RT - SR - Electronic T1 - Малочисленные коренные народы Северо-Запада России как объекты этнического туризма SP - 2023-04-11 A1 - Дементьев, В. С. A1 - Горбачев, М. С. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/864 AB - Введение В настоящее время в России активно проходит процесс урбанизации, следствием которого является утрата множества культурных традиций и обычаев малых народов, поскольку коренные жители - представители культуры регионов, покидают свои родные края и переселяются в большие города, где культуры смешиваются и порой вовсе исчезают. Поскольку культуры различных народов имеют высокую историческую ценность, их сохранение является важной задачей. Одним из факторов, помогающих сделать это, является как раз этнический туризм. Этот вид туризма будет востребован в будущем, так как этническое разнообразие планеты постепенно сокращается. Особенно это касается коренных малочисленных народов, которые являются носителями уникальной культуры, поэтому развитие этнического туризма перспективно и актуально на территориях их традиционного проживания. Среди таких примеров можно привести представителей финноугорской ветви Уральской семьи, традиционно проживающие на территории Северо-Западного экономического района (вепсы, водь, ижора, финныингерманландцы, сето и др.). В подобных условиях необходимо активное вовлечение в туристскую деятельность представителей местного населения. Соответственно объектом исследования являются малочисленные коренные народы Северо-Запада России, а именно представители финно-угорской группы, а территориальные рамки исследования ограничиваются Северо-Западом РФ в границах одноименного экономического района (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская и Новгородская области). Результаты и обсуждение Финны (в том числе финны-ингерманландцы) считаются самым многочисленным национальным меньшинством финно-угорской группы, проживающих на территории Северо-Западного экономического района. Этот этнос, образовался в XVII в. на территории исторической области Ингерманландия. В настоящее время ингерманландцы преимущественно проживают в России, Эстонии, Финляндии и Швеции. Подавляющая часть народа исповедует лютеранство, что отличало их от соседей - води и ижоры. Этническая группа ингерманландцев была сформирована в результате переселения Швецией в земли, отошедшие ей согласно Столбовскому миру 1617 г., части эвремейсов из северо-запада Карельского перешейка и части савакотов из восточной части Великого герцогства Финляндского Саво [1]. Согласно переписи 2010 г. численность финнов (включая финнов-ингерманландцев) в Ленинградской области составляла около 4,4 тыс. чел., в Санкт-Петербурге - около 2,6 тыс. чел., в Карелии - 8,6 тыс. К настоящему времени финское население (в том числе ингерманландцы) не смогли образовать какие-либо крупные территориальные группы, растворясь с русским этническим окружением [2]. В п. Ильичево Выборгского района находится историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала», размещенный в бывшем доме семьи Парвиайненов. В музее находится этнографическая экспозиция, воссоздающая обстановку финского хутора первой трети XX в. В п. Лосево Выборгского района проводились работы по воссозданию старинной финской деревни Лиетлахти (ныне природно-этнографический парк). Основная задача парка - предоставить возможность общаться с природой и углубляться в историю здешних мест [7]. Ижора - один из коренных малочисленных народов России. По данным переписи 2010 г., их насчитывалось 266 человек, из которых в Ленинградской области проживало 169 чел. В прошлые столетия - считалось основным (вместе с водью) население Ижорской земли. Вплоть до середины XX в. сохраняли свой язык и некоторые черты собственной материальной и духовной культуры. Ижорский язык близок карельскому и финскому языкам. Выделяют 4 диалекта: сойкинский, нижнелужский, хэванский и оредежский (последние два вышли из употребления). К настоящему времени численность данной национальной группы резко сократилось в результате длительной ассимиляции. Ныне представителей данного финно-угорского народа можно встретить в основном в Кингисеппском и Ломоносовском районах Ленинградской области. Наибольшее число ижоры было зарегистрировано в д. Вистино, что в Кингисеппском районе. В деревне действует молодежная фольклорная группа, репертуар которой состоит из народных ижорских песен. Действует ижорский музей (в д. Ручьи), открытый по инициативе местных жителей Сойкинского края. Познакомиться с традициями ижорской земли можно также в историкокраеведческом музее г. Волосово. Здесь представлены материалы народных промыслов, традиционных обрядов и праздников, древних семейных устоев и религиозных верований [7]. Водь, как и ижора относится к малочисленным, исчезающим финноугорским народам в России, является коренным населением Ленинградской области. В настоящее время территория компактного проживания води считаются север Кингисеппского района Ленинградской области, Санкт-Петербург и северовосток Эстонии. Основные поселения, населенные данным народом - деревни Лужицы, Краколье, Пиллово. Правда д. Краколье теперь считается кварталом поселка Усть-Луга. Согласно итогам переписи 2010 г. в России насчитывалось 64 человека, указавшие себя как водь, из которых в Ленинградской области - 33 чел., в Санкт-Петербурге - 26 чел. [2]. В прошлые столетия это был довольно многочисленный народ, давший название Водской пятине Новгородской земли. По некоторым данным, в первой половине XVIII в. их могло насчитывать более 13 тыс. чел., а в 1848 г. (по оценкам П.И. Кёппена) - 5158 чел., проживающие в 36 деревнях Ямбургского и Ораниенбаумского уездов Санкт-Петербургской губернии [3]. С целью сохранности водской культуры в 1997 г. был создан первый Водский музей в деревне Лужицы. В музее благодаря жителям деревни было собрано свыше 70 экспонатов и более 200 фотографий довоенного времени. Проводится сбор этнографического материала, в том числе сведения по генеалогии водских семей и др. С 2000 г. проводится ежегодный праздник в д. Лужицы «Luutsa vakkavõ» - «Лужицкая складчина». В 2002 г. создается водская символика (флаг и герб), которая используется на всех водских мероприятиях. В 2006 г. создается экспозиция второго Водского музея в д. Лужицы, где проводятся уроки краеведения, мастер-классы по традиционным ремеслам, национальной кухне и др. Таким образом, проводится активная работа по сохранению культурно-исторического и духовного наследия водского народа. Водский язык находится на грани исчезновения, так как почти все носители языка являются представители более старшего поколения. Народ близок к полной ассимиляции. Кроме того, план строительства поблизости порта Усть-Луга предусматривал снос д. Краколье, а Лужицы может оказаться в промзоне. Предполагается расселение жителей в города Ленинградской области, тогда в данном случае о сохранении традиций и языка данного народа не может идти и речи. С другой стороны, речи о сносе вышеперечисленных деревень пока не идет. Познакомиться с культурой народов - води, ижор, русских, финнов, эстонцев, немцев можно в Кингисеппском историко-краеведческом музее [7]. Вепсы - малочисленный народ финно-угорской языковой группы, компактно проживающий на территории трех северо-западных субъектов РФ (Республики Карелия, Вологодской и Ленинградской областей). До 1917 г. вепсы официально назывались чудью. Выделяют три этнографические группы вепсов: 1) северные (прионежские) вепсы; 2) средние (оятские) вепсы; 3) южные вепсы. Основная часть вепсов в древнее время жила в границах Обонежской пятины Новгородской земли. К концу XIX в. численность вепсов достигло 25,6 тыс. чел. На тот момент они составляли 7,2% населения Тихвинского уезда и 2,3% населения Белоозерского уезда Новгородской губернии [2]. В дальнейшем в 1920- 30-е гг. создавались национальные районы, сельские советы и колхозы, внедрялось преподавание вепсского языка в начальной школе и др. В 1937 г. этническая территория вепсов, проживающая на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями. Предпринимались попытки массового переселения вепсов. В дальнейшем ассимиляция и миграции сделали свое дело, что привело к устойчивому сокращению данного народа. Согласно переписи 2010 г. в России проживало около 6 тыс. вепсов. Больше половины вепсов проживает в Карелии, особенно в Петрозаводске и в юговосточной части республики на западном берегу Онежского озера. Наибольшая по территории часть этнического расселения вепсов находится на востоке Ленинградской области на стыке границ трех административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского) [2, 4]. В селе Винницы Подпорожского района ежегодно проходит вепсский фольклорный праздник-фестиваль «Древо жизни», а в июне 2012 г. в поселке Шугоозеро (Тихвинский район) прошел первый областной праздник вепсской культуры «Vepsän purde» - «Вепсский родник». Национальный музей располагается в селе Шёлтозере (Прионежский район Республики Карелия). Шёлтозерский вепсский музей имени Рюрика Петровича Лонина был основан в 1967 г., а через 20 лет стал филиалом Карельского государственного краеведческого музея. Фонды музея насчитывают свыше 6 тыс. предметов этнографического характера, собранная в основном в вепсских деревнях и селах Карелии (Шёлтозеро, Шокша и Рыбрека), Вологодской и Ленинградской областей. Данный музей является единственным в стране, рассказывающий о материальной и духовной культуре вепсов. Ежегодно в июле в деревнях Тервеничи и Вонозеро Лодейнопольского района проводится областной праздник вепсской культуры «Энарьне Ма», а в деревне Сидорово (Бокситогорский район) праздник «Сырный день». В д. Тервеничи находится музей веппской культуры, в котором проводятся экскурсии, ярмарки-продажи изделий ручной работы местных мастеров, оятской выпечки и исконно веппского бодрящего напитка «Olud» («Медовуха»). Студия «Оятская керамика» (с. Алёховщина, Лодейнопольский район) рассчитана преимущественно на работу с детьми с целью ознакомления азам гончарного дела, ткачества и вышивки, а также истории вепсского края, проводятся этнографические экспедиции по деревням. Музей вепсского быта (п. Курба, Подпорожский район) был создан в 1983 г. усилиями школьников, которые во время экспедиций по заброшенным селам, собрали экспонаты вепсского быта. Музей «Вепсская изба» (д. Сарозеро, Подпорожский район) предлагает туристам ознакомиться с полным предметным диапазоном традиционной культуры оятских вепсов 2-й половины XVII - середины XX вв. Особый интерес представляет коллекция документов и фотоматериалов по истории района и биографиям ее жителей. Познакомиться с этнографической коллекцией данного народа можно также в Лодейнопольском и Пикалевском краеведческих музеях [7]. Народ сето компактно проживает в Печорском районе Псковской области и в сопредельных волостях уездов Эстонии (Вырумаа и Пылвамаа). Территория Печорского района с 1920 по 1940 гг. находилась в составе уезда Петсеримаа Эстонской Республики. Территорию традиционного проживания народа сету называют Сетомаа, историко-этнографическая трансграничная область, население которой обладает особой духовной и материальной культурой. Согласно переписи 2010 г. на территории Печорского района проживает 117 представителей данного народа (из 123 по области). Для сравнения в 1897 г. их численность по империи составляла 16,5 тыс. чел. Точную численность сету оценить сложно, так как данная этническая группа за последние годы подверглась сильной ассимиляции. При переписях населения они часто записывали себя эстонцами и русскими. Сету, в отличии от лютеран-эстонцев, являются православными. Ключевую роль в их истории сыграл Свято-Успенский Псково-Печорский монастырь. В Печорском районе в деревне Сигово (в 14 км от Изборска по Рижскому шоссе) действуют два музея сето - государственный и частный [5]. В соседней Эстонии подобные музеи действуют в деревнях Обиница, Саатсе и Вярска (волость Сетомаа, уезд Вырумаа). Часто эти музеи включают в единый трансграничный этнографический маршрут. Сам музей-усадьба «Сигово» прекрасно дополняет туристские маршруты, связывающие Псков, Изборск и Печоры. Музеи демонстрируют не только предметы быта сето, но и реализуют элементы событийного туризма (Международный этнокультурный фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи», День Сетуского королевства и др.). Выводы Таким образом Северо-Западный экономический район представляет собой хорошим полигоном для развития этнического туризма, что вызвано компактным проживанием на данной территории малочисленных коренных народов представителей финно-угорской группы. Развитие этнического туризма всячески может поспособствовать сохранности данных народов, их культуры, языка и обычаев для последующих поколений.