TY - JOUR T1 - Современные тенденции в сфере экологического образования и образования для устойчивого развития AU - Савватеева, О. А. AU - Соколова, Д. М. AU - Трофимов, Ю. В. AU - Макаров, О. А. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/849 N2 - Введение Отправной точкой в формировании вектора экологического образования и образования для устойчивого развития явилась Стокгольмская конференция по охране окружающей среды 1972 г. Именно на этом мероприятии было принято решение создать международную программу по образованию в области экологии с целью гармонизировать отношения человека, природы и общества, а по сути начать образовательный тренд в движении к устойчивому развитию. Спустя 5 лет на первой Межправительственной конференции ЮНЕСКО при поддержке ЮНЕП по образованию в области окружающей среды принимается всеобъемлющая стратегия развития экологического образования на национальном уровне, в рамках которой разработаны около полусотни конкретных рекомендаций по улучшению экологического просвещения на разных этапах образования и для разных групп населения. Дальнейшее международное сотрудничество по вопросам экологического образования продолжилось и осуществляется по сей день. Регион исследований, объекты и методы Объектом исследования в данной работе выступают системы экологического образования и образования для устойчивого развития, сложившиеся в различных странах мира (обобщенная характеристика), при этом российская ситуация рассматривается отдельно. Характеризуются проблемы, имеющиеся в данном поле, и ключевые направления решения этих проблем. Последний аспект более детально проиллюстрирован на примере г. Дубны Московской области (системе муниципального уровня) с перспективой распространения опыта наукограда на региональный и федеральный уровни. Результаты и обсуждение Предназначение экологического образования, воспитания и просвещения состоит в глобальном распространении в обществе понимания неразрывности теоретических знаний и практических умений в направлении положительно осознаваемого, единственно возможного, эмоционально-ценностного отношения к себе, своему здоровью, обществу, ведению хозяйственной и иной деятельности в составе окружающей среды. Экологические аспекты необходимо поставить ядром образовательных программ всех направлений и уровней образования, включить в состав программ обязательной переподготовки и повышения квалификации руководителей верхнего звена менеджмента любого направления деятельности. То есть экологическое образование и образование для устойчивого развития должны быть непрерывными и сквозными, обеспечивать связь экологии и природопользования с экономикой, социальными аспектами, а также реализовывать принцип региональности экосистем [5, 10]. Экологизация образования в России началась позже, чем в зарубежных странах. В США и Европе в систему экологического воспитания вовлекаются дети с 3 лет, которым предоставляется возможность общения с живой природой в специализированных центрах, хозяйствах, ухода за дикими и домашними животными, элементарного наблюдения за растениями и прочее. При учете широко распространенной проектной деятельности и вовлеченности в образовательный процесс семей выделяются проектные периоды разной продолжительности и структуры, применяются методы геймификации с основной целью - пробуждения целостного эмоционального восприятия окружающей природы с далекой перспективой предотвращения ее загрязнения. Наблюдается широкое включение вопросов окружающей среды во все сферы внутренней и внешней политики, заостряется внимание на том, что хозяйственная деятельность человека в окружающей среде должны строго соответствовать принципам устойчивого развития. Новым вектором является приоритет прав широкой общественности свободно получать и распространять различного рода экологическую информацию [10, 11]. Место экологии в образовательном процессе обсуждается достаточно продолжительное время, однако в мире превалирует стратегия интеграции всеобщего экологического образования. На данный момент в рамках его организации существуют такие проблемы, как методическая организация и определение центрального понятия: «природная среда» или «мир природы». Географический анализ распространенности моделей преподавания экологического образования в начальной школе в странах Европы представляется следующей картиной [1]: - в Бельгии, Финляндии, Франции, Греции и Испании экологическое образование выступает самостоятельной предметной областью; - в Бельгии (Французское и Фламандское Общество), Дании, Испании, Франции, Греции, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Швеции, Великобритании экологическое образование интегрировано в другие учебные предметы; - в Австрии, Германии (Бавария, Тюрингия), Дании, Финляндии идеи экологии и устойчивого развития транслируются через тематический междисциплинарный подход / междисциплинарную тему. В настоящее время попытки сбалансировать разные стороны экологического образования идут на пути сочетания интеллектуального (экологическое мышление), общекультурного (экологическая культура, опыт деятельности) и личностного (направленность личности, самоопределение, жизненные смыслы) развития, предусмотренных различными стандартами. Эти тенденции характерны России в полной мере [2]. Согласно указанным выше направлениям модернизации системы экологического образования, международным обязательствам, принятым нашей страной, трендам, создаваемым в результате перестройки российской системы природоохранного законодательства, все более четкими и актуальными представляются не вопросы экологического состояния тех или иных объектов или компонентов среды, а социально-экологические проблемы, вопросы экологии человека, опыт преодоления общественных вопросов. В качестве методологической единицы проектирования содержания общего экологического образования для устойчивого развития предлагается система: «Я - моя деятельность - окружающая социоприродная среда». Во главу угла ставятся процесс экологизации образования и подходы устойчивого развития, синтезирующие экологические, педагогические и психологические аспекты, а также технологии, политику и экономику на основе модернизации мышления и поведения каждого члена общества. Именно такое образование призвано помочь найти конструктивные и творческие решения для настоящих и будущих глобальных проблем и повысить устойчивость и жизнеспособность общества [3, 4]. На сегодняшний день в 12 регионах РФ действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах страны приняты постановления администрации или правительства, касающиеся вопросов экологического образования [6]. Рассмотрение форм реализации образования для устойчивого развития на всех возрастных уровнях и различной профессиональной подготовки позволяет заключить, что для дошкольного уровня не существует утвержденных образовательных стандартов, реализуются специализированные инициативные авторские программы и методики. На уровне школы экологические образование во многом не реализовано, также проводится через волонтерские идеи или декларативно. В сфере высшего образования и СПО полноценная подготовка реализуется лишь для студентов экологоориентированных направлений. Что касается управленцев высокого уровня, то здесь переподготовка и повышение квалификации также нередко лишь заявляются, ограничиваясь выдачей документов [6, 7, 9]. Здесь же следует отметить такие проблемы, как уровень подготовленности педагогов в области устойчивого развития, поиск новых методологических подходов в образовании и др. При этом при наличии инициативы, поддержки и управленческой воли большая часть проблем может быть успешно преодолена. Примером служат системы экологического образования, созданные и развивающиеся в некоторых городах нашей страны. Следует сразу отметить, что фактически все они работают на волонтерских позициях. Центральным ядром таких систем чаще всего являются образовательные учреждения и экологические центры, реже общественные организации с представительной историей. В наукограде Дубна система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения с акцентом на реализацию принципов устойчивого развития создается с 2007-2008 гг. Первые шаги были сделаны сотрудниками Регионального экологического центра «Дубна» и благодаря компании по обращению с отходами в городе - компании «ЭКОСИСТЕМА». Со временем центральное звено системы было перемещено на кафедру экологии и наук о Земле государственного университета «Дубна», позже создан эковолонтерский отряд «Экопатруль» и открыт проект «Эковуз». В последние годы в городе также на постоянной основе работают проекты «Экосад», «Экошкола» и «Экодом ветеранов», на базе библиотек Дубны - проект «Экознания». Согласно названиям проектов проводится работы с различными возрастными группами участников и посетителей. Проводятся занятия, обсуждения, викторины, квесты, игры, просмотр фильмов с дискуссиями, снимаются видеоролики, публикуются результаты исследований узкой экологической тематики по объектам, интересующих жителей г. Дубны и окрестностей. Проект в основном действует благодаря студентам кафедры экологии и наук о Земле под руководством фактически неизменного преподавательского состава. За счет иногородних студентов идеи и опыт, полученный в проекте, распространяется на многие города нашей страны. Благодаря многолетней работе в обозначенных направлениях, решаются различные экологические проблемы Дубны: снижено количество стихийных свалок, улучшилось качество поверхностных вод, все менее экологических нарушений фиксируется экологическими инспекторами, социологические опросы показывают положительную динамику в области осведомленности жителей в области экологии и рост интереса [8]. Выводы Целеполагание и методы внедрения экологического образования и образования для устойчивого развития на глобальном, национально-региональном и локальном уровнях и в различных странах мира отличаются. У России также свой путь в области повышения уровня экологической культуры жителей. При наличии большого количества препонов для развития системы сквозного экологического образования и образования для устойчивого развития есть весьма положительные и эффективные примеры решения этой задачи. В своем преобладании это примеры локального уровня. Однако накопленный практический опыт позволяет утверждать, что распространение системы на региональный и федеральный уровни не только возможно, но и необходимо, особенно с учетом необходимости преодоления экологического кризиса и для повышения всеобщего уровня экологической безопасности.