PT - JOURNAL ARTICLE AU - Тюменцева, Е. М. TI - Роль учебной практики в системе географического образования DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/854 AB - Введение Учебная полевая практика по географии является важным разделом к Основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) «География. Безопасность жизнедеятельности». Во время полевой практики бакалавры закрепляют знания и навыки, формируют профессиональные компетенции, полученные на лекционных и практических занятиях. Географические кафедры Иркутского государственного университета являются базовыми кафедрами Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. На физико-географических стационарах института регулярно проходят полевую практику студенты географы ИГУ. Автор в течение ряда лет с 1974 по 1977 гг проходила полевую практику на Харанорском стационаре в Онон-Аргунской степи (юго-восток Забайкальского края) в группах климатологов и геоморфологов под руководством Г.Н. Мартьяновой и З.А. Титовой, научным руководителем которого был В.А. Снытко. При посещении стационара Валериан Афанасьевич активно общался со студентами, привлекал их к маршрутным исследованиям регионов Даурии: Нерчинский хребет, Торейские озера, Приононье и др., способствовал расширению географического кругозора, знакомил с методами комплексных географических исследований, учил видеть в окружающей природе красоту. Регион исследований, объекты и методы В настоящее время большое внимание в образовательном процессе на кафедре «Географии, безопасности жизнедеятельности и методики» Педагогического института ИГУ уделяется практикам, в том числе Учебной по географии. Она проводится на учебном полигоне с 2006 г. на берегу Байкала у с. Большое Голоустное. Объектами изучения являются условно коренные ландшафты, а также их природно-антропогенные аналоги - селитебные, рекреационные, пастбищные сельскохозяйственные. Студенты формируют умения применять современные методы научного исследования в области географического образования. При исследованиях используется комплекс традиционных и современных методов изучения природных компонентов. Результаты Цели учебной практики по географии соотнесены с общими целями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05. «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимися при изучении цикла специальных дисциплин профессиональной подготовки по географии. Задачи учебной практики по географии: 1. Познакомить студентов с принципами и методами организации маршрутных и стационарных физико-географических исследований; 2. Изучение особенностей природы на региональном и локальном уровнях геосистем; 3. Приобретение навыков работы с общегеографическими и специальными биогеографическими, почвенными и климатическими картами; 4. Изучение функционирования, состояния, динамики и прогнозирование природных геосистем. Учебная практика по географии относится к блоку 2 вариативной части формируемой участниками образовательных отношений. Прохождение практики основывается на знаниях и умениях, приобретённых в процессе изучения таких дисциплин, как: «География почв с основами почвоведения», «Биогеография», «Землеведение». Прохождение практики по географии является фундаментом для последующего освоения других дисциплин профессионального цикла, таких как «Физическая география материков и океанов», «Физическая география России», «Ландшафтоведение», производственной педагогической практики, подготовки курсовой и выпускной квалификационной работ. Способ проведения практики - стационарная; выездная. Учебная практика проводится на полигоне в Большом Голоустном на юго-западном побережье оз. Байкала. В результате обучения при прохождении учебной практики по географии соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП студенты должны овладеть профессиональными компетенциями (ПК) - способен осваивать и использовать базовые научнотеоретические знания и практические умения в профессиональной деятельности. Они должны знать: - основные законы и закономерности географической науки; - учение о географических оболочках Земли, закономерностях их дифференциации, структуре и функционировании; уметь: - определять уровень дифференциации современных геосистем; - оценивать природные компоненты на топологическом уровне; - характеризовать динамику и определять тенденции и сценарии развития природы на топологическом и региональном уровнях. владеть: методикой полевых исследований географических компонентов и ландшафтных комплексов. Структура и содержание учебной практики по географии. Учебная практика по географии проводится на 3 курсе в 6 семестре. Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Продолжительность практики 2 недели. Полевая практика состоит из трех разделов (этапов). Подготовительный этап включает прохождение техники безопасности. Утверждение индивидуального плана практики. В этот период студент знакомится с литературой и картами, космо-снимками (программа Google Earth) на территорию практики, делает выкопировки, готовят необходимое оборудование и снаряжение, знакомится с программой практики. Основной этап - сбор материалов для составления комплексного физико-географического профиля. Разработка и составление плана проведения географического исследования природных компонентов. Освоение методов и методики исследования рельефа, климата, природных вод, почв, растительности, животного мира. Проведение полевых наблюдений. Создание комплексной физико-географической карты, классификационной модели, анализ пространственной структуры, функционирования и динамики исследуемого участка местности. Анализ полученных материалов. Камеральный этап - подготовка, проверка и защита отчета о практике. Технологии, используемые на учебной практике. В образовательном процессе используются активные и интерактивные формы, в том числе дистанционные образовательные технологии, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Разбор конкретных ситуаций, творческие задания, работа в малых группах. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике. Самостоятельная работа студентов осуществляется с использованием следующих учебно-методических указаний, практикумов и пособий, в которых приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики [1-3]. Форма промежуточной аттестации по итогам практики включает дифференцированный зачет, проставляется руководителем практики на основе коллективного отчета обучающихся. В дальнейшем студенты используют результаты научного исследования при написании курсовых и ВКР, а также в виде статей, тезисов, докладов, проектов. Район практики отличается высокой сложностью и контрастностью ландшафтной структуры. Здесь встречаются различные варианты экотонных ландшафтов горно-таежных, горностепных склоновых и аллювиальных равнинных, заболоченных приозерных, а также участки природно-антропогенных ландшафтов - селитебные, линейно-дорожные, рекреационные, пастбищные. Содержание полевого этапа практики включает маршрутные исследования, ландшафтное профилирование и картографирование, а также детальные исследования природных компонентов и факторов, особенностей функционирования и состояния геосистем. Микроклиматические наблюдения проводятся по профилю и коррелируются с данными метеостанции Бол. Голоустного. Гидрологическим исследования проводятся в устьевой части р. Голоустной. Получение гидрографических характеристик связано с необходимостью измерения длин, глубин, скоростей, объемов и др. Почвенные разрезы закладываются на всех основных фациях профиля. Геоботанические исследования включают описание геоботанических площадок, оценку структуры растительного покрова, составляется список растений, сбор гербария, проводят укосы на определения биомассы. На каждой профильной точке дается описание, встреченных там представителей животного мира: муравьев, насекомых, грызунов, птиц и др. Определяются географические особенности их ареалов, плотность по фациям, роль в миграции вещества. Кроме того, уделяется внимание оценке характера, интенсивности антропогенной нагрузки, определяют чувствительность и устойчивость современных геосистем полигона. На полигоне исследования наблюдаются крайне чувствительные геосистемы высоко значимые для различных видов туризма, их характеризует низкая естественная устойчивость. Практиканты оценивают эстетическую выразительность прилегающих к Байкалу пейзажей. Изучение фаций, урочищ современных ландшафтов Голоустенской местности на протяжении длительного времени позволило установить тренды температуры и увлажнения, особенности изменения структуры геосистем и их динамику. На полигоне происходит усыхание древостоя, упрощение структуры геосистем, увеличение площади рекреационных и пирогенных ландшафтов. Выводы Итак, в результате прохождения практики по географии бакалавры формируют профессиональные компетенции. Они могут самостоятельно проводить режимные наблюдения, выявлять особенности функционирования и миграции вещества современных геосистем. Полученные на практике навыки и умения позволят в дальнейшем проводить научно-исследовательские эксперименты на уроках географии и во вне урочной деятельности в образовательном учреждении, руководить исследовательской работой обучающихся.