Глава книги
Географические параллели кенотафов-памятников Воскресенского собора подмосковного нового Иерусалима как объектов культурного наследия
Введение Подъём национального самосознания общества выразился в волеизъявлении главы государства в решении возродить в первозданном виде подмосковную обитель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В современных условиях внимание общества обращено к историческому прошлому. Начиная с 2002 года интерес к такому памятнику мировой истории и культуры, как русский Новый Иерусалим, начинает активно проявлять и международное сообщество в лице «Всемирного Фонда Памятников» [11] (World Monument Fund), офис которого находится в США, Нью-Йорк [13]. С подачи комиссии «Всемирного Фонда Памятников» в 1998 году в Вашингтоне был организован отдельный фонд - «Фонд Святых Архангелов» (Holy Archangels Foundation), сформированный на основе уже существовавшего Православного Фонда епископа Василия Родзянко. Комплекс монастыря стал вторым из российских, включённым в «Список всемирного наследия ЮНЕСКО» - ста мировых, наиболее значимых объектов, особо остро нуждающихся в проведении срочных реставрационных работ [2]. Параллельно внимание к памятнику наглядно продемонстрировали первые лица государства. Президент России В.В. Путин 07.01.2007 г. встречал Рождество в Ново-Иерусалимском монастыре [7]. После чего началась комплексная реставрация. Спустя десять лет, 15 ноября 2017 года Ново-Иерусалимский монастырь по завершению первого этапа реставрационных работ обитель посетили президент В.В. Путин, премьер-министр Д.А. Медведев и предстоятель Русской православной церкви Святейший Патриарх Кирилл [9]. Регион исследований, объекты и методы Объект исследования затрагивает основу историко-архитектурного комплекса Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря - мемориальный аспект культурного наследия. Поэтому непременным базисом в работе стало введение в научный оборот новых источников, позволяющих иначе взглянуть на формирование комплекса обители с его мемориальной сердцевиной, предопределившей появление монастырского некрополя дополнительного компонента культурного наследия и социокультурных проявлений памяти. История кенотафов-памятников подмосковного Нового Иерусалима второй половины XVII веков представляет научный и общекультурный интерес. Здесь проявляются два взаимодополняющих друг друга фактора. Первый связан с самими кенотафами в отечественной погребальной культуре. Второй - с образом Святой Земли, которая в середине XVII столетия по воле патриарха Никона начала создаваться на подмосковной земле [12]. Соединение этих двух факторов, связанных с кенотафами, закрепляло идею преемственности между историческим пластом иерусалимской истории и создаваемым подобием исторического Иерусалима на Руси во второй половине XVII века, предопределив уникальность историко-архитектурного комплекса Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря [4]. В работе использовался сравнительный анализ расположения кенотафов Воскресенского собора Нового Иерусалима с расположением с Иерусалимским храмом Воскресения Христова. Результаты и обсуждение В Подмосковном Новом Иерусалиме первооснова замысла содержит элемент погребальной культуры, лежащий в основе идеи монастыря как памятника, который по ряду образов отсылается к погребениям на Святой Земле в исторической Палестине. Монастырь, заложенный в 1656 году основателем обители патриархом Никоном, подчёркивает, как географическую общность в создании «по образу и подобию» палестинских святынь, так и события эпохи земной жизни Иисуса Христа [6]. Главный храм монастыря - Воскресенский собор своей топографией и топонимикой внутренних маленьких церквей - престолов и размещению мемориальных знаков служил ключевым символом русской православной Палестины. Здесь памятники-кенотафы, не содержащие погребения, фиксировали все известные иерусалимские евангельские первообразы Храма Гроба Господня в историческом Иерусалиме [3]. Мемориальная система храма Воскресения отображает места погребения. Кенотаф № 1 - Кувуклия Гроба Господня - места погребения Сына Божия, как и в Храме первообразе, располагается в центре ротонды, перекрытой шатром. В Иерусалиме с 335 года Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова [10]. В Новом Иерусалиме, освящённая в 1665 году она должна была стать «главой» храма. Под Голгофой собора расположен кетотаф № 2 - символическая гробница праотца Адама, кенотаф № 3 - главы Иоанна Предтечи, кенотаф № 4 - гробница царя-жреца ветхозаветного первосвященника Мелхиседека известного по Книге Бытия (Быт. 14:18, Пс. 109:4, Евр. 7:1), как царя мира, царя Салимского (Иерусалимского) и священника Бога Всевышнего [8]. Кенотаф № 5 представляет собой символическую гробницу - «Гробы» тайных учеников Христа праведных Иосифа Аримофейского и Никодима. В Великой церкви Иерусалима южная галерея со времён крестоносцев использовалась в качестве некрополя. С XII века, там находились надгробные памятники членов королевского дома франков, начиная с герцога Готфрида Бульонского и его брата первого короля Иерусалима Болдуина I и членов семьи последнего. Надгробия сохранялись до пожара 1808 года. В Воскресенском соборе подмосковного Нового Иерусалима три кенотафа сохранили память о христианских правителях Палестины. В южной стороне от портала Иоанна Предтечи размещается кенотаф № 6. Топографически он отображает место, занимаемое ранее в Иерусалиме мраморным саркофагом христианского правителя святого города герцога Готфрида Бульонского, никогда не носившего титула короля: «Здесь лежит славный Годофредус Булион, иже ту всю землю взял для веры и душу его Бог покой в мире, аминь» [1]. Рядом к северу от западного изразцового портала придела Иоанна Предтечи можно увидеть кенотаф № 7, представляющий каменную плиту, вмонтированную в кирпичную кладку: «Царь Балдвинов был второй Иуда Маккавеос, надежда и упование отечеству, крепость церковная и красота церкви и отечеству; его же вси боялись и вси дань давали и государь египетский, мучитель Дамаску; ох, увы, в том малом трехлокотном гробе затворен есть» [1]. Далее следует продолжение свидетельств существования утраченного в Иерусалиме королевского некрополя, о котором повествует каменная летопись монастырского собора в Подмосковье. Кенотаф № 8 - плита с плохо читаемой надписью на северо-восточном столпе алтарного стопа есть ничто иное, как зримое свидетельство существования королевского некрополя. Текст плиты подтверждает и монастырская опись 1685 года: «От сего места подле преграды греческой церкви тамо во всю стену гробы Болдвиновы, жен и детей их» [5]. Выводы На основании изученного материала можно объективно оценить практическое значение ново-иерусалимских кенотафов. Их существование позволяет не только подтвердить неоспоримую параллель статусного иерусалимского некрополя и его русского подобия, но и проследить последующую цепочку противопоставлений и заимствования традиции. Посредством переноса через кенотафы символических статусных гробниц, от мест погребения Сына Божия Иисуса Христа, Ветхозаветных и Новозаветных персоналий, исторических лиц эпохи средневековья, была заложена основа для возникновения собственной системы при формировании статусного некрополя в подмосковном Новом Иерусалиме.