Глава книги
Лечебный туризм: технологии и особенности организации в современных условиях
Введение Лечебный туризм - один из самых прибыльных видов современного туризма, который не только имеет высокий показатель темпов роста, но и является определяющим фактором экономического развития огромного числа стран во всем мире. Неслучайно более пятидесяти стран мира рассматривают развитие медицинского туризма как одну из целей национальной политики, способствующей возникновению новой концепции здравоохранения, согласно которой любой человек может обратиться в другую страну за качественной и своевременной медицинской помощью. Более того, для жителей тех регионов, где медицина менее эффективна, чем в развитых странах, медицинские туры за границу являются вынужденной мерой. В настоящий момент уже сформирован глобальный рынок медицинских услуг со своей инфраструктурой (медицинским менеджментом, агентствами медицинского туризма и туроператорами). Сегодня, по данным Международной ассоциации медицинского туризма, около 11 млн туристов ежегодно путешествуют с целью получения медицинской помощи, а в соответствии с индексом медицинского туризма Международного научно-исследовательского центра здравоохранения сектор коммерческих медицинских услуг к 2025 году достигнет оборота в 3 трлн долларов США. В настоящий момент этот рынок оценивается в 439 млрд долларов США. Туризм представляется одним из самых прибыльных и формирующихся отраслей бизнеса в мире [1-8]. Обращая внимание на перспективы продвижения лечебного туризма в Российской Федерации, президент страны В.В. Путин поручил правительству увеличить до 2024 года экспорт медицинских услуг в четыре раза, доведя объем этого рынка до одного миллиарда долларов США. Поручение дано в рамках указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204. Указ придал дополнительный импульс развитию сферы экспорта медицинских услуг в России с целью привлечения новых пациентов из-за границы, дальнейшего повышения качества оказания медицинских услуг и формирования доброго имени отечественного врача по всему миру. Туристическая отрасль представляется характерной отраслью экономики, содержащая в себе деятельность туристских предприятий по показанию комплекса услуг по туризму и продаже туристских товаров в целях удовлетворения нужд человека, возникающих в период его путешествия [7]. Обсуждение В 2021 году спрос на отдых с лечением увеличится на 20%, прогнозируют участники рынка. Причина - стремление отдыхающих укрепить иммунитет в условиях пандемии и восстановиться после перенесенной коронавирусной инфекции. Фаворитами сезона стали здравницы Крыма и Краснодарского края, поскольку большинство россиян воспринимают их как пляжные отели. Туда отправлялся не только «медицинские туристы», но и обычные отдыхающие, которые хотят провести отпуск на море. А вот за классическим санаторным отдыхом путешественники отправляются прежде всего на курорты Кавминвод, Алтая (например, в Белокуриху) и на Урал. Глубина продаж туров в санатории на Черном море достигнута в середине лета. Туристы приобретали как путевки, включающие только размещение и питание, так и программы с лечением. Аспекты формирования рынка туристических услуг принято разделять на внешние и внутренние. Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм при помощи демографических и социальных преобразований, материального функционирования, обновлений политического и правового стимулирования, технологических изменений, торгового развития, транспортной инфраструктуры и надёжности путешествий [3]. Тренд сезона - увеличение интереса к региональным санаториям, чему способствовала акция кешбэка на поездки по России и введение антиковидных ограничений на местах. Многие туристы выбирали программы областных здравниц не только по конкретным медицинским показаниям, но и для минимизации расходов на транспорт. Загрузка санаториев в регионах в период межсезонья увеличилась до 80%, а спрос на них вырос на 50%. Значительно вырос интерес к путевкам в оздоровительные учреждениям Урал, Сибири и Алтая. Участники рынка отмечают повысившийся спрос на санатории категорий четыре и пять звезд. Такой отпуск выбирают те, кто раньше предпочитал заграничные курорты. При этом сократилась продолжительность отдыха: вместо привычных 21 дня наибольшим спросом пользуются путевки на десять дней, есть интерес и к турам выходного дня. Клиентам доступны многие востребованные туры, такие как: конные, экологические, индивидуальные, экскурсионные, познавательные, велосипедные, а также содержательные экологические экскурсии по городу [2]. Впервые об импортозамещении в туризме заговорили в 2014-2015 годах, после череды геополитических событий, изменивших привычную жизнь россиян. Ситуация с пандемией еще раз показала: нам нужно развивать собственные курорты, строить больше современных гостиниц и улучшать сервис. Российские власти, отвечающие за развитие туризма, а также представители туристической отрасли единодушны: 2021 год оказался успешнее предыдущего, по их же оценкам, «катастрофического» для отрасли. По официальным данным, а также по мнению экспертов, вырос туристический поток, увеличилась заполняемость гостиниц. И хотя в течение года властями вводились различные ограничения, связанные с пандемией, порой неожиданные для отрасли и граждан, в целом регионы прошли этот год неплохо. Ряд субъектов, например, Крым и Краснодарский край, вообще показали динамику лучше 2019 года, увеличив на 15-20% количество принятых туристов. Выручка гостиниц и иных мест размещения, по данным Росстата, по итогам января - сентября 2021 года достигла 450 млрд рублей. Этот показатель превысил значение аналогичного периода 2020 года на 67%, а 2019 года - на 1%. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга доходы российских гостиниц в январе - сентябре этого года достигли 364 млрд рублей, что выше показателя 2019 года на 16%. По числу ночевок выйти на докризисный уровень пока не удалось. В январе - сентябре этого года гости суммарно провели в российских гостиницах 203 млн ночей, что на 67% больше, чем годом ранее, но на 6% ниже, чем в аналогичный период 2019 года. По данным, озвученным главой Ростуризма Зариной Догузовой, в 2021 году общий оборот туристической отрасли составит 2,5 трлн рублей, или 70% от до ковидного уровня в 3,7 трлн рублей. Недополученные 1,2 трлн рублей - это не приехавшие к нам иностранные туристы. Из-за пандемии и закрытых границ спрос на пляжные направления был настолько высок, что это повлекло увеличение стоимости проживания, по оценке экспертов - на 18% за два года. Когда уже в начале лета многие отели Кубани и Крыма оказались «на стопе», россияне начали искать варианты недорогого отдыха за границей, которая на тот момент была на замке. Наиболее заметной для граждан и турбизнеса его составляющей стал туристический кешбэк - возврат 20% от стоимости тура по России. По официальным данным, за весь период действия этой программой воспользовались более 1,6 млн россиян, на карты им вернулось 6,7 млрд рублей. Также в течение 2021 года были отобраны для реализации первые 53 инвестиционных проекта в 27 регионах РФ. Часть объектов начнет строиться уже в 2022 году, по остальным начинается проектирование. Еще одной значимой мерой поддержки стал детский кешбэк - возврат до 50% стоимости путевки (но не более 20 тысяч рублей) в детский лагерь в летние смены 2021 года. По данным Ростуризма, более 400 тысяч детей смогли воспользоваться этой программой, а их родители сэкономили 4 млрд рублей. Программа туристического кешбэка продолжилась в текущем 2022 году. Как и прежде, каждый может купить тур, круиз, проживание в отеле или санатории на срок не менее трех дней / двух ночей и получить возврат средств в размере 20% от их стоимости, но не более 20 тысяч рублей, на карту «Мир». При этом отправиться отдыхать можно с 18 января по 30 апреля 2022 года, а поехать в круиз - с момента открытия навигации по 1 июня 2022 года. Выводы Таким образом, рынок лечебного туризма в России отмечает стабильный рост числа пациентов. Лечебный туризм стал драйвером развития экспорта услуг в структуре национальной экономики. Экономический упадок, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, привел к приостановке деятельности многих отраслей, особенно связанных с трансграничным оказанием услуг. Люди лишились возможности свободного перемещения по миру в целях получения плановой медицинской помощи. Однако это способствовало развитию лечебного туризма внутри страны.