Глава книги
Разработка курса «Экосистемные и социальные функции зеленой инфраструктуры»
Введение Современные процессы трансформации окружающей среды, помимо прочего, имеют негативные последствия для экологического каркаса, соединяющего ценные элементы зеленой инфраструктуры (далее - ЗИ), выполняющей широкий перечень экосистемных услуг (или функций): - хотя бы частичная нейтрализация последствий изменения климата и негативных эффектов городского «острова тепла»; - сохранение биоразнообразия; - регулировка водного стока; - обеспечение продовольственной безопасности; - создание комфортной среды для рекреации; - осознание культурной идентичности горожанина и неразрывной взаимосвязи с объектами зеленой инфраструктуры, в том числе и охраняемыми природными территориями [3, 5, 6]. Объекты и методы В настоящее время в России, как и в научной, так и в образовательной сфере для студентов географических и экологических специальностей ощущается нехватка теоретической и практической информации относительно зеленой и голубой (включает в себя водные объекты) инфраструктуры. В последние годы начинают появляться исследования, посвященные зеленой инфраструктуре. Тем не менее, практически все они рассматривают городские территории без прилегающих пространств, на которых в большей степени сохранились малозатронутые природные комплексы. Связи этих пространств с городами очевидны - без экосистемных коридоров и ядер, окружающих города, их способность к устойчивому самовоспроизведению резко падает [4]. В то же время, в зарубежных странах с высокой плотностью населения проблематика зеленой и голубой инфраструктуры становится все более популярной, что имеет под собой веские основания - очень низкая доля мало трансформированных ландшафтов, высокие темпы урбанизации и, в то же время, высокотехнологичный уровень производства во всех секторах экономики. Обсуждения результатов В разработанном для студентов магистратуры курсе, помимо общей части и заключения, выделяется три основных раздела, касающихся экосистемных услуг (функций), методов анализа и проектирования ЗИ, а также городской ЗИ (табл. 1). Подобная структура курса не представляется окончательной и располагает к последующему обсуждению, т.к. теоретическая база этого геоэкологического направления пока не устоялась, а опыт преподавания подобных курсов недостаточен. Для промежуточного контроля студентов предлагается использовать проектные работы по оценке зеленой инфраструктуры территории по выбору. Предпочтение следует отдавать региональным работам, т.к. мелкомасштабные исследования на уровне России/крупных стран с использованием картографического метода проводились не раз, а крупномасштабные работы характеризуются недостатком первичных пространственных данных и излишним разнообразием методов. Кроме того, рекомендуется проводить проектные работы с оценкой нескольких услуг из представленных в табл. 1, т.к. при анализе одной услуги (функции) студенты получат узконаправленный опыт, а попытки анализа всех функций нецелесообразны в виду высокой трудозатратности. Зеленую и голубую инфраструктуру в контексте данного курса необходимо рассматривать не на основе биоцентрического подхода, а с учетом её положительных эффектов на физическое и психологическое состояние жителей, то есть на степень комфортности жизни. Разработанная концепция курса для бакалавров и/или магистрантов соответствует тенденции экогуманизации многих образовательных программ [1, 2]. Выводы Согласно прогнозам, доля городского населения к 2050 году увеличится до 68% [7], поэтому вопросы сохранения зеленой инфраструктуры будут актуальны не только для городов, но и для прилегающих пространств. Представленный курс призван расширить современное географическое и экологическое образование с учетом актуальных тенденций в мировой науке и экологического проектирования. Особое внимание уделено методическим особенностям анализа, оценки и проектирования ЗИ. Помимо городской ЗИ, в курсе представлены сведения об экосистемных функциях (услугах) в целом, отмечена неразрывность экологического каркаса на урбанизированных территориях и прилегающих пространствах.