Глава книги
Роль музея живой природы НОЦ «Ботанический сад» КБГУ в образовательном процессе
Введение Современная система образования ориентирована на расширение научно-практической деятельности, освоение новых источников информации, вовлечение обучающихся в науку. Одной из важнейших задач образовательной деятельности, определённых Законом РФ «Об образовании», является формирование культурно-исторических ценностей и любви к окружающей природе. Особая роль в решении этой задачи принадлежит музеям. Важной составляющей современного образовательного процесса является музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на формирование личностного отношения обучающихся к культурным ценностям, постижение мира, посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие «культура», в том числе и «экологическая культура» [3]. Возникновение глобальных экологических проблем привело к повышению общественной значимости естественнонаучных музеев. Такие музеи имеют ряд особенностей. Демонстрируя достижения науки в области исследований природной среды, они составляют основу дополнительного экологического образования для школьников и студентов. В них основываясь на изучении окружающей природной среды, формируется потребность охранять и сохранять её. Несмотря на то, что естественнонаучные музеи обладают неисчерпаемым образовательным потенциалом, включение их в воспитательную и образовательную составляющие школьной и вузовской работы до сих пор, к сожалению, носит эпизодический характер [2]. В связи с этим изучение проблемы включенности музеев в образовательный процесс является весьма актуальным. Цель статьи: описать эффективные способы использования экспозиций геологического отдела музея живой природы НОЦ «Ботанический сад» КБГУ в образовательном процессе. Объекты и методы Важное место в структуре Кабардино-Балкарского государственного университета занимает музей живой природы научно-образовательного центра «Ботанический сад». В составе музея функционируют отделы: геологический, флоры и фауны КБР. Объектом исследования являются научно-методические разработки геологического отдела музея живой природы НОЦ «Ботанический сад» КБГУ, обеспечивающие его включение в образовательный процесс в вузе и взаимодействие со средними общеобразовательными учреждениями КБР. Основу фондов геологического отдела музея составляет коллекция образцов горных пород и минералов, собранная преподавателями кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем и студентами направлений «География» и «Биология» во время полевых учебных практик, а также самостоятельных поисковых геологических экспедиций по Кавказу с 2001 г. по настоящее время [1]. Экспозиция геологического отдела музея включает коллекции: горных пород и минералов; палеонтологическую; каменных конкреций; образцов горных пород и минералов, подвергшихся обработке прибойными волнами; натечных образований. Все коллекции постоянно пополняются. Фонды геологического отдела музея сгруппированы, по выполняемым функциям: систематические, тематические и учебные. По генезису, коллекции горных пород и минералов, дифференцируются на магматические, метаморфические и осадочные. По географии месторождений полезных ископаемых выделяют экспонаты, представляющие месторождения полезных ископаемых Кабардино-Балкарии и месторождения полезных ископаемых сопредельных территорий. Отдельное место в коллекции занимают метеориты. Все экспонаты коллекции оцифрованы и описаны. Фонд коллекции включает 1091 экземпляр. Систематизация, группировка и классификация музейных предметов и коллекций проводятся методом научного исследования музейных фондов. Анализ экспонатов, идентификация и проведение сравнительных процедур, проводятся научно исследовательскими методами, в том числе с применением современных методов физико-химического анализа. Для анализа включенности геологического отдела музея в образовательный процесс вуза и результатов системной работы с образовательными учреждениями Кабардино-Балкарской республики применяли описательный метод. Обсуждение результатов Музей живой природы НОЦ «Ботанический сад» КБГУ является научно-исследовательским, учебно-методическим и культурно-просветительским, подразделением университета призванным собирать, хранить, изучать, и экспонировать образцы горных пород, минералов и другой каменный материал. Особенность геологического отдела музея заключается в том, он непосредственно вовлечен в учебный процесс по направлению «География» при проведении лекционных и практических занятий по геологии, геоморфологии, палеогеографии, физической географии России, физической географии Кабардино-Балкарии. В отличие от традиционной формы проведения учебной работы со студентами в стандартных аудиториях, представляющих собой безличное пространство, образовательное пространство музея открывает студентам возможность непосредственного взаимодействия с музейными предметами, что способствует более качественному усвоению учебного материала. Фондовые каменные материалы музея используются студентами старших курсов при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. Систематическая работа с образовательными учреждениями КБР включает профориентационную работу среди учащихся школ республики, обеспечение самостоятельной работы обучающихся с каменным материалом, консультативную помощь учителям географии. Одним из основных видов деятельности музея живой природы является проведение экскурсий. Тематика экскурсий геологического отдела музея: «Морфология и физические свойства минералов», «Химическая классификация минералов», «Минеральные ресурсы Кабардино-Балкарии и их использование», «Обзор петрографической коллекции музея», «История развития Земли и жизни на Земле», «Метеориты как космические объекты». Экскурсии проходят в интерактивном диалоговом формате, в результате школьники становятся не пассивными слушателями, а активными участниками мероприятия. В рамках дополнительного образования для учащихся школ на базе геологического отдела музея реализуются программы «Геоморфология и гидрология рек КБР», «Палеогеографические и палеонтологические исследования останков», «Картографирование горных пород и минералов», которые с одной стороны способствуют интеллектуальному развитию подростков, а с другой стороны позволяют вовлечь их в некоторые виды музейной работы. Для студентов и школьников при геологическом отделе музея действует кружок «Геоморфология», в котором участники на мастер-классах получают теоретические и практические знания по кариологии, классификации и идентификации камней и минералов. В период пандемии занятия кружка проходили в дистанционном интерактивном режиме. Разработаны полевые маршруты для школьников по территории Кабардино-Балкарской республики. В полевых условиях юные исследователи получат первые практические навыки: проведение наблюдений и их правильное документирование, отбор образцов горных пород, ориентирование на местности, умение проводить замеры. В полевую практическую часть включены: маршрут Актопрак; исследование пойм рек Малка [4], Терек, Баксан, Черек; изучение краеведческих памятников, отложений предледниковых озёр, ленточных глин, шаровых конкреций, карстовых провалов, месторождений кварцитов, органических останков кайнозойско-мезозойской эры на реке Белая речка; посещение ущелья Каменных шаров безымянной реки в урочище Батыршатала. Участие музея живой природы НОЦ «Ботанический сад» в образовательном процессе школ КБР заключается в сочетании традиционной и нетрадиционной музейной педагогики, в тесном взаимодействии музея со школьным социумом, включающем разные возрастные категории. В музейную образовательную деятельность вовлечены все школы Кабардино-Балкарской республики. Сформирован, постоянно пополняющийся, актив музея, в который входят наиболее мотивированные школьники с 1 по 11 класс. Актив изучает источники, соответствующие профилю музея, оказывает помощь в организации экспозиции и фондов музея в соответствии с тематикой учебновоспитательного процесса, участвует в проведении мероприятий, организуемых музеем. Традиционным стало проведение музеем мероприятий, целью которых является совершенствование исследовательской и проектной деятельности обучающихся образовательных учреждений КБР, развитие интереса школьников и студентов к фундаментальным и прикладным наукам, в частности к географии, биологии, химии и фармации. Участвуя в конкурсах и конференциях организуемых музеем, учащиеся могут в состязательной форме продемонстрировать свои научные и творческие способности. Не остаются без внимания заслуги педагогических работников, осуществляющих подготовку участников мероприятий. Немаловажно, что в мероприятиях, организуемых музеем, могут участвовать обучающиеся которые, в силу жизненных обстоятельств, не имеют возможности принимать участие в очных конкурсах. Ежегодно музей живой природы НОЦ «Ботанический сад» КБГУ проводит республиканские конкурсы школьных научных проектов, посвящённые проблемам экологии и природопользования КБР: «Юный геолог и палеонтолог», «Берегите животных - чудо природы», «Проблемы биологии и экологии родного края». Проводятся творческий конкурс «Природа родного края», включающий секции: малая литературная форма, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество. Организуются республиканские научные конференции студентов и учащихся школ по темам: «Проблемы и состояние почв в экосистемах КБР», «Геоморфология и гидрология рек», «Биогеография родного края». За период с сентября по декабрь 2021 г. в мероприятиях организуемых музеем приняли участие более 350 участников из 34 образовательных учреждений КБР, охватывающих все районы республики. 65 учителей школ готовили участников конкурсов и конференций. Деятельность музея всесторонне освещается в средствах массовой информации, в сети Интернет (http://botsad.kbsu.ru), и в социальных сетях (Instagram: wildlife_museum_kbsu). Выводы Таким образом, музей живой природы НОЦ «Ботанический сад» КБГУ рассматривается как одно из важнейших средств образования. Музей задействован не только в вузовском учебном процессе, наполняя его практико-ориентированной составляющей, но и выполняет функции дополнительного образования, для учащихся школ Кабардино-Балкарии осуществляя их в специфической форме позволяющей выявлять и оказывать поддержку талантливой молодежи, создавать условия для развития интеллектуального потенциала и творческих навыков учащихся и студентов посредством привлечения их к научноисследовательской и проектной деятельности.