RT - SR - Electronic T1 - Структурная композиция профессиональной пробы по географии и педагогические условия ее реализации SP - 2023-04-11 A1 - Шимлина, И. В. A1 - Суворова, Л. Б. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/858 AB - Введение Обучение и воспитание подрастающего поколения направлено не столько на получение обучающимися определенного набора теоретических знаний и практических умений в плоскости школьных предметов, сколько ориентации его на конечный результат - успешность самореализации человека в будущей профессиональной сфере, построении профессиональной карьеры. В этом связи актуализируется задача использования проб в учебном процессе. Профессиональная проба - испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности [3, 5-6]. Ее выполнение включает в себя несколько этапов: вводно-ознакомительный, подготовительный, практический. На вводно-ознакомительном этапе учителем решаются задачи определения познавательных и профессиональных интересов подростков, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. На подготовительном этапе школьники знакомятся с реальной деятельностью специалистов (презентации, посещения предприятий, учреждений, встречи с профессионалами из области трудовой деятельности и др.). Данная работа может быть организована учителем географии как в урочное, так и во внеурочное время. В качестве примера профессиографических заданий этого этапа по географии могут быть следующие [4, 7]: 1) Представьте себя в роли фенолога. Начните вести дневник фенологических наблюдений под названием «летопись природы». Отмечайте наиболее заметные природные явления вашей местности. Для доказательства увиденного делайте фотоснимки и публикуйте их в своем дневнике фенолога. Постарайтесь поучаствовать в сетевом сообществе фенологов на сайте Русского географического общества. Познакомьтесь с вкладкой «фенологическая сеть». 2) Топография начинается с топографической карты и компаса. Вы топограф. Изготовьте компас самостоятельно из подручных материалов следующим образом: возьмите иголку (соблюдая осторожность) и проведите одним ее концом несколько раз по магниту (стрелка должна быть намагничена), затем положите иголку на небольшой кусок пенопласта и опустите его в блюдце с водой. Ваш «компас» медленно развернется и покажет направление точно на север. Апробируйте свой компас. Определите по нему стороны горизонта. Оцените правильность выполненной работы. 3) Гидрологи в своей работе используют 2 важных прибора: водомерную рейку и футшток. Изучите самостоятельно, что это за приборы? Для чего они служат? Где и как используют в исследованиях их гидрологи? В тетради по географии зарисуй вид этих приборов. Исполнительский этап пробы включает в себя комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, цели, условий и орудий труда, а также ситуаций для выявления профессионально важных качеств представителя отрасли иди профессии. Объекты и методы Выполнение практических заданий в ходе пробы осуществляется поэтапно на материале курса географии. Каждый этап предполагает выполнение практических заданий трех уровней сложности. Первый уровень включает задания, требующие от подростков сформированности первичных профессиональных знаний и умений, достаточных для их реализации на исполнительском уровне. Задания второго уровня носят исполнительско-творческий характер, предусматривающий элементы рационализации профессиональной деятельности. На третьем уровне сложности обучающимися осуществляется выполнение заданий творческого уровня. На первых двух уровнях предусматривается определенная помощь учителя школьнику в виде обращения с вопросом о порядке или содержании выполнения работы, предоставляется возможность использования таблиц, схем, алгоритмов действий, справочно-информационной литературы. Третий уровень сложности исключает какие-либо формы помощи школьнику при выполнении заданий, требует от испытуемого максимального проявления индивидуальных знаний, умений и навыков. Структура профессиональной пробы включает три компонента ее выполнения: технологический, ситуативный, функциональный. Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии и предполагает овладение учащимися приемами работы с орудиями труда, используемыми в определенной сфере профессиональной деятельности, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда с целью получения завершенного продукта. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений, их применением в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессионального труда. Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессии, определяет предметнологические действия, входящие в нее. Выполнения заданий данного компонента требует от обучающихся определенных мыслительных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Подросток должен определить, найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся у него формам поведения. Функциональный компонент воспроизводит структурно-функциональную, динамическую сторону профессиональной деятельности специалиста, определяет успешность освоения нормативно одобренного способа деятельности средствами, приемами, внутренними компенсаторными механизмами учащегося. Выполнение данного компонента активизирует потребности школьника, установки, мотивы, определяющие направленность будущей профессиональной деятельности. Ученик фиксирует те функции, которые должны быть проявлены им в конкретном задании профессиональной пробы. Обсуждение результатов и выводы Примером профессиональной пробы для обучающихся по географии может быть: профессиональная проба (ПП) «геолог», (сфера деятельности человек-природа), география 6-й класс [1, 2], раздел «Литосфера», таблица 1. Таким образом, все компоненты пробы, будучи тесно взаимосвязанными между собой, в тоже время выступают в качестве самостоятельных единиц, содержащих особенности, качества, характеристики, присущие данной сфере труда в целом. Описанные компоненты профессиональной пробы являются необходимыми при составлении ее содержания. У школьников в ходе выполнения пробы должно быть сформировано представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности. Как формируется учителем содержание профессиональной пробы? Каждая профессиональная проба составляет самостоятельную, относительно автономную, логически завершенную единицу (модуль) учебной деятельности. Процедура разработки профессиональной пробы включает в себя: анализ востребованности профессии в муниципальной территории, регионе; определение тематики профессиональных проб по востребованным видам профессиональной деятельности; отбор содержания в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий в рамках профессии; формирование ресурсного обеспечения профессиональной пробы; разработку программы профессиональной пробы. Программа пробы включает: пояснительную записку, тематический план пробы, содержание учебных занятий с включением профессиональных проб, технологическую карту пробы. Педагог должен быть подготовлен к реализации профессиональной пробы и поэтому необходимо, чтобы соблюдались следующие педагогические условия [4]: 1. Подготовка учителя к проведению пробы. Педагог тщательно готовит дидактический материал профессиональной пробы (профессиограммы, с которыми подростки будут знакомиться при выполнении профессиональной пробы); диагностические (в том числе и тестовые) задания для выявления уровня подготовленности обучающихся к выполнению пробы; наглядные материалы, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала по предмету; разрабатывает содержание профессиональной пробы; подбирает средства для их выполнения; разрабатывает критерии оценивания выполнения заданий профессиональной пробы или ее этапов. 2. Знакомство школьников с требованиями профессий к специалистам, содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуется проба. Учитель информирует обучающихся о предметах, средствах, целях, условиях, орудиях труда специалиста данной сферы. Подростки осуществляют работу по изучению профессиограмм, составляют формулы профессий в соответствии с принятыми или специально разработанными классификациями профессий. 3. Осуществление диагностического тестирования. Педагог производит отбор необходимого диагностического инструментария. 4. Выявление профессиональных намерений обучающихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. 5. Знакомство школьников с содержанием профессиональной пробы и организацией ее выполнения. Педагог предоставляет учащимся информацию о структуре пробы, количестве заданий, порядке их выполнения; обеспечивает по необходимости методическим и дидактическим инструментарием; поясняет условия оценивания результатов профессиональной пробы. Завершение профессиональной пробы проходит в виде беседы - обсуждения, в процессе которой выясняется, появились ли или изменились профессиональные намерения обучающихся. В процессе проведения профессиональных проб у обучающихся формируются следующие компетенции, связанные с профессиональным самоопределением: • компетенция профессиональной ориентировки, т.е. готовность самостоятельно ориентироваться в информационном поле профессионального труда, получать необходимые знания с использованием современных средств информационного поиска, критически осмысливая их; •компетенция профессионального выбора, т.е. готовность подростком совершать самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своей образовательной и профессиональной траектории в изменяющихся условиях рынка труда, умение реализовывать принятое решение, преодолевая возможные психологические трудности; •компетенция профессионально-карьерного проектирования, т.е. готовность ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального будущего, проектировать и планировать собственную жизненно-профессиональную перспективу, в контексте избираемой профессии; •компетенция профессионального совершенствования, т.е. готовность совершенствовать собственное профессиональные умения и навыки в рамках формируемой Я-концепции. Если выполнение профессиональной пробы происходит в ходе учебной деятельности на уроке географии, возможная оценка выполнении заданий пробы может осуществляться учителем по 5-ти бальной системе (уровень предметных результатов). Результаты проведения профессиональной пробы выражаются в определенном наборе знаний и умений подростков о сфере профессиональной деятельности (профессии) в образовательном поле которой осуществлялась проба. В ходе осуществления профессиональных проб по географии школьники получают обширные сведения о деятельности различных специалистов, приобретают первоначальный опыт соотнесения собственных интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующей их сферы профессиональной деятельности.