PT - JOURNAL ARTICLE AU - Сухоруков, В. Д. AU - Гладкий, Ю. Н. TI - Русская школа и географическое образование (исторический очерк) DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/924 AB - Введение Как известно, сущность образования состоит в «поглощении человеком своей неорганической природы и овладении ею для себя», то есть в искусстве «пропускать сознательное в бессознательное» [2, с. 23, 5]. Отсюда следует, что школа была и остается важнейшим социальным институтом и предметом серьезного общественного внимания. В школе учителя и новое подрастающее поколение обретают взаимопонимание, нацеленное на передачу и восприятие опыта жизни. Таким образом, школу необходимо рассматривать в качестве величайшего блага, дарованного человеку. Школа как механизм существования общества обладает особым структурно-функциональным содержанием, в котором ведущую роль играет «фактор человека». В основании школы вместе с «явным» планом обучающей работы всегда имелся «скрытый» учебный замысел, который был и остается более важным и основательным. Он заключается в стремлении школы воздействовать на сознание ученика и его мировоззрение для формирования необходимых качеств всего социума [11, с. 65-66]. Признание этих непреложных обстоятельств означает, что для целей образования всегда требуется «проникновение духа в … знание», формируемое посредством школы 8 [2, с. 23]. Получается, что истинным предметом школы выступает духовный мир человека, который определяет всеобщую жизненную оценку с высшей точки зрения. К духовному миру человека относятся знания, вера, чувства, потребности, индивидуальные особенности, устремления и цели людей. Следовательно, мир вне духа теряет смысловые атрибуты и способности создавать живую историю эпох и народов. Обзор литературы Каталоги ведущих библиотек и архивного фонда России накопили достаточно внушительный перечень формуляров, относящихся к истории русской школы. Их дополняют многочисленные порталы и сайты интернет, где современные авторы освещают те или иные аспекты указанной темы. Однако полный и систематический взгляд на эту часть истории России до недавнего времени отсутствовал. Лишь несколько лет назад вышел в свет фундаментальный труд доктора филологических наук А.И. Любжина «История русской школы» [6]. Ему удалось собрать, систематизировать и осмыслить колоссальный объем имеющихся разрозненных тематических материалов, в том числе, труднодоступного характера. В итоге появилось уникальное издание, содержащее массу архивных документов, дневниковые записи и воспоминания современников, обширную статистику, редкие иллюстрации. Обращает на себя внимание труд другого отечественного ученого, доктора психологических наук, лауреата премии Правительства РФ в области образования Ю.В. Громыко «Российская система образования сегодня …» [3]. Впервые в научной литературе здесь предлагается взгляд на образование как на ответственную политическую технологию. Поэтому будущее российского образования, по мнению автора, зависит в конечном счете от человеческого самоопределения и политической воли. Цель и методы исследования История развития школы в России является актуальным вопросом предметного познания, открывающего возможности глубокого понимания и прогнозирования изучаемой области. При этом уместно вспомнить слова известного русского публициста и военного историка А.А. Керсновского о том, что «писать о подвигах прошлого не имеет смысла без твердой веры в подвиги будущего» [цит. по 10]. Сложные времена, которые переживает сегодняшнее русское образование, делают эту «веру» и эти «подвиги» еще более необходимыми. Первоначальная русская школа как замысел и место обучения весьма быстро выросла в комплекс, обладающий определенной организационной структурой. Основной характеристикой указанного комплекса стала возможность общества и государства обеспечивать необходимые ресурсные потребности образования. Среди ведущих условий следует выделить функциональные механизмы, связанные с объективными процессами общественного развития, но также накопленный субъективный опыт решения текущих и перспективных политических задач. 9 Цели настоящего очерка заключаются в выделении петровской эпохи в развитии русской школы. В те времена была заложена базовая идеология и разработаны формы отечественной системы образования. Оттуда берет начало и российское географическое образование. Методика исследования представлена предметно-тематическим анализом исторических источников, общественно-политической и педагогической литературы. Результаты исследования Истоки русской школы Русская школа прошла длительный путь развития. Документальная история отечественного образования начинается с Х в.1 Благодатной почвой для создания первых учебных заведений на Руси стало принятие христианства, которое способствовало быстрому распространению новой духовной культуры. В XI столетии школы образуются уже по всей территории русских владений. При этом чаще всего они строились при монастырях и храмах, так как священники считались самыми образованными людьми. Существовали на Руси и специальные школы «высшего типа». В них учащиеся готовились к различной государственной и церковной деятельности. Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в России изначально характеризовалась единением с текущей жизненной реальностью и культурно-религиозной традицией. При этом русская школа развивалась как православный и государственный институт, поскольку в народном образовании и воспитании активно участвовала Церковь и было заинтересовано государство. Особую роль в истории отечественной школы играло целенаправленное воздействие на ее развитие выдающихся личностей. Ярким примером этому является эпоха правления Петра I. Школа Петра Петровская эпоха внесла глубинные изменения в организацию русской школы. Деятельность Петра I ознаменовалась бурной реформацией и стремлением обновить общественную жизнь России. В основу своих планов Петр заложил идею первоосновы народного образования. При нем стали активно создаваться учебные заведения самой разной направленности. Школы петровского времени были всесословными и, обретя массовость, стали способствовать быстрому изменению облика и содержания всей страны. Из школы очень скоро возникла система учебных заведений, обеспечившая в дальнейшем рост российской науки и культуры. Согласно императорскому замыслу, школа в России призывалась не только «для размножения наук», но и чтобы через обучение «польза в народе впредь была». 1 Первая государственная школа возникла при князе Владимире, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром школы появились в Новгороде, Переяславе, Чернигове, Суздале [4]. 10 Для этих целей в Россию было приглашено немалое число европейских ученых и специалистов. Однако в погоне за новшествами русское общество тогда оказалось в опасном положении вследствие активных и широких внешних связей с сильными европейскими нациями. От них Россия заимствовала плоды цивилизации и неизбежно испытывала их влияние, как ученик подвергается воздействию учителя. Поэтому для уменьшения возникшей угрозы нельзя было позволить «народу-ученику продолжительного страдательного отношения к народам-учителям» [9, с. 464]. Именно такое обучение требовалось русскому народу в строящейся школе преобразований. В общении с народами-учителями необходимо было позаботиться о прочном восприятии нового, но исключить духовное принижение перед чужим, сохранить моральную независимость и сознание своего достоинства. Что делает Петр в тех условиях? Он сам проходит эту практическую, деятельностную школу и повелевает другим поступать также. Петр заявляет, что его время есть время школы. Школа им понималась в национальном масштабе - в учении всего народа самостоятельной деятельности. Всюду русский человек должен был учиться и одновременно прилагать изученное к своему делу [9, с. 465]. Отсутствие образованных людей и науки сдерживало не только производительное развитие, но также рост духовных сил России. В обществе недоставало особого рода авторитетных личностей, сильных не физически или своим ранговым положением, но моральными устоями. Требовалось нравственное воспитание людей. Поэтому Петр совершает глубокий государственный прорыв - он вводит в свой народ силу, до тех пор мало известную и не находившуюся в почете, - силу умственного развития, искусства и личной заслуги [9, с. 482-483]. Петр прямо и понятно указал народу цели своей чрезвычайной деятельности - достижение внутренней устойчивости и внешней безопасности посредством крепкой обороны и активной экономики. В своем манифесте 1702 г. о привлечении иностранцев в Россию он говорил: «Мы побуждены были в самом правлении учинить некоторые нужные и к благу земли нашей служащие перемены, дабы наши подданные могли тем более и удобнее научиться поныне им неизвестным познаниям и тем искуснее становиться во всех торговых делах» [9, с. 528]. При таком практическом взгляде ясно, что России требовались специализированные школы. Первым таким учебным заведением стала школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа), созданная Указом Петра I в 1701 г. Она была организована в Москве для подготовки артиллеристов, инженеров, моряков и очень скоро стала самым крупным в Европе училищем практической направленности. В 1715 г. навигацкие классы этой школы были переведены в Санкт-Петербург и далее на их основе была создана Морская академия. Для нее Петр сам составил инструкцию и учебный план. В 1719 г. открывается Петербургская инженерная школа, которая позже объединяется с 11 Московской инженерной школой. Тогда же в Москве было положено начало медицинскому, юридическому и филологическому образованию. Наладились также особые курсы для подготовки канцелярских служащих. Все эти учебные заведения готовили молодых людей как для ратной, так и гражданской службы, где требовались научные знания и общая грамотность. Из школьных стен выходили инженеры, артиллеристы, моряки, геодезисты, архитекторы, учителя, чиновники и мастеровые. Через эти школы прошли представители почти всех знатных русских фамилий, но в них обучались и дети из других слоев общества. Среди наиболее известных выпускников школы петровских времен выделяются адмирал флота Д.С. Калмыков, составитель первого атласа России И.К. Кирилов, первый русский гидрограф Ф.И. Сойманов, мореплаватели и исследователи С.И. Челюскин, А.И. Чириков, изобретатель первого в мире токарного станка с суппортом А.К. Нартов, архитекторы И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, С.И. Чевакинский [12]. В начале 1724 г. вышел указ Петра I об учреждении Академии наук и художеств. Академия наук задумывалась как «собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты <изобретения> оные совершить и умножить тщатся». Одной из главных задач, поставленных перед Академией, должна была стать ее деятельность по распространению просвещения в России. Для этой цели в составе Академии организовывались «университет, который науки всему народу объявляет, а такожде и гимназия, в которой младые люди нужным наукам обучаются». В конце 1725 г. в Петербурге (уже после смерти Петра) Указ был исполнен и задуманная Академия наук (с художественным отделением при ней), университет и гимназия были открыты в тогдашней столице России [8]. Импульс, приданный просвещению, к середине XVIII в. потребовал дальнейшего усиления. Возникла необходимость в очередных школьных проектах. Их результатами стала разработка основных принципов обучения, а также воспитания. Тогда же была предпринята попытка построить более разумную государственную систему образования. Становление учебной географии География в России стала учебным предметом на рубеже XVII-XVIII вв. Первоначально она была представлена тем или иным содержанием в зависимости от характера учебных заведений. При этом основное внимание в обучении уделялось географическим названиям и их запоминанию. Использовались переведенные на русский язык голландские и немецкие учебники. Первыми отечественными книгами для обучения были «Руководство к географии» (1742 г.) и «Географическое и методическое описание Российской империи» (1776 г.). Огромное влияние на развитие географической науки и образования, изучение природы и хозяйства страны оказали такие государственные деятели и ученые, как И.К. Кирилов (1689-1737) и М.В. Ломоносов (1711-1765) - первый русский естествоиспытатель мирового уровня. Они понимали исключительную 12 роль географического изучения территории Российского государства, укрепления его границ, составления карт, атласов и тем самым придавали географическим знаниям и образованию необходимую силу. Немалый вклад в становление отечественной географии внес также сподвижник И.К. Кирилова и М.В. Ломоносова - известный историк, географ, экономист и государственный деятель В.Н. Татищев (1686-1750). Его перу принадлежит первый печатный географический очерк России, в котором был представлен широкий спектр понятий, географические названия, вопросы социальной, хозяйственной и политической жизни страны того времени. Он был основателем Екатеринбурга, «да еще назвал Каменный Пояс Уралом, да еще провел границу между Азией и Европой, да еще открыл гору Благодать …» [1, с. 5]. К этой же плеяде относится П.И. Рычков (1712-1777) - русский чиновник, географ, историк и краевед. Он известен как глубокий исследователь Южного Урала, Казахстана, Среднего и Нижнего Поволжья. За свои научные заслуги П.И. Рычков «первый на Руси человек, что членом-корреспондентом стал ...» [7, с. 500-501]. Во второй половине XIX в. в России окончательно складывается профессиональная сфера географии, и наука становится обязательным школьным предметом. В 1845 г. по Высочайшему повелению императора Николая I в Санкт- Петербурге было основано Русское географическое общество. Общество было учреждено при министерстве внутренних дел, что подчеркивало его государственный статус. В 1884 г. открывается первая кафедра географии в Московском университете, затем в Санкт-Петербургском и некоторых других. В результате в России сформировался научно-образовательный географический комплекс, в котором ярко выделялись методология познания и методика образовательной практики. Развитие географической науки и образования в дальнейшем не прерывалось даже в самые тяжелые годы отечественной истории. В XX в. учебная география в России пережила несколько реформ. Они были связаны с характером общественного развития страны и необходимостью совершенствования структуры дисциплины. В этот период прочно закрепился научный статус за методикой обучения географии. Огромными тиражами издавалась учебная и методическая литература. В настоящее время внимание к географическому образованию не снижается. Совершенствуется концептуальность школьной географии, в которой идет утверждение целевых взглядов, демонстрирующих практическую необходимость системного мышления. Не меньшие изменения происходят и в предметном содержании учебной географии. Здесь решаются следующие главные задачи: сохранение традиционной для отечественной школы ориентации учащихся на приобретение социально-ориентированных знаний, умений, всемерное развитие географической культуры и географического мышления. Ведущими целями географического образования остаются познавательные, воспитательные и развивающие. Отмеченные характеристики и накопленный педагогический потенциал делает современную географию 13 глубинным учебным предметом (deep academic subject). При этом масштабность школьной географии определяется мерой ее влияния на сознание и мировоззрение учащихся и той ролью, которую она играет в укреплении устойчивости и безопасности России. Обсуждение Особое общественное значение в нынешних условиях приобретает качество и уровень знаний современной молодежи о России, ее статусе и положении в мире. Именно эти знания обеспечивают формирование русской культурно-цивилизационной идентичности и достижение базисных образовательных результатов. Указанная идентичность представляет собой специальный мировоззренческий комплекс, формируемый идеальными средствами обучения и самосознания с помощью рефлексивной переработки информационных ресурсов для глубокого самоопределения личности. При этом сущность такой идентичности заключается в эмоционально-ценностном осознании человеком своей полной культурно-цивилизационной сопричастности. На практике это означает включенность граждан России в культурно-исторические и духовные традиции народов страны, и прежде всего русского народа, в историю и культуру российской государственности, но также готовность и способность служения интересам общества. Тем временем идентичность формируется и сохраняется только тогда, когда лежащая в её основе система ценностей, знаний и традиций воплощается в активное индивидуальное и социальное действие, создающее передовой национальный продукт и общественные блага. Другими словами, русская культурно-цивилизационная идентичность определяется ценностным сознанием и позитивным опытом человека, отражающим всю многовековую историю русской государственности [3, с. 285-289]2. В реализации названной задачи школьная география, густо пропитанная междисциплинарными знаниями, находится на переднем плане и считается незаменимой дисциплиной. Она активно участвует в становлении феноменов гражданственности, патриотизма и несет огромную ответственность за синтез мировоззрения всего нашего общества. Заключение Русская школа в своем развитии прошла длительный путь. Глубокую роль в становлении отечественной школы сыграли реформы петровского времени. Современный этап характеризуется пониманием того, что поступательное движение страны прямо зависит от политики государства в области образования. Важное место в системе отечественного обучения и воспитания 2 В педагогическом контексте культурно-цивилизационная идентичность является непосредственно переживаемой эмоционально-ценностной программой, которая реализуется в процессе обучения и воспитания на всех ступенях образования. Разработка такой программы является актуальной не только педагогической, но и общественной проблемой (вызовом). 14 занимает географическое образование, способное обеспечивать реализацию общественных интересов России. Школа и образование в целом усиливают свое политическое значение, превращаясь в «фундаментальную технологию воспроизводства и развития в XXI веке» [3, с. 350].