RT - SR - Electronic T1 - Профессор Г.Г. Шенберг: жизнь и деятельность SP - 2023-04-11 A1 - Силин, В. И. A1 - Щенявский, В. А. A1 - Жангуров, Е. В. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/933 AB - Введение Изучение персоналий, особенно тех, кто формировал географические представления, кто много сделал для преподавания естественных наук всегда актуально. Жизни и творчеству профессора Г.Г. Шенберга посвящен ряд работ [3, 6, 7, 13], но его значительное творческое наследие еще ждет своего исследователя. Содержание Шенберг Гергард (Георгий) Густавович родился в июле 1875 г. в Варшаве, где его отец был преподавателем в гимназии и лектором в Варшавском университете. После окончания гимназии в 1894 г. поступил в Петербургский университет, который окончил в 1898 г. (физико-математический факультет) специализируясь по географии. В 1899-1900 гг. учился в Берлинском и Цюрихском университетах. С декабря 1900 г. Георгий Густавович работал преподавателем географии в 1-й Петербургской гимназии, а с 1901 г. был оставлен при Петербургском университете для подготовки к профессорскому званию, работал хранителем кабинета географии и антропологии при университете. На съезде естествоиспытателей и врачей, проходившем в Санкт-Петербурге в 1901 г. для объединения географов, работающих в различных организациях, была высказана мысль о создании «Общества Землеведения» при университете. 20.11.1902 г. Устав общества был утвержден Министерством Народного Просвещения. Первое собрание учредителей Общества состоялось 20.02.1903 г. (этот день и считался днем начала деятельности Общества). В числе членов-учредителей общества среди именитых исследователей: П.И. Броунов, С.Ф. Глинка, А.А. Иностранцев, Г.И. Танфильев мы встречаем и имя тогда еще молодого Г.Г. Шенберга, который вместе с Л.Н. Зверинцевым являлся Секретарем Общества и членом Совета [1]. Общество Землеведения издавало свои труды, читая которые мы можем судить о той работе, которую вел в нем Г.Г. Шенберг. В 1903 г. Г.Г. Шенберг сделал доклад на тему «Современное состояние вопроса о внутренности земли», затем в трудах этот доклад был 64 опубликован [10]. В 1904-1905 г. (второй год существования общества) он делает следующие сообщения - 25 февраля «О всемирной кабельной сети, в связи с вопросом о телеграфировании на Дальний Восток»; 21 апреля «О новой части света - Антарктиде»; 27 октября - (о своих летних наблюдениях в солончаковых степях Заволжья). Кроме того, им были выполнены рефераты: а) О международном географическом конгрессе летом 1904 г.; б). О ледниковом периоде в тропиках (2 декабря 1904 г.). П.И. Броунов достаточно высоко оценивал работу молодежи: «Хранители кабинета географии и оставленные при университете по кафедре географии лица входят в состав Общества и своим участием в работах последнего, приносят ему не мало, пользы. В заседаниях Общества принимают деятельное участие и студенты-географы» [1, с. 1]. Помимо этого объединения географов Г.Г. Шенберг участвовал в работе Географического общества, являясь его членом с 1902г. В ХХ столетия правительство империи активно проводит политику исследования мало населенных земель для переселения туда крестьян из центральных и западных губерний. Принимал в этих работах участие и Г.Г. Шенберг: «Летом 1904 года, благодаря командировке от Министерства Земледелия и Государственных Имуществ, я имел возможность побывать на крайнем юго-востоке Европейской России, в пределах Арало-Каспийской низменности. С июня до середины августа я разъезжал на лошадях, на верблюдах и на байдарке по южной части Новоузенского уезда Самарской губернии и по прилегающим к Большому и Малому Узеню частях области Войска Уральского и Астраханской губернии» [9, с. 74]. Исследование этого края было очень интересно Г.Г. Шенбергу, как географу, поскольку этот край находился: «Здесь на границе между Европой и Азией сталкиваются два географических ландшафта степь и пустыня, две расы - индо-европейская и монгольская, две различных культуры - европейская и азиатская. Между всеми этими разнообразными факторами здесь происходит борьба и смешение и в результате получается что-то среднее - особый переходный ландшафт, не степь и не пустыня, а то, что Joh. Walther в своем известном сочинении "Das Gesetz der Wustenbildung" назвал "Halbwuste" полупустыня» [9, с. 74]. Надо отметить, что эта работа Г.Г. Шенберга одна из первых, посвященная описанию природы этой переходной зоны. Большое внимание в статье Г.Г. Шенберг уделил генезису и условиям существования «помохи»: «Что касается помохи в Новоузенском крае, то для меня, по крайней мере, ясно, что она представляет собою пыльный, лессовый туман, навеваемый юго-восточными ветрами из пустынь Прикаспийских и Средней Азии» [9, с. 79]. Помимо помохи Г.Г. Шенберг рассмотрел строение грунтовых и поверхностных вод в этом засушливом районе, такая специфика рассмотрения, скорее всего, была предопределена задачами экспедиции, полученными от Министерства. Наиболее важно определение полупустыни, данное Г.Г. Шенбергом, как своеобразного типа ландшафта: «В заключении, на основании всего вышеизложенного, позволю себе дать следующее определение полупустыни, как особого 65 географического ландшафта: полупустыня есть переходная между пустыней и степью область с недостаточным для выщелачивания почвы и дренажа местности количеством осадков, с характерным пустынно-степным климатом, выветриванием и почвообразованием, с преобладающими солоноватыми, периодически пересыхаемыми, водами, со смесью степных и пустынных растительных и животных форм, местами еще пригодная для земледелия без искусственного орошения, но в большей своей части пригодная лишь для кочевого скотоводства» [9, с. 144]. Такое определение ландшафта полупустыни вполне соответствует современным взглядам. С 1906 г. Г.Г. Шенберг работает ассистентом на кафедре географии Санкт-Петербургского университета, в 1916 г. здесь же защищает магистерскую диссертацию «Сухие туманы на земном шаре», опубликованную в Трудах Сельскохозяйственной метеорологии (Т. 15). Помимо педагогической деятельности Г.Г. Шенберг не прекращал научной и экспедиционной работы (Финляндия, 1904 - Арарат, 1905 - Закаспийский край, 1906 - Новокузнецкий р-н, Крым, Средняя Азия и т.д.). Начало прошлого века и начало советского периода - всплеск проведения краеведческих исследований, немалую роль в которых играют разнообразные экскурсии. Г.Г. Шенберг, как один из лидеров географической науки не мог стоять в стороне от столь актуальной задачи географических и краеведческих исследований. В 1912 г. он представляет статью: посвященную проведению экскурсий [11]. К написанию статьи он подходит как зрелый ученый-теоретик, сознательно подчеркивая важность таких экскурсий для географа: «География не есть агломерат поверхностных знаний из самых разнообразных областей, а наука с самостоятельными методами и содержанием. Вследствие энциклопе-дичности ее содержания она требует от географа особенной, серьезной подготовки, и руководить настоящею географическою экскурсией труднее, чем какой-либо другой. От руководителя географа, кроме детального теоретического и практического знания местности, кроме широкого образования в области естественно-научных, гуманитарных и экономических наук, прежде всего требуется понимание задач и методов современной географии» [11, с. 48]. В дальнейшем Г.Г. Шенберг много раз обращался к вопросам проведения географических экскурсий [12]. Эта статья больше чем просто работа посвященная экскурсиям, в ней Г.Г. Шенберг высказал свой взгляд на структуру и объект общего землеведения и географии вообще, его взгляды близки к представлению о структуре науки формируемому в русской географии в ХХ веке. Нам кажется, что эти взгляды актуальны и в наше время. Например, Г.Г. Шенберг писал: «География может быть разделена на две отрасли с несколько различными задачами и методами: на общую географию, или так называемое общее землеведение и частную, или страноведение. Общее землеведение изучает распространение какого-нибудь одного географического объекта по всему земному шару, исследует его происхождение, характер и изменения в связи с окружающей его средою в настоящем, а иногда в прошлом и будущем. Цель такого исследования, дать осмысленную картину географического объекта и выяснить его роль в 66 общей жизни земли» [11, с. 48]. Сейчас физическую географию подразделяют на общее землеведение и ландшафтоведение, но именно такое разделение имел в виду и Г.Г. Шенберг: «В отличие от общего землеведения частное или страноведение рассматривает совокупность географических объектов в их взаимной связи по месту, времени и происхождению в какой-нибудь стране или местности. Целью ее является осмысленная картина жизни этой страны, другими словами выяснение ее географического ландшафта, понимая под этим словом не только физико-географический, но и биологический, культурно-исторический ландшафт» [11, с. 48]. В советское время Г.Г. Шенберг очень активно работает на педагогическом поприще, он участвует в работе государственных структур по составлению учебников, учебных карт и пособий, в том числе научных фильмов, пишет многочисленные статьи для энциклопедий. Многие из этих статей имеют важные теоретические выводы и базируются на анализе многочисленных исследований, в том числе иностранных. В 1925 г. Г.Г. Шенберг был утвержден профессором при Педагогическом институте, в 1929 году профессором Ленинградского университета. Одновременно Георгий Густавович преподавал и в других вузах. В классической работе, посвященной деятельности Русского географического общества [2] отмечается: «В дальнейшем (после 1919 г.) вопросы учебной географии не нашли отражения в деятельности Общества вплоть до созванного в 1933 г. Первого всесоюзного съезда географов, на котором в числе прочих работала и школьная подсекция. На заседаниях этой подсекции было обсуждено 9 докладов, в том числе В.П. Буданова "О наглядных пособиях по географии и их использовании в учебной работе", Г.Г. Шенберга - "Об основных методических требованиях к учебнику географии" и др.» [2, с. 251]. В 1925 и 1927 г. Г.Г. Шенберг был командирован в Германию, Австрию, Финляндию для ознакомления с системой образования в этих странах. В 1926 г. он совместно с многими видными географами: Н.Н. Баранским, А.А. Григорьевым и др. принимает участие в создании Большой Советской энциклопедии (Т. 1-3). Так в Т.1 он в соавторстве с другими авторами пишет статью «Австрия»; в Т.3 участвует в написании статьи «Аргентина» в соавторстве с Н.Н. Баранским. В 1930-32 гг. Г.Г. Шенберг участвовал в составлении энциклопедического словаря Граната. В издании этого словаря принимали участие многие видные географы: Л.С. Берг, В.Ю. Визе, Л.А. Зенкевич и др. Г.Г. Шенбергом для этого словаря написана статья «Азия», в которой автор проанализировал состояние изученности этого материка. В 1934 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании географии в начальной и средней школе» после которого на Геофаке педагогического института были введены крупные лекционные курсы. Курсы по общей физической географии, географии зарубежных стран и истории географических знаний читал Г.Г. Шенберг (о его работе в Ленинградском педагогическом институте писал Л.П. Шубаев [13]). 67 В 1938 г. Г.Г. Шенберг был арестован и осужден на 3 года (отправлен в Казахстан) по обвинению в шпионаже и терроризме. В приказе 983-а от 11.04.1937 года об увольнении из Института, в котором Г.Г. Шенберг работал с 1.09.1935 г., сказано: «За изложение пpогpаммного матеpиала по физической геогpафии Евpопы в классово-вpаждебном, антимаpксистском освещении пpоф. Г.Г. Шенбеpга от пpеподавания физической геогpафии на 3 к. геогpафического факультета с 9-го апpеля отстpанить. Диpектоp института Юpов» (Материал Колосовой Е.М. - музей РГПУ). С 1938 г. Гергард Густавович жил в поселке Краснокутск в Павлодарской области, преподавал в школе, был статистиком, табельщиком при Промкомбинате и даже сторожем на бахче. В 1943 г. Г.Г. Шенбеpг посылает просьбу Наркому просвещения о предоставлении педагогической работы и получает приглашение в Орловский пединститут, но поскольку там уже место было занято, то в 1944 г. приказом по Наркомпросу Г.Г. Шенберг был назначен с 14.08.44 г. на должность профессора кафедры географии в Коми госпединститут (КГПИ). Интересны выдержки из характеристики на Г.Г. Шенберга: «Читает курсы: физической географии, географии зарубежных стран и методики географии. Принимает участие в методической работе института усовершенствования учителей. Лекции профессора Шенберга отличаются глубокой научностью и слушаются студентами с большим интересом. Несмотря на преклонный возраст, профессор Шенберг не ослабляет внимания к научной работе. Им подготовлены к печати две работы: 1) История географии как науки; 2) Классификация рек земного шара. Сдана в печать статья "Два новых наглядных пособия для преподавания географии". Профессор Шенберг выступает с научно-популярными лекциями в институтском лектории». При чтении документов не перестаешь удивляться энергии, которой обладали люди в то очень сложное время» [4]. 12.08.46 г. Г.Г. Шенберг был освобожден от работы в КГПИ, вот его заявление об уходе: «Заявление. Извещаю Вас, что по преклонному возрасту (71 год) и выслуге лет, ухожу в отставку, и прошу освободить меня от службы в Коми пединституте. Проф. Шенберг» [5]. В списке работ, составленным самим Г.Г. Шенбергом, который нам любезно предоставила Е.М. Колосова более 40 работ, но в нем отмечены только наиболее значимые работы, сколько их всего нам пока не известно. После Коми педагогического института Г.Г. Шенберг служил в Могилевском пединституте [7]. Л.П. Шубаев пишет: «Гергарда Густавовича Шенберга, умершего 25 августа 1954 г. в Могилеве, студенты и сотрудники помнят, как исключительно эрудированного географа, неутомимого туриста, прекрасного лектора и душевного человека [13, с. 12]». В музее РГПУ им. А.И. Герцена сохранились замечательные воспоминания о Г.Г. Шенберге, как о человеке и преподавателе, которые составил П.В. Гуревич, служивший с Гергардом Густововичем на одной кафедре. 68 Выводы Г.Г. Шенберг оставил большой след в истории географии. Его творчество достойно монографического описания. Г.Г. Шенберг считал своими учителями П.И. Броунова и Э.Ю. Петри. Преемственность теоретических взглядов учителей на творчество Г.Г. Шенберга прослеживается. Ученики Г.Г. Шенберга П.А. Лярский и Л.П. Шубаев и др. сохранили благодарность учителю. Автор благодарен работникам музея РГПУ им. А.И. Жданова Е.М. Колосовой и Е.М. Гурьяновой за предоставленные материалы.