%0 %A Паранина, А. Н. %A Марсадолов, Л. С. %A Григорьев, Ал. А. %T Сакральная география объектов древней навигации %D 2023 %X Введение У многих народов сохранилась традиция почитания горных вершин и перевалов, рек и озер, деревьев и камней. В современной археологии и этнографии такие объекты объединяются понятием «сакральный ландшафт», а критерием его границ считается «душа земли» и «душа человека». Результаты исследований, проведенных авторами данной работы, дают новое, - рациональное, - понимание первичной причины сакрализации природы и культуры: сакральный статус получили объекты, обеспечивающие возможность сохранения и воспроизводства информации о порядке пространства-времени. Особое значение навигационных знаний связано с тем, что от них зависит жизнь, как отдельного человека, так и человечества в целом. Для объективной характеристики особенностей сакральных объектов и их социальных функций в современном мире необходимо проследить (реконструировать) историю их развития - от истоков человеческого общества. По Б.А. Фролову, слитное астрономо-математическое знание легло в основу первобытной графики в эпоху палеолита [23]. Поскольку действия измерения и обозначения неразрывны, очевидно, что ориентирование сопровождалось созданием знаков, а знаки солярной навигации могли стать основой жизнеутверждающей солнечной символики. Наиболее продуктивный источник графических знаков - тень гномона (первый угломер в истории человечества), которая может транслировать информацию практически непрерывно - например, в условиях полярного дня [11-14]. По В.И. Паранину, ориентирование по Солнцу лежит в основе цветовой топонимической маркировки территориальных систем. Архаичная цветовая маркировка пространства проанализирована на большом массиве данных [10] и получает новые подтверждения, в частности, в топонимах и гидронимах России [1, 6]. Возможно, с названий сторон горизонта начиналось формирование единого праязыка человечества - той ностратической основы, которая ускользает от сравнительных и статистических методов лингвистической компаративистики [15, 24]. 46 В результате центрографических расчетов установлено, что расположение наиболее значимых археологических памятников на юге Сибири и в других регионах Евразии совпадает с центрами крупных регионов: в Центре Евразии - крупнейший мегалитический комплекс Селеутас, в древнем Центре Азии - крупный курган-храм Аржан-1 в Туве (8 в. до н.э.), в Центре Хакасии - мегалитический курган-храм Салбык (7 в. до н.э.), в Центре Алтая - большой курган Туэкта-1 (6 в. до н.э.), в Центре Анатолии - легендарный Гордион (8-7 вв. до н.э.) и т.д. [4-7]. Каждый из названных сакральных объектов сохраняет в своей структуре математические и календарные знания, астрономически значимые направления. Как итог доисторического развития навигации, к началу железного века модель мира приобрела форму небесной сферы, описанной мифопоэтическим языком во всех традиционных культурах [24]. Основные элементы сферы отражены в конструкции юрты кочевых народов, которая в основных чертах сформировалась в бронзовом веке. В начале железного века концепция небесной сферы была воплощена в виде инструмента - армиллярной сферы. Она известна как изобретение Эратосфена (276-194 гг. до н.э.), но есть вероятность, что еще раньше сферу использовал Евдокс Книдский (ок. 408 - ок. 355 л. до н.э.). Не секрет, что развитием технологий ориентирования и освоением географического пространства-времени создаются фундаментальные основы научной картины мира или мировоззрения. Следовательно, корректный анализ развития культуры обязательно включает естественнонаучное основание. По современным представлениям, геокультурное пространство, - «сплав» природы и культуры, - мозаично и многослойно [9, 22]. В сакральных ландшафтах эти свойства проявляется в том, что здесь, как правило, тесно соседствуют навигационные объекты разного возраста и технологического уровня. На основе технологической многослойности доисторических памятников наследия были выделены этапы развития навигации: ландшафтный, мегалитический (этап создания локальных сетей), постмегалитический (этап региональных сетей) на основе обратного визирования, исторический и современный - этапы развития новых эффективных технологий и сакрализации архаичных навигационных объектов, знаков и знаний [14, 24]. Ретроспективный обзор становления и развития астрономической навигации показал, что на первых трех этапах прогресс технологий отразился в повышении их качества, при экономии средств и пространства, а информация была унаследована, сконцентрирована по форме и развита по содержанию [15-19]. Цель данной статьи - представить два последующих этапа развития социальной функции объектов доисторического наследия (исторический и современный) и выделить объективные причины их трансформации, с учетом изменения культурных парадигм и смены цивилизаций, понимаемых как уровни технологической адаптации. На основе проведенного анализа можно предложить новое понятие «цикл наследия», направляющее научный поиск на восстановление глубины понимания сакральных памятников как посланий ушедших цивилизаций. 47 Регион исследований, объекты и методы Комплексные исследования сакральных (почитаемых) доисторических объектов навигационного назначения проводились на территории России - в Европейской части и Южной Сибири (священные скалы, камни, менгиры, лабиринты, петроглифы). Объекты в других регионах рассмотрены на основе научных публикаций по археологии и этнографии, фотографий и материалов ДДЗЗ. На разных этапах работы применялись географические, археологические, математические и статистические методы: в ходе полевых исследований уделялось внимание всем элементам ландшафта, особенно особенностям рельефа и свойствам коренных пород (трещиноватости). При описании памятников наследия фиксировались их размеры и точное положение (геопозиция), с последующим проведением метрологического и пространственного анализа. Результаты и обсуждение Исторический этап освоения пространства характеризуется совершенствованием навигационной инфраструктуры геокультурного пространства, дифференциацией функций инструментов (магнитный компас, водяные и песочные часы), развитием теории и абстрактного моделирования [14, 24]. В это время технологии астрономического ориентирования продолжали активно развиваться в морской навигации, т.к. на открытой водной поверхности единственной «путевой картой» является небо. Сохраняли актуальность все способы ориентирования по Солнцу, которое в полярных регионах летом не имеет альтернативы. Большую популярность в античное время приобрели солнечные часы на основе тени гномона в полусфере [23], широко использовался также направленный оконными проемами луч света. Около тысячи лет назад почитаемой становится Полярная звезда (у народов Сибири - Кол, Коло), которая используется для определения сторон горизонта в любой части северного полушария, а в условиях продолжительной полярной ночи является главным ориентиром. Великим географическим открытиям XVI в. помогала армилляр-ная сфера (армилла), а русские мореплаватели, ходившие по северным морям, использовали «матки» - подобие солнечных часов с компасом в деревянной оправе, поделенной по наружному краю на 32 румба. Такие часы найдены при раскопках Мангазеи и на Таймыре. В облачную погоду скандинавские мореходы использовали солнечный камень - кристаллы кварца, которые позволяли определить положение солнечного диска благодаря поляризации света. По этнографическим данным известно, что у коренных народов России и других стран существовала система праздников, которые передавали представления об этапах развития Вселенной и Человека, отражали годовое движение звезд, Луны, Солнца. Эти сакральные традиции частично сохранились, несмотря на смену культурной политики и внедрение новых религий. Главными праздниками года до сих пор остаются летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, которые отмечаются в разных вариантах. Например, европейские народы 1 мая продолжают отмечать день майского дерева, 48 которое символизирует береза или столб, увенчанный колесом с зелеными гирляндами и подарками. Традиция сохраняется, но уже не многие участники праздника могут объяснить, что майское дерево - образ оси мира и вращения Земли, т.е. символ циклического времени. У береговых чукчей «Праздник Солнца» с 21 июня и продолжался 4 дня, у якутов - «ысыах» 21 июня или немного раньше. Каждый народ выделял в празднике элементы природно-хозяйственного цикла, но общей оставалась астрономическая основа. Например, «ысыах», подобно праздникам тувинцев и алтайцев, делит год на две половины, являясь границей между старым и новым, прошлым и будущим. Глубокое астрономические содержание имеют хозяйственные традиции и праздники в Поволжье, на Кавказе и в Хакасии. При этом, искусственная городская среда, также создавала свой значимый культурный продукт - теоретическое знание и технические достижения, в основу которого положены рефлексия и лабораторный эксперимент. Абстрактное моделирование во всем мире сопровождалось созданием рациональных знаков - отражающих реальные природные процессы и иррациональных - отражающих схематичные построения в оторванном от природы культурном пространстве. На смену моделям адаптации к природной среде пришли модели управления и социальной адаптации. Обитаемое пространство со временем было разбито системой границ, а традиционные обычаи потеснены и обогащены привнесениями извне. Лишь удаленность от столичных центров, суровые климатические условия и бескрайность территории позволили сохраниться оазисам культуры, уходящей корнями в глубь столетий и тысячелетий. В России роль этнографического «рая» и «заповедника» традиционной культуры долгое время выполняли территории Сибири. Впоследствии, прокладка дорог (Чуйский тракт, Транссиб), Северный морской путь, промышленное развитие, рост городов и поток переселенцев существенно потеснили местные народности, нарушили традиции. Функции сакральных объектов в историческое время значительно изменились, характерные черты этих трансформаций: 1) утрата центрообразующей функции (например, почитаемые камни Северо-Запада России стали межевыми - указателями границ); 2) утрата навигационной функции объектов в условиях «прикрепления» человека к земле; 3) утрата информационной функции - при перемещении объектов и искажении их поверхности («побитые камни»), сокрытии поверхности под постройками (церквями и часовнями). Сокращение возможностей передвижения и астрономического ориентирования привело тому, что навигационные смыслы были забыты, а сохранились лишь символические функции объектов (почитание предков и некоторых богов из пантеона, олицетворяющего одушевленный древним человеком мир - природные объекты и процессы). Таким образом, в историческое время, на волне технологического развития и в условиях смены культурной парадигмы (от природно-ориентированной к социо-ориентированной адаптации) объекты доисторической навигации существенно отдалились от повседневной жизни, научной теории и практики. В 49 оценке всего доисторического наследия и древнего человека, - создателя фундамента современной цивилизации, - сформировался стереотип, ключевыми понятиями которого стали: «примитивные орудия», «религиозное сознание», «культовые практики», «жертвоприношения». Современный этап освоения пространства - этап новейших навигационных технологий. В это время развиваются способы ориентирования, основанные на достижениях космической, компьютерной техники, развитии системы ДЗЗ и средств коммуникации. При этом, с одной стороны, сохранился высокий сакральный статус объектов, а, с другой, - недостаточный уровень понимания. Результаты астроархеологических и палеоастрономических исследований (например, в долинах Сундуки, Салбык, Семисарт) [2, 3, 6, 8] пока рассматриваются только в региональных сакральных контекстах. В этнографии слабо разработаны представления о посохе как гномоне, в то время как изображения жезлов известны с палеолита, в ХХ в. сотрудниками Пулковской обсерватории опубликованы материалы по календарным традициям народов СССР, в ХХI в. написаны фундаментальные труды по истории оптики за 5 тыс. лет [20, 21]. Большую роль в сохранении древних навигационных знаний продолжает играть народная традиция: 1) массовое применение, связанное с факторами повседневной необходимости и доступности (люди до сих пор ориентируются по Солнцу, попадая в незнакомую местность); 2) разнообразие форм выражения в материальной и духовной культуре (орнаменты, мифы, ритуалы); 3) осознанное сочетание традиции и творчества (например, в технике народной вышивки жестко выдерживается канон, но все создаваемые предметы уникальны по своему исполнению). Однако, в этнографических исследованиях тема календаря рассматривается как набор предметов и календарь праздников, астрономические знания в народной культуре до сих пор слабо проанализированы. Междисциплинарные научные исследования, направленные на выявление причинно-следственных отношений в системе «природа-культура», призваны показать современные возможности получения новой информации, полезной для настоящего и будущего нашей цивилизации. Ретроспективный анализ информационных функций доисторических объектов навигации позволяет увидеть признаки цикличности и выделить две фазы: 1) деградация смысла и 2) восстановление и рост информационной ценности, с учетом новых подходов, методов, технологий. Представляется, что география культуры имеет все возможности для того, чтобы интегрировать междисциплинарные научные исследования и выполнить важную научную и мировоззренческую миссию географии - восстановить утраченные связи. Выводы На современном этапе для России и всего мира важно, что бы на волне потепления климата и всё нарастающего промышленного освоения огромных территорий не были потеряны ресурсы ценной информации о развитии природы и культуры, а также проверенные временем древние традиции взаимодействия с окружающим миром. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/930