Глава книги
Cтановление озер феноменом культурного наследия
Введение Исследовательские данные свидетельствуют, что вокруг озер (включая их самих) может формироваться геокультурное пространство [1-4]. Это происходит в том случае, когда природные особенности озера влияют на историко-культурные события, происходящие на его берегах (рис. 1). Рис. 1. Лесное сказочное озеро. Илл. худ. Ивана Билибина к сказке «Белая уточка» [5]. Такие озера становятся частью менталитета обитателей его окрестностей, феноменами культурного наследия. Прежде всего, они (в том числе безымян- 35 ные озера) запечатлеваются в народном творчестве, например, в преданиях, изображениях, сказках. Объекты и методы Среди признаков-индикаторов, на основе которых озера формируются таковыми являются предания, топонимы, рукотворные сооружения, в том числе священные объекты, а также отображение таких озер в народном творчестве и в работах мастеров пера и кисти (рис. 1). Озера, как геокультурные феномены, имеют две составляющие - природную и историко-культурную. Причем природная служит основой (своего рода катализатором) формирования культурной составляющей. Привлекая внимание людей как своими естественными свойствами, так и своей красотой - понятием оценочным, свойственным людям и присущим культуре. Именно самые разнообразные природные явления, прежде всего, и влияли на возникновение преданий, формирование топонимов, возникновение рукотворных сооружений. Эстетическая оценка озер, номинация их в числе красивых, также может включать озера в геокультурное пространство. Таково, например, озеро-пруд (рис. 2) в Царском селе (хотя первостепенными являются само здание дворца, другие архитектурные сооружения-шедевры, а также пребывание в парке юного Пушкина). Рис. 2. Большое озеро-пруд в Царском селе. Павильон Грот. Справа Илья Репин. «Пушкин на Акте в Царскосельском лицее 9 января 1815. Худ. И. Ре-пин.».1910 г. Источники: слева [6], справа [7]. На нашей планете, особенно в ее северных районах, тысячи озер. Большинство из них не формирует геокультурное пространство, являясь чисто природными объектами. Озера, по тем или иным признакам вошедшие в менталитет людей, ставшие их культурным наследием, несут информацию о прошлом народа. - Являясь индикатором событий, происшедших в его жизнедеятельности. Такого рода знания необходимы для выявления тенденций развития как отдельного народа, так и человечества в целом. 36 Обсуждение Примечательно, что озера становились культурным наследием с древнейших времен. Об этом, в частности, свидетельствуют мегалитические сооружения на их побережьях и на дне некоторых озер, а также петроглифы. Они создавались не случайно, а преднамеренно, тяготея к отдельным «выбранным» озерам. Таким образом возраст, по крайней мере некоторых из появившихся объектов культурного наследия достигает нескольких тысяч лет до новой эры. Связка объектов природы (озер) и культуры позволяет дать дополнительную информацию о воздействии явлений, присущих котловине озера и водной массе на сооружения на его берегах и дне. - Особенно значимую в случае ее катастрофического характера. Дополнительным источником данных в этом отношении могут послужить предания (рис. 3), а также топонимы. Отображение озер писателями, поэтами и художниками также помогает формированию геокультурного пространства, включая и рукотворные сооружения. Рис. 3. Озеро Лох-Несс (Великобритания) и монстр. Памятная монета, выпущенная немецким монетным двором MCI [8]. Следует отметить, что в отношении немногих объектов Всемирного наследия существует их номинация по ландшафтному принципу. То есть выделяется культурный объект вместе с окружающим ландшафтом, его вмещающим. Такой подход справедлив к феноменам культурного наследия любого ранга. Однако он односторонен. Поскольку не включает само озеро, на котором этот объект расположен. Вспомним, что топонимы, наименования озер обычно обусловлены совместными природными и культурными аспектами. То же самое относится и к преданиям. В обоих случаях само озеро играет первостепенную роль в формировании его геокультурного пространства. 37 Озера настолько значимы и привлекательны для человека, что иногда они образно называются глазами Земли. В России даже известны стихи и песня с куплетом (Кима Рыжова и Александра Колкера), правда, только об одном регионе страны, наиболее богатом озерами: Долго будет Карелия сниться Будут сниться с этих пор Остроконечных елей ресницы Над голубыми глазами озер... Если при этом вспомнить такую гипотезу (Джеймса Лавлока) о нашей планете как «Гайя» (Гея), как о некоем живом организме, то озера действительно можно ассоциировать с глазами Земли (также как и реки с кровеносными артериями). Разумеется, все сказанное всего лишь гипотеза. Однако она явно подчеркивает необычный природный характер озер, тесно связывая их с человеком. - И, как показано в этом докладе, - некоторые из них с его культурой. Озера наряду с горами занимают первые места среди почитаемых (священных) природных объектов (рис. 4). И это не случайно. Поклонники различных вероисповеданий обычно стремятся к берегам озер, выбирая их как места спокойствия, уединения от мирской суеты, считая их лучшими для общения с верхним миром. Среди них озеро Светлояр (в Нижегородской области), на дне которого, спасаясь от недругов, согласно преданиям, сокрылся город Китеж (рис. 4). Рис. 4. Озеро Светлояр. Нижегородская область. Аэроснимок [9]. Некоторые весьма известные обители (монастыри), а также церкви, часовни возникли на Севере среди таежных лесов, на островах на озерах. Иногда некоторые из таких озер тоже становились священными, причем все озера формировали геокультурное пространство. 38 Озера, вошедшие в менталитет людей как объекты культуры, являются памятниками культурного наследия разного уровня - «личной вселенной», районного, регионального, национального и всемирного масштабов. Феномены «личной вселенной» - такие озера, которые значимы по культурным признакам для ограниченного количества людей, например, жителей одной деревни и даже нескольких или одного человека. Озера как объекты национального уровня отражают события, значимые для одного или нескольких народов государства. Наконец, отдельные озера, с которыми связаны историко-культурные события, значимые для человечества в целом, должны быть номинированы как Всемирное культурное наследие. На территории зарубежных государств, например, таковыми могут быть такие озера как Тана в Эфиопии, Генисаретское (Галилейское) в Израиле, Титикака в Боливии и Перу (рис. 5). Рис. 5. Озеро Титикака с огромным мегалитическим каменным изваянием головы человека в береговых скалах, Анды [10]. Примечательно, что озера несут информацию о своем прошлом, о событиях, происшедших с ними и повлиявшими на геокультурное пространство. Некоторые поэты воспевают озера как некие «мыслящие» феномены, что, конечно, не доказано. Однако, то, что человек, находясь на озере (или на его берегу) и, как уже говорилось, благодаря его красоте, входит в некий контакт с ним, - очевидно. - Озеро влияет на состояние души человека. Озера можно рассматривать как знаки, прежде всего, ландшафтов, в которых они находятся. Одновременно отдельные озера служат индикаторами ис-торико-культурных событий. Некоторые из озер запечатлены на государствен-39 ных бумагах, монетах и медалях (рис. 3). При этом на вряд ли изображение озер показывает их важную роль только в природном отношении. В частности, это касается таких озер как Тана в Эфиопии, Генисаретское в Израиле. Ведь в природном отношении они не имеют выраженных значимых притягательных особенностей. Культурное значение этих озер явно превосходит природное. Таким образом, на государственных атрибутах озера изображаются в значениях двоякой ипостаси, природной и культурной (вторая из них, по-видимому, подразумевается). То же самое следует отметить для изображений рукотворных культурных объектов на берегах озер (например, Валаамского монастыря). Именно в таком отношении многие озера выступают как важнейшие знаковые феномены отдельных государств. А некоторые из них представляют даже символы страны (например, Титикака для Боливии и Перу, Иссык-Куль для Киргизии). В настоящее время озера и, прежде всего, знаковые подвергаются сильному антропогенному давлению, в результате которого постепенно деградируют. Сказанное в нашей стране относится к Байкалу, Ладожскому озеру. За рубежом в наибольшей степени пострадало расположенное на территории Казахстана и Узбекистана Аральское море-озеро (рис. 6). Рис. 6. На осушившемся дне Аральского моря-озера: ржавый корабль и коровы [11]. Примечательно, что высыхание и гибель Арала были предсказаны не специалистами, а поэтом-провидцем Николаем Клюевым еще в 30-е годы 20 в. в стихотворении «Разруха». Выводы Человек знакомится с озерами с детских лет, слушая сказки, предания о событиях, происшедших на озерах, разглядывая их на картинах мастеров кисти. И затем, знакомясь с ними в творчестве писателей и поэтов. Таким образом в менталитете людей возникают стойкие образы озер - элементов культуры. Они 40 привязывают людей к родному ландшафту, к земле, к своему отечеству. И в этом состоит их большое патриотическое значение. Сказанное особенно относится к нашей стране, к нашим соотечественникам. - Которым приходится отстаивать само слово Родина от всякого рода либералов-отщепенцев, как зарубежных, так и собственных (а это является весьма значимым для образования в государственных педагогических учреждениях). Вспомним пронзительные строки русского поэта Сергея Есенина (в стихотворении «Запели тесаные дроги», 1916 г.): О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Озера в России - это не только наше природное, а некоторые из них и культурное наследие. Это часть нашей Родины. Неотъемлемая и знаковая.