Глава книги

Проектирование школьных туров, посвященных юбилею Петра Великого

В. Л. Погодина, А. В. Савичева
2023

Введение В Российской Федерации с 2022 г. активизировалось развитие образовательного туризма школьников. Способствовало такой активизации, в том числе, рекомендации президента России В.В. Путина по формированию в каждом субъекте РФ маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие. Образовательные путешествия дают возможность обучающимся лучше узнать историю своей страны на практике, закрепить знания по учебным дисциплинам, увидеть и познать новые и интересные факты, и т.п. В регионах страны возрождается интерес к национальной программе «Моя Россия», всероссийскому просветительскому проекту «Моя страна - моя Россия», проекту «Живые уроки» [1]. В стране приняты постановления и программы, в которых отмечено, что около 100 тысяч школьников будут путешествовать по стране ежегодно с 2022 по 2024 гг. по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». Программа ориентирована на учащиеся 5-9 классов. Программа станет частью государственной политики, которую проводит Ростуризм. В 2022 г. школьники из 18 регионов России уже получат возможность совершить образовательную поездку по стране (на каждого школьника выделяется по семь тысяч рублей). Проблемы проектирования и организации школьных туров В условиях постоянно растущего темпа жизни и тотальной компьютеризации, развитие школьного познавательного экскурсионного туризма ограничивается целым рядом факторов: чаще всего маршруты, которые предлагают обучающимся весьма ограничены по тематическому выбору; стоимость на туристский продукт довольно высока. Существует целый рад требований по органи-53 зации туров школьников, создающих дополнительные сложности организаторам и педагогам, заинтересованным в реализации школьных туристских программ и др. Проблемы проектирования и организации образовательных путешествий школьников таковы. 1. Многочисленные противоречия в требованиях, нормативных документах, ограничениях и рекомендациях по организации детского туризма. 2. Отсутствие взаимодействия между образовательными учреждениями и туристскими организациями. 3. Проблема организации туристской, а не экскурсионной поездки (конкуренция региональных турфирм за право организовывать туры). 4. Проблема отсутствия у образовательных учреждений средств на проведение обучающих туристских программ, сложности агитации родителей, спонсирующих образовательные путешествия школьников. 5. Проблема комплексного планирования политематических туров в рамках одной поездки. 6. Проблема неготовности музеев перестраиваться под проект. 7. Проблема проведения подготовительной работы с обучающимися до начала тура (контакты педагога с турлидером); разработки и оформления дневников путешествия, используемых во время совершения тура, связанная с ней проблема разработки новых форм проведения экскурсий; организации работы обучающихся после поездки (рефлексия). 8. Проблема подготовки турлидеров, способных проектировать и проводить образовательные поездки школьников. Проектирование школьных туров, посвященных Петру Великому В октябре 2018 г. президент Российской Федерации подписал указ о праздновании в 2022 г. 350-летия со дня рождения первого российского императора Петра Великого (9 июня 1672 г.). Предполагается, что главными местами юбилейных торжеств станут Санкт-Петербург и Ленинградская область. Организация юбилейных мероприятий планируется также в Воронеже, Екатеринбурге, Астрахани, Ярославле и других российских городах [3]. Мероприятия, посвященные празднованию 350-летия со дня рождения Петра Великого, пройдут по всей России. В Санкт-Петербурге планируется особо масштабно провести в этом году ежегодный городской праздник - День Рождения Петра Первого, такие общегородские мероприятия как День города - 27 мая, День Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля, День российской гвардии - 2 сентября. Петровская тема найдет свое отражение и в процессе организации иных событий в Санкт-Петербурге: празднике выпускников «Алые паруса», Дне Военно-морского флота, акции «Ночи музеев» и др. Федеральный план насчитывает двадцать мероприятий в Петербурге, региональный план, естественно, больше, он насчитывает более двухсот мероприятий, пронизывает все сферы, задействованы все учреждения. Государственным Эрмитажем совместно с ГЗМ «Петергоф» при поддержке партнёров из ПАО «Газпром» будет организована масштабная выставка «30 картин из жизни Петра Великого» на 54 Марсовом поле. В театре Музыкальной комедии планируется премьера мюзикла «Петр Первый». С ноября 2021 г. по март 2022 г. в отделе рукописей Российской национальной библиотеки состоялась выставка «Победу приносит военное искусство», которая посвящена материальному и духовному наследию Петровского времени. Ключевым денем праздничных мероприятий станет 9 июня, день рождения Петра Великого. В эту дату жителей и гостей Санкт-Петербурга ожидает множество выставок и театрализованных постановок. В честь дня рождения основателя города улицы украсит праздничное оформление. К этой дате намечается презентация восстановленного «Медного всадника» - великого памятника Петру Великому. В июне город проведёт ежегодный конгресс, приуроченный ко дню рождения Петра Великого. Российские и зарубежные исследователи из самых известных учреждений науки и культуры проведут обсуждение наследия петровской эпохи и стратегии по его сохранению и популяризации [2]. Запланирована межмузейная выставка, посвящённая Петру Первому и его эпохе. Она пройдет в июле 2022 г. в «Манеже» и соединит экспонаты из Эрмитажа, ГЗМ «Петергоф», Русского музея и Кунсткамеры. Русский музей организует конкурс мультимедийных ресурсов «Петр I и его эпоха в русском искусстве», который направлен на то, чтобы вспомнить об императоре и его современниках и ярких событиях его эпохи, нашедших отражение в образах отечественного изобразительного искусства. В честь первого российского императора - создателя российского флота в Санкт-Петербурге организуют Военно-морской парад, а также гражданско-патриотический фестиваль «Морское наследие Петра Великого». Главный военно-морской музей занимается подготовкой выставки «Море и флот», она планируется на период с мая по сентябрь 2022 г. Юбилейный год должен быть отмечен и внедрением в практику Санкт-Петербурга новых программ школьного познавательного туризма, посвященного Петру I. Юные путешественники должны побывать не только в центральных районах Санкт-Петербурга, месте проведения главных мероприятий, но и совершить экскурсионные поездки по Петергофу, Стрельне, Кронштадту, Выборгу, Сестрорецку - городах, судьбы которых во многом были решены волею Петра Великого. Для школьников из Санкт-Петербурга следует организовать экскурсионные поездки по Ленинградской области. В Шлиссельбурге, Лодей-ном Поле, Новой Ладоге, Копорье и Ивангород есть места, связанные с деятельностью первого императора России. Маршрут юбилейного тура, посвященного Петру I, может быть таким: Санкт-Петербург - посёлок Стрельна - Петергоф - Ораниенбаум - Кронштадт - крепость Орешек (Ореховый остров в истоке Невы, Ленинградская область) - крепость Копорье (Ленинградская область, Ломоносовский район, село Копорье) - Ивангород (приграничный город на правом берегу реки Нарвы, Кингисеппский район Ленинградской области) - Сестрорецк - Выборг (город на берегу Выборгского залива Карельского пере- 55 шейка, административный центр Выборгского района Ленинградской области ) - Санкт-Петербург. Экскурсионная программа предлагаемого тура весьма насыщена. Поэтому для организации такого познавательного школьного путешествия необходима тщательная методическая подготовка. В ходе познавательной поездки школьников должно быть предусмотрено немало интерактивных экскурсионных мероприятий. Одной из востребованных форм проведения экскурсий у российских школьников является экскурсионный квест. Однако, организация экскурсионных квестов в школьном туре возможна при условии верно проведенной педагогами работе с обучающимися на доэкскурсионном этапе (перед поездкой). В результате путешествия школьники узнают больше о людях и о значимых событиях начала XVIII в., ощутят значимость наследия прошлого для современной России. По завершении программы тура школьники получат ответы на многие вопросы. Здесь приведем некоторые из них. - Эта икона была написана для царя Алексея Михайловича, отца Петра Алексеевича знаменитым московский мастером Симоном Ушаковым. Петру I икона досталась от его матери Наталии Кирилловны. Икона была с Императором в момент его кончины. Что это за икона? Где сейчас находится? - Где в С.-Петербурге расположена самая высокая скульптура Петра Великого и каков «максимальный рост» Петра в Санкт-Петербурге? - На этом памятнике размещена монограмма Петра Великого. Проект памятника стал победителем конкурса, который город объявил к важной дате, отмечавшейся в 1996 г. Что за памятник и где он расположен? - Как связан памятный знак: миниатюрная бронзовая копия храма - Петровская церковь Святой Троицы, установленная на Троицкой площади с памятником «Медный всадник»? - Эта станция была открыта рядом с историческим районом С.Петербурга «Семенцы». На мозаичном панно из смальты изображен Петр Великий в окружении семеновцев. Что это за станция? - Где установлена мемориальная доска с такой надписью: «В этом зданiи находилась первая электрическая лабораторiя основанная М. В. Ломоносовымъ по указу Императора Петра I». Справедлива ли это информация? - Если Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге посвящен памяти Петра Великого, то где можно увидеть изображение Петра в этом храме? - Оригинальна ли конная скульптура Петра, установленная в 300-летний юбилейный год Санкт-Петербурга перед Константиновским дворцом в Стрель-не? - Данный памятник-бюст располагается на месте, где раньше находилась так называемая слобода «работных людей» Монетного двора. Что это за памятник? - На каком из барельефов, между окнами первого и второго этажами Летнего дворца, можно найти изображение Петра I? 56 - Почему один из каналов С.-Петербурга назван Зимняя канавка, ведь Зимний дворец не располагается на его берегу. - На каком храме С.-Петербурга размещена мемориальная доска такого содержания: «Сей храмъ воздвигнутъ Въ царствованiе ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКАГО в 1721 году въ благодаренiе Богу въ день Святаго Великомученика Святаго Пантелеймона 27 Iюля при Гангуте въ 1714 году и при Гренгамне въ 1720 году.» - Как изначально назывался форт Петр I в Кронштадте? - Почему собор, основанный по указанию Петра в 1709 г., построен в честь Сампсона Странноприимца. - В каком зале Эрмитажа можно увидеть целое собрание изображений эпизодов из жизни Петра I, отображенных в одном произведении искусства? - Невский проспект - главная улица С.-Петербурга. Есть ли на главной городской магистрали памятник или памятный знак, посвященный Петру Великому? - Ботный домик находится на Соборной площади Петропавловской крепости. А где сам «Дедушка русского флота»? - Рассматривая какой памятник можно увидеть изображение Петра I в роли скульптора, создающего новую Россию? - В каком месте С.-Петербурга можно сделать фотографию так, чтобы на снимок попало сразу три объекта, в названии которых звучит производное от имени Пётр? - Как связаны между собой Адмиралтейская набережная, Летний сад и поселок Лахта? - В каком музее можно увидеть, как выглядел Санкт-Петербург в период правления Петра Великого? - В нескольких музеях Санкт-Петербурга бережно хранятся вещи, принадлежавшие Петру Великому. Но экспонаты этого музея, нельзя назвать «вещами Петра», хотя они и принадлежали царю. Два петровских экспоната этого музея названы производным именем от имени Елизавета. - Что держит в правой руке карлик, входящий в скульптурную композицию, установленную к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга в Стрельне - Какое здание С.-Петербурга украшено горельефом «Заведения в России флота»? Как на горельефе изображен Петр I? - Где находится памятник Петру I, который Петербуржцы иногда называют «Царь-лев»? - После какого события Петр I повелел выбить медаль «Небываемое бывает»? Оно произошло на месте, которое было «открыто ключом», поэтому и названо Петром «замком». - Назовите памятник Петру I, являющийся копией копии. - Где можно увидеть, как Петр I «держит на руках всю Францию»? - В составе какой скульптурной композиции есть фрагмент, на котором представлен собственноручный эскиз императора Петра I первого русского 54-пушечного линейного корабля «Полтава»? 57 - Где находится мемориал, на котором написано: «Император Всероссийский, адмирал Петр Первый»? - Это здание знают все, но сколько бы ты не гулял по городу его не увидишь. Но побывать в нем можно. А как? - Какой памятник Петру Великому можно назвать самым большим в мире (высота его 101,5 м)? - Почему на барельефах, расположенных на пьедестале памятника Петру I Франческо Бартоломео Растрелли, отображающих победные битвы Петра Великого на одном изображен рак, на другом - лев? - Где, рассматривая барельеф на Петровских воротах Петропавловской крепости, можно увидеть изображение Петра I? - Почему на скульптурном потрете Михаил Шемякин «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому» император без волос? - Где, кроме «Медного всадника» можно увидеть памятник, в создании которого было использовано творение француженки Мари-Анна Колло, вылепившей лицо первого императора? - Можно ли в С.-Петербурге обнаружить одинаковые памятники Петру I? - Как связаны слова «Дерзновению подобно» на памятной медали, выбитой в 1770 г. с Петров Великим? Выводы Празднование юбилея Петра Великого, а точнее различные мероприятия, которые организуются в Санкт-Петербурге к этому знаменательному событию, предоставят юному поколению шанс погрузиться в культуру и деятельность императора, с помощью интересного и познавательного тура.

Погодина В. Л., Савичева А. В. Проектирование школьных туров, посвященных юбилею Петра Великого. 2023;:53-58.
Цитирование

Список литературы

Документы