@article{Ткачева2023-04-11, author = {З. Н. Ткачева, А. А. Саляхова}, title = {Методические приемы изучения природного и культурного наследия Люберецкого района посредством техники «коллаж»}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Введение Широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс открывает новые перспективы в обучении географии своего края. Понимание специфики той или иной местности способствует географическому и историческому образованию, уважению к иным народам и культурам, стремлению сохранить природное и культурное наследие. Разнообразие ландшафта стимулирует тягу к путешествиям, а путешествия расширяют кругозор. В рамках разнообразного ландшафта лучше воспринимаются его различные элементы - памятники истории и культуры, частицы ценного природного и культурного наследия. Суть исследования Изучение природного и культурного наследия родного края зависит как от особенностей учебного процесса, так и от значимости и объема краеведческого материла. Существует несколько положительных моментов, для того, чтобы использовать коллаж как инновационный метод на уроках географии: - повышение мотивации обучения, усиление интереса обучающихся к изучению родного края; - развитие воображения и пространственного мышления; - развитие творческих способностей и коммуникативных навыков; - развитие эстетического и художественного вкуса; - возможность обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде; - умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда; - развитие навыков планирования деятельности. Обсуждение Рассмотрим сущность техники коллажа. Колла́ж (от фр. collage - приклеивание) - приём в искусстве, предполагающий соединение в одном произведении разнородных элементов (различных по происхождению, материалу, контрастных по стилю и т. п.). В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Развитие техники коллажа в XX веке связывают с именами Жоржа Брака, Пабло Пикассо и Хуана Гриса [1]. Сам термин «коллаж» впервые был применен по отношению к работам дадаистов и сюрреалистов [3]. Впоследствии его стали употреблять также по отношению к другим видам искусства: литературе, музыке, кинематографу и т.п. Коллаж является техникой, совмещающей несовместимое, создающей целое из разорванного, разрезанного, расколотого. На протяжении многих лет существования коллаж развивался от примитивных наклеенных цветов в бабушкином альбоме, до пространственного конструирования. Возможности коллажа неисчерпаемы, внося в работу предметы, взятые из своей среды, окружения, мы используем не только их форму, цвет и фактуру, но и наделяем их новым содержанием, новыми функциями философского и мировоззренческого характера. То есть коллажи позволяют не только создавать конструкцию в пространстве, но наполнить ее смыслом, настроением, эмоциями. Особенность данной техники заключается в том, что обучающемуся (или группе) предлагается на бумажную или текстильную основу наклеить картинки, фотографии, различные детали из газет, журналов, плакатов, объединяя их определенной темой. По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие (карта родного края), а вокруг него располагаются понятия спутники (объекты природного и культурного наследия). По содержанию коллаж характеризуется информированностью и наглядностью - обилием фотографий, картинок, рисунков. Коллаж является прогрессивным средством развития творческих способностей обучающихся, так как формирует пространственное мышление, развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Создавая коллаж с применением компьютерных технологий, обучающиеся имеют возможность менять его параметры (положение, оттенки, резкость), выбирать наилучшие варианты и т.д. Проделывая различные операции много раз школьник добивается нужного ему результата. Данный метод позволяет развивать индивидуальные способности и творческого мышление обучающегося. В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже - отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, взгляд и свое понимание темы при изучении родного края. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Работа над коллажем может быть, как индивидуальной, когда каждый ученик делает свой коллаж, так и групповой, когда группа (4-6 человек) делает единый коллаж на определенную тему. Примеры коллажей природного и культурного наследия Люберецкого района: Приемы изучения природного и культурного наследия своего края с помощью техники коллажа многообразны: - составление карты-коллажа: - а) с использованием мультимедиа; - б) с использованием раздаточного материала; - комплексная характеристика объектов природного и культурного наследия; - рассказ от лица очевидца; - узнавание объекта по описанию; - моделирование на контурной карте; - сочетание характеристики и количественных показателей; - виртуальная экскурсия; - создание слайд-фильма; - соотнесение названия с его описанием объекта (табл. 1); - классификация объектов природного культурного наследия по заданному признаку; - соотнесение объекта и места его нахождения (табл. 2). - групповая работа: - а) все группы составляют свои коллажи на одну и ту же тему и представляют свои варианты; - б) у каждой группы своя тема коллажа; Выводы Коллаж имеет ряд преимуществ перед другими формами работы. Помогает преодолеть скуку и усталость от огромного объема писанины, которой обременен сегодняшний школьник. Кроме того, учителя чаще стали сталкиваться с проблемами неразборчивого, трудно читаемого почерка. Использование коллажей помогает эти проблемы смягчить. Коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями. Главное в коллаже - это его содержание. Именно содержание определяет выбор конкретной техники и компановки. Прием коллажирования развивает умение собирать, систематизировать и обобщать информацию, необходимую для составления коллажа. Таким образом, техника «коллаж» является одним из инновационных методов обучения и обладает воспитательным и образовательным значением.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/853}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/910}, }