Глава книги
Хибины как район устойчивого развития туризма
Введение В 2005 г. ЮНВТО совместно с UNEP - программой ООН по сохранению окружающей среды, сформулировали приоритетные цели [1] для устойчивого развития мирового туризма. Несмотря на то, что документ был принят более 15 лет назад, на территории нашей страны эти идеи становятся популярны только в недавнее время. В отечественной практике, как правило, принято обращать внимание на экономическую сторону вопроса. К примеру, меморандум Туристско-рекреационного кластера Хибины [2], своими целями ставит повышение конкурентоспособности территории за счет увеличения эффективности работы предприятий и организаций, а также формирование конкурентного туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан. Таким образом не затрагиваются вопросы туристской инфраструктуры вне зон ответственности бизнеса - там, где это не будет приносить очевидной прибыли. Целями же устойчивого развития предполагаются гарантии жизнеспособности не только самих предприятий, но и дестинаций так, чтобы они вместе могли обеспечивать выгоду в долгосрочной перспективе. Такой подход требует вмешательства внешнего регулятора - государственных органов управления. Они должны заниматься вопросами регулирования туристской нагрузки, обеспечения безопасности, повышения качества занятости, поддержания социальной справедливости, эффективности использования ресурсов, сохранения исторического наследия, культуры, традиций, целостности ландшафтов, биологического разнообразия, и экологической чистоты. При этом должен поддерживаться принцип, при котором государство занимается исключительно созданием благоприятных условий, не вмешиваясь в процессы напрямую, путем организации собственных предприятий. Регион исследований, объекты и методы Местом проведения исследований послужил район Хибинских гор. Предварительно осуществлялся анализ данных по туристскому предложению в регионе, оценивалась база размещения самотеятельных и организованных туристов, проводился анализ занятости в сфере туризма, анализ туристского потока в течение года, видов туризма, представленных в регионе. Применялись такие методы как анализ статистической информации, маркетинг туристской рекламы, онлайновый маркетинг, прогнозирование развития туризма. Период проведения исследований включал работу в полевых условиях. Оценка туристско-рекреационного потенциала и возможностей организации туристских маршрутов осуществлялась в июле 2016 года в окрестностях г. Кировск. В августе 2017 года проводились полевые исследования по маршруту в который вошёл исследуемый район: Кандалакша - Апатиты - Кировск - ст. Хибины - г. Юдычвумчорр - Мурманск - Териберка (веломаршрут). В июне 2021 года местом проведения работ был г. Кировск, изучался пеший однодневный маршрут «Голубые озёра», двухдневный переход к перевалу Рамзая. Результаты и обсуждение В настоящее время на территории туристско-рекреационного кластера (ТРК) Хибины наблюдается ярко выраженная сезонность туристского спроса. В первую очередь это связано с тем, что основным направлением является организация горнолыжного туризма. Однако, учитывая потенциал территории, можно сказать, что это является признаком наличия проблем в туристской отрасли. Крайне перспективными направлениями развития могут стать все активные виды туризма, за исключением, пожалуй, спелеологического. Очевидно, что район располагает значительными возможностями для организации экзотического, этнографического и индустриального туризма. Основными лимитирующими факторами для Хибин являются низкая развитость и посредственное качество прилегающей инфраструктуры, неблагоприятная экологическая обстановка и нарушение природных ландшафтов. Все это в совокупности поспособствовало образованию неблагоприятных условий для развития туристической отрасли. Решением данного вопроса может стать принятие стратегии на “оздоровление” территории Хибинского массива, в соответствии с глобальными целями устойчивого развития туризма. Ниже представлен анализ наиболее актуальных из них. 1. Экономическая жизнеспособность Местные туристские маршруты и предприятия должны быть жизнеспособны и конкурентоспособны. Требуется создавать такие условия, которые позволили бы им беспроблемно функционировать на протяжении всего года, а не только в зимний «высокий» сезон. Можно справедливо судить о том, что именно фактор сезонности вносит свое отрицательное влияние на развитие частных инициатив. Сгладить его можно, если развивать направления, актуальные в тёплое время года. Драйвером же развития таких направлений, может стать организация необходимой туристской инфраструктуры государством, а впоследствии - предоставление грантов на реализацию коммерческих туристских проектов. Инфраструктура должна быть простой и требовать минимальных затрат на её поддержание. К примеру, это может быть разметка уже сложившихся туристских троп с организацией мест стоянок с крытыми убежищами-трёхстенками по образцу финских лааву. Помимо этого, необходимо максимально задействовать прилегающую к таким маршрутам инфраструктуру, а при острой потребности создать таковую, в целях обеспечения возможностей транспорта, входа/выхода с маршрута, пополнения запасов провизии, утилизации мусора, получения помощи. Логично это делать в районах деревень, хуторов, дачных поселков, авто-и ж/д станций, поскольку такие действия понесут за собой положительный эффект для развития конкретных локалитетов. Также это позволит обеспечить возможность долгосрочного функционирования предприятий, путем увеличения и поддержания высокого уровня спроса на услуги туризма. 2. Местное благополучие Туризм должен способствовать экономическому благополучию принимающих локалитетов. Значительная доля расходов туристов должна оставаться в принимающем регионе. Неустойчивый туризм использует местные ресурсы и при этом никак не содействует местному благополучию. Из-за такого туризма могут страдать экосистемы и местные жители. В устойчивом туризме турист, например, не только платит турфирме, скорее всего зарегистрированной в ином регионе, но и оплачивает услуги местного населения. Это значит, что в процесс обслуживания туристов должны быть более широко включены местные жители и организации, на данный момент - это, чаще всего, сдача квартир в высокий сезон и небольшое сувенирное производство. 3. Удовлетворение посетителей Туристы должны иметь возможность получить в своих путешествиях безопасный и удовлетворительный жизненный опыт без какой-либо дискриминации. На данный момент она заключается в недоступности большей части туристских объектов. Начиная с тотальной неприспособленности общественного транспорта, городов и различных туристских объектов для маломобильных граждан, и заканчивая в целом слабо развитой дорожной сетью - до некоторых объектов путешественники, не желающие много дней идти под рюкзаком, могут добраться разве что на вертолете. 4. Процветание местных сообществ От части об этом уже упоминалось выше. Туризм должен организовываться так, чтобы в местных сообществах улучшалось качество жизни. Устойчивый туризм способствует развитию социальных структур, даёт местным жителям более обширный доступ к ресурсам и не допускает социальной деградации населения. 5. Культурное богатство Устойчивый туризм стремится сохранить и развивать историческое наследие, культуру и традиции принимающих сообществ. Это позволит туристам знакомиться с местными культурными особенностями и поможет избежать исчезновения местных культур. Учитывая небольшой возраст основных городов региона следует заметить, что на его территории уже сейчас имеется задел для выделения местного культурного кода. Это регион добытчиков. Расположенные здесь уникальные месторождения полезных ископаемых в ХХ веке обусловили быструю индустриализацию и взрывной рост региона. Сейчас еще можно наблюдать отпечаток этой эпохи в архитектуре местных поселений. Одно только здание вокзала станции Кировск-Мурманский в Кировске, возведенное в 1939 году, заслуживает статуса памятника архитектуры. Как правило, в то время все общественные здания отличались большим количеством архитектурных излишеств и имели соответствующий облик. Вокзал исправно функционировал до конца 90-х годов, а после был заброшен. На данный момент судьба объекта находится под вопросом. Русский север может лишиться части своего культурного наследия, хотя оно даже в нынешнем состоянии привлекает туристов и все еще может быть восстановлено. Впоследствии этот объект и другие, подобные ему, могут использоваться по своему прямому назначению, или же быть переориентированными для иных видов деятельности, в том числе на приём туристов. 6. Физическая целостность Следует поддерживать и повышать качество городских и сельских ландшафтов и не допускать физического и визуального ухудшения окружающей среды. Обычно туризм вносит крупнейший вклад в разрушение визуального окружения локалитетов, однако тут, в Хибинском массиве, работают крупные горнодобывающие предприятия, серьезно нарушающие облик прилегающих к ним ландшафтов. Важно чётко оценивать последствия горных разработок такого масштаба, поскольку они влекут невосполнимый урон не только визуальной составляющей, но и создают физические разрывы в сложившейся природной среде. На данный момент имеются затруднения с транспортом туристских групп через территории, занятые горными разработками. Само собой это крайне негативно влияет на туристскую привлекательность региона. 7. Экологическая чистота Помимо того, что сами туристские предприятия и туристы должны производить как можно меньше отходов, которые загрязняют воздух, воду и землю, промышленные предприятия данного региона также должны стремиться к минимизации отрицательного влияния на экологию. Примером такого влияния может послужить ситуация, сложившаяся в окрестностях хвостохранилища АНОФ-2 вблизи ст. Хибины, являющейся отправной точкой для групп туристов, отправляющихся вдоль береговой линии оз. Большая Имандра или вглубь Хибинского массива к вершине г. Юдычвумчорр или ущелья Рамзая. Тут складируется мелкодисперсный минеральный остаток - итог деятельности горноперерабатывающего производства. По состоянию на июнь 2021 года, во время начала летнего туристского сезона, наблюдается интенсивное пыление хвостохранилища, обусловленное значительной ветровой нагрузкой в его возвышенной над окружающим рельефом пляжной зоне. Данная проблема уже обозначалась в 2013 году [3], но существенных мер для предотвращения негативного техногенного влияния на экологию предпринято не было. Данная ситуация может не только наносить значительный вред здоровью местных жителей, но и отрицательно влиять на образ места, формирующийся у потенциальных рекреантов. Выводы Проведённое исследование показало, что, что район Хибин является перспективным в отношении развития туристско-рекреационной деятельности. Вместе с тем, существует ряд вопросов, решение которых положительно скажется на экономической, социальной и экологической составляющей района исследования. Меры, предпринимаемые в данный момент местными органами управления для стимуляции развития туристической отрасли региона, должны быть увязаны с перечнем целей устойчивого развития туризма ЮНВТО и UNEP. Это позволит повысить, как туристическую привлекательность региона, так и уровень жизни его жителей.