 123 среде, в сочетании с повышенными концентрациями железа, никеля, кобальта, алюминия и меди техногенного происхождения, что существенно снижают адаптивные способности организма. Это характерно для жителей Ковдорско-Колвицкого, Хибино- Ловозерского, Мончегорского, Печенгского и Северного прибрежного районов, где часто встречаются мочекаменная болезнь. Именно в этих районах существуют горнодобывающие предприятия. Снижение адаптации организма, проявляются в тяжелых онкологических заболеваниях. Сравнительный анализ смертности из-за них в группах коренного и укорененного населения показал, что ее уровень в Ловозерском районе, где преобладают «чистые» саамы и их метисы с коми-ижемцами, почти в два раза выше, чем в Терском районе, население которого представлено в основном потомками поморов. В Ловозерском районе отмечается явная тенденция к «омоложению» умерших от злокачественных новообразований, а заболеваемость ими детей здесь в 1,9 раза выше, чем в целом по Мурманской области. Болезни костной системы тоже присутствуют в Ловозерском районе, но если у детей уровень заболеваемости ниже, чем в целом по России и в Мурманской области, то у взрослых они встречаются чаще в Снежногорске, Апатитах, Кировске. Большее распространение онкологических заболеваний среди коренного, а также укорененного населения по сравнению с представителями недавних мигрантов из других регионов объясняется тем, что последние, в основном представленные выходцами из промышленно развитых районов средней полосы, и более адаптированы к условиям техногенного загрязнения [6]. Выводы На протяжении тысячелетий в коллективе вырабатываются стереотипы, позволяющие индивиду и обществу не совершать гибельных ошибок, чтобы обеспечить благополучное существование традиционного общества. Коренные народы тяжелее приспосабливаются к измененному промышленностью и технологиями миру - это сказывается на их здоровье в виде сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма, заболеваний нервной системы. Связь между этносом и ландшафтом поддерживается с помощью тонкого механизма преемственности адаптивных навыков между поколениями - сигнальной (условнорефлекторной) наследственности [4]. В процессе воспитания дети путем подражания перенимают и усваивают стереотипы поведения в семье, ландшафте (тундре), этносе (отношения к старшим, иноплеменникам). В ходе современных исследований для арктических регионов разрабатываются основные принципы единой системы мониторинга общественного здоровья и здоровьесберегающих мероприятий. Подобные проекты необходимо выстраивать, основываясь на различия по этногеографическим, возрастным и социальным характеристикам, опираясь на 124 многовековой опыт развития Северных народов.