RT - SR - Electronic T1 - Использование онлайн-сервисов во внеурочной деятельности экологической направленности SP - 2023-04-11 A1 - Суворова, В. А. A1 - Махова, И. П. A1 - Захаров, А. Г. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/852 AB - Введение Использование дистанционных технологий предполагает принцип самостоятельной деятельности. Каждый школьник получает возможность развиваться и обучаться в удобном для него темпе, в удобное время. Внеурочная деятельность по географии в рамках экологического просвещения является неотъемлемой частью образовательной деятельности. При реализации образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна быть организована в полном объеме направлена на: развития личности и воспитание ответственности в вопросе загрязнения среды бытовыми отходами, роста общей потребительской культуры; повышение у обучающихся уровня экологической грамотности, обеспечение их мотивации и готовности к принятию осознанных решений и практических действий по решению экологических проблем. Внеурочная деятельность может быть организована в учебный период так и в каникулярное время. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность, в том числе внеурочную, дистанционно: разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с образовательной программой и планом внеурочной деятельности по каждой курсу, предусматривая дифференциацию по классам и время проведения занятия не более 30 минут [5]. Вопросам внеурочной деятельности уделяется пристальное внимание со стороны многих педагогов и методистов, таких как: В.А. Доппельт [3], М.В. Панина [8], М.К. Филобок [11] и многих других. Внеурочная работа рассматривается ими, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческих способностей обучающихся, самостоятельности, эстетического, экологического и нравственного воспитания школьников. Именно поэтому внеурочная деятельность остается на сегодняшний день важным элементом учебно-воспитательного процесса. Статья может быть полезна тем, кто занимается экологическим просвещением и ищет идеи для проведения собственных занятий или составления собственных программ. Объекты и методы В настоящее время существует большое количество онлайн-сервисов для организации внеурочной деятельности и подробные алгоритмы работы с ними. Несмотря на это, многие педагоги испытывают затруднения в их применении при разработке интерактивных занятий. В рамках исследования мною были рассмотрены онлайн платформы для проведения внеурочной деятельности по географии в рамках экологического просвещения. Онлайн-сервисы способствуют развитию мотивации учащихся, стимулируют познавательную активность, а также повышают эффективность работы и интерес к предмету, поэтому их выбор очень важен для дальнейшей работы с учащимися. Методы исследования: для исследования были использованы такие методы как - анализ, обобщение, наблюдение и сравнение. Результаты и обсуждение Предлагаемые онлайн-сервисы выступают как вспомогательный материал, который учитель использует на необходимых этапах занятия. Для разбора мною были выбраны следующие онлайн-сервисы: 1.Общероссийские и международные экологические уроки (https://экокласс.рф/) Данный информационно-образовательный ресурс в интуитивно понятной форме предоставляет пользователям удобные и современные средства обучения: обмен данными с учителем, качественный учебный медиаконтент, игры, тесты и викторины. Онлайн-сервис оформлен в природно-естественных красках, структурирован и понятен в использовании. На главной странице отображается вступительное слово и краткая информация о работе сервиса для каждого участника образовательного процесса: обучающегося, родителя и педагога. Все представленные занятия разделены по основным темам экологического просвещения во внеурочной деятельности. Для систематизации каждый урок оформлен по единому шаблону: вводная часть, организационная часть, теоретическая и практическая части, а также итоговая - аттестационная часть. Результаты проделанной работы ученика видят только учитель и ученик. Основным отличием сервиса является то, что вся учебная деятельность проходит на одной платформе. 2. Универсальный онлайн-конструктор Оnline Test Pad (https://onlinetestpad.com/) Данный сервис «онлайн-конструктор» лаконичен и практичен, а также он прост в работе. Имеет аннотацию конструирования в разделе «Справка». На вкладке «меню» имеется возможность выбора направления деятельности с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач: тест, опрос, кроссворд, диалог и уроки. Не мало важен тот факт, что есть возможность работать в дистанционном формате в блоке «Система дистанционного обучения и тестирования» (СДОиТ); с подробной работой сайта можно ознакомится на портале ДИДАКТОР [2]. Удобство работы в этой системе в том, что есть возможность создать сертификат, который получат участники теста после его прохождения; установка ограничения по времени прохождения теста; функция «ручной проверки» теста; возможность добавления комментариев. Таким образом, одним из преимуществ - экономия времени преподавателя, а для учащего - возможность мгновенно узнать результат. 3. «Копилка уроков - сайт для учителей» (https://kopilkaurokov.ru/) Интерфейс сервиса - без лишних понятий пригоден к работе, но излишки информации при первом посещении настораживают и отталкивают. На главной странице представлен свободный доступ к ресурсам широкого круга педагогической общественности, сетевое взаимодействие с коллегами, а также материалы для педагогических работников школы. Каждый предмет содержит в себе следующие разделы: уроки, тесты, презентации, конспекты. В разделе «Экология» представлен большой выбор учебного материала для экологического просвещения школьников. Достоинством данного сервиса является то, что имеется расширенный поиск для удобства в поиске нужные файлы для внеурочной деятельности, однако все файлы придётся скачивать и реализовывать их выполнение на других платформах. 4. Веб-сайт «SmartEcco» (http://ggptl.gomel.by/ECCOAPK/) Автор проекта белорусский инженер-программист Адамович В.И. создал мобильное приложение и веб-сайт «SmartEcco», отличающийся интерфейсом - ярким цветовым решение и интересным оформление. В нем сочетаются традиционные и современные средств обучения (электронные лекции, программные средства контроля, электронные учебные пособия, видеодемонстрации, обучающие игры и развеивающие упражнения), которые делают занятия более продуктивным и интересным. Основная цель сервиса это: 1. Пропаганда энергосбережения в учреждениях образования, путем представления доступной информации и удобных инструментов для организации и проведения мероприятий по энергосбережению. 2. Воспитание активной гражданской позиции и навыков у подрастающего поколения на рациональное и экономное использование топливноэнергетических ресурсов, основанных на достижении науки и эффективного педагогического просвещения [1]. На данной платформе нет никакого взаимодействия ученика и учителя. Сайт предназначен для индивидуального использования учеником в качестве выполнения различных форм контроля и развития знаний. Результат своей деятельности, обучающийся может представить в виде фотографий, видеозаписей, которые может разместить в социальной сети, например «ВКонтакте» или с использованием мессенджеров в Viber, WhatsApp. Кроме этого, возможно использование облачных технологий, например, Облако Mail.ru. А для учителя - это возможность трансляции лекций через другие онлайн платформы, такие как: Moodle, Zoom, Skype. 5. Онлайн-сервис «LearningApps» (https://learningapps.org/2704983) В сети представлен ещё один конструктор для разработки игр. Среди многих конструкторов LearningApp позволяет создавать различные виды учебных игр, направленных на закрепление полученных знаний. Сайт имеет преимущество в том, что он на вкладке «Категория:География» можно выбрать профиль по экологии. В нем собраны материал, который легко можно преобразовать для использования во внеурочной деятельности, как в учебное время, так и в онлайн режиме. Выводы Приведённые примеры находят применения в школах Санкт-Петербурга, поэтому они вызвали наибольший интерес для обозрения. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что дистанционные технологии открывают перед педагогами широкие возможности по организации внеурочной деятельности школьников, способствуют повышению мотивации и заинтересованности, позволяют обучающимся проявлять творческие способности. Рассмотренные онлайн-сервисы играют особую роль в самообразование и в самоорганизации школьников. А для учителя это широкий выбор средств для урочной и внеурочной деятельности. Статья выполнена в рамках выпускной квалифицированной работы по теме «Географический кружок как форма экологического образования школьников» под руководством Маховой И.П.