Глава книги
Средства обучения как важнейший компонент методического инструментария учителя географии
Введение Важное место в научно-педагогической и методической подготовке современного учителя географии занимают знания о средствах обучения. Использование педагогом в учебном процессе разнообразных средств обучения позволяет ему реализовывать один из основных дидактических принципов - наглядности обучения. В современной школе используются как традиционные, так и современные средства обучения. В науке накоплен значительный опыт по изучению данного вопроса. Теоретическую основу использования средств в процессе географического образования в разное время изучали знаменитые географыметодисты: И.И. Баринова, В.П. Голов, И.В. Душина, Д.Д. Зуев, В.А. Коринская, В.В. Краевский, В.П. Максаковский, Б.А. Половинкин, Н.С. Попов, Н.Ф. Талызина и др [2-5]. Связь средств с методами обучения и их влияние на характер и качество учебно-познавательной деятельности обучающихся отражается в работах: Н.Н. Баранского, В.П. Буданова, Е.Я. Голанта, Ш.А. Данилова, А.В. Даринского, Б.П. Есипова, Д.А. Жучкевича, Н.К. Казанского, И.Я. Лернера, И.С. Матрусова, Т.С. Назаровой, Л.М. Панчешниковой, С.И. Петровского, М.Н. Скаткина, С.П. Шаповаленко и др. [7]. Появление современных средств обучения, актуализировали проблему их использования в географическом образовании школьников. Между тем, наше исследование практики работы учителей географии показало, что у педагогов имеются трудности в реализации современных средств обучения. Это связано с низкой обеспеченностью школ ТСО, а также нежеланием части учителей осваивать новые умения, связанные с информационно-коммуникационными технологиями и компьютерными средствами. Таким образом, складывается противоречие между потребностью использования в процессе обучения географии современных средств и не возможностью части образовательных учреждений организовать должную работу или нежеланием учителя прибегать к использованию более сложных современных средств обучения. Объекты и методы Употребление понятия «средство» в философской, педагогической, психологической литературе различно. Р.К. Миньяр-Белоручев, М.В. Ляховицкий к средствам обучения наряду с учебно-наглядными пособиями, приборами, механизмами, инструментами относят слово учителя, тексты, упражнения. Н.М. Шахмаев к средствам обучения относит материальные объекты педагогического труда. Толкование понятия «средства обучения» близкое к современному, впервые было дано Б.П. Есиповым в 1967 году. В книге «Основы дидактики» автор применяет термин средства обучения для обозначения предметов учебного оборудования. Г.М. Коджаспирова под средствами обучения понимает искусственно созданные материальные или знаковые модели для выполнения учебных задач, дающие возможность обучающимся обобщенно представлять те предметы и явления, которые изображены в изучаемом учебном материале. С.Д. Смирнов под средствами обучения понимает разнообразные материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Т.С. Назарова, Е.С. Полат под средствами обучения рассматривают материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, при помощи которых учитель, используя содержание и методы обучения, достигает поставленной цели образования, воспитания и развития личности обучаемых [6, 8]. В рамках своего исследования средством обучения мы считаем материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие. Анализ показал, что в науке нет единой классификации средств обучения. Поэтому представим некоторые из них. Классификация средств обучения по характеру воздействия (рис. 1). Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (рис. 3). Они являются наиболее эффективным способом обучения и воспитания. Multimedia («многосpедность») определяется информационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиа технология обеспечивает решение задач автоматизации интеллектуальной деятельности, объединение возможностей цифровой среды с традиционными для нашего восприятия средствами. Наиболее принятая в МОГ классификация средств обучения И.В. Душиной, Г.А. Понуровой [4]. Ученые подразделяет все средства обучения на три группы: вербально-информационные - передают информацию главным образом через слово; наглядные - создают зрительные образы изучаемых в географии объектов и явлений; аудиовизуальные (технические) - способствуют интенсификации процесса обучения. Интерес представляет классификация Ю.Г. Барышевой (рис. 4), в основу которой положен принцип деления средств обучения географии по способу изображения и отображения географических объектов и явлений [1]. Средства обучения объединены в 4 группы: натуральные объекты (пособия, входящие в эту группу, способствуют формированию у школьников конкретных представлений о географических объектах и явлениях, природных и хозяйственных процессах, делают процесс обучения практико-ориентированным и интересным). Изображения, воспроизводящие натуральные географические объекты и явления. Использование этих средств способствует формированию образных представлений о географических объектах и явлениях, более легкому восприятию учебного материала и эффективному запоминанию. Пособия, описывающие и изображающие предметы и явления условными средствами (позволяют школьникам приобретать теоретические знания, раскрывают сущность географических процессов, закономерностей и взаимосвязей, территориально-пространственной структуры, способствуют формированию логического мышления, аналитических способностей, овладению методами научной работы). В особую группу отнесено оборудование для воспроизведения и анализа географических явлений и объектов природы. Использование перечисленных средств служит формированию практических умений и навыков школьников работы с приборами, сбора и обработки материалов, анализа полученных результатов и обобщения; способствуют овладению простейшими методами полевых исследований, формированию географического мышления. Обсуждение результатов и выводы Для решения задач нашего исследования была разработана модель методической системы обучения географии с использованием средств обучения. Реализация в процессе обучения сочетания традиционных и современных средств способствовала поддержанию познавательного интереса школьников к предмету и повышению качества обучения (рис. 5). Эксперимент показал, что грамотное сочетание традиционных и современных средств обучения географии способствует развитию у обучающихся познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и речи, формированию УУД, достижению результатов обучения. Исследование, проведенное на базе МБОУ «СОШ №27» г. Новокузнецка, подтвердило эффективность модели. Было установлено, что сочетание традиционных и современных средств обучения является наиболее эффективным в процессе школьного географического образования. Разработанные методические материалы успешно были реализованы в работе учителей географии.