PT - JOURNAL ARTICLE AU - Иванов, Е. И. AU - Неустроева, В. А. TI - Разработка и использование локального метеорологического календаря на интегрированном уроке географии и национальной культуры DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/846 AB - Введение Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании любого предмета - назревшая необходимость сегодняшнего дня. Интеграция естественно - научного образования отражена в работах Алексашиной И.Ю, Бузовой О.В, Кириллова В.К., Поповой А.И. и др., в которых освещена методологические и теоретические основы интеграции предметов естественно - научного цикла. Традиционно географию интегрируют с биологией, физикой, химией, математикой и, в меньшей мере, с русской литературой и даже с музыкой. В предлагаемой работе рассмотрен вопрос интеграции географии и учебного предмета национальная культура (культура народов Республики Саха/Якутия. Предмет национальная культура введен в учебные планы республики 1992 года и за последующий период выпущен ряд учебных пособий для обеспечения данного курса. Анализ учебных пособий показал, что географическое представление титульной нации отражено недостаточно. Все хозяйство и быт якутов, как скотоводческого народа, полностью заявляет от климатических условий региона. В этой связи необходимость долгосрочных прогнозов погоды не вызывает сомнения. Климат региона формируется под влиянием устойчивого Сибирского антициклона и цикличных циклонических явлений [1]. Данные явления отражены в фольклоре вилюйских якутов в виде гиперболических мифологических образов и, как правило, связаны с другими природными явлениями [2]. Проблемой интеграции географии и курса культура народов Республики Саха /Якутия/ мы занимаемся восьмой год. Гипотезой нашего исследования служат несколько положений, среди которых, одним из важных, является необходимость создания локального учебного материала, связывающего географию с национальной культурой. В этой связи целью нашей работы выступает разработка метеорологического календаря региона и определение методических условий его использования в интегрированном уроке географии и национальной культуры Материал и методы В ходе выполнения работы использованы материалы д.г.н. Гавриловой М.К. (1988) и ранние исследования Неустроевой В.А. (2014). Метеорологический календарь основан на материалах устного фольклора вилюйского локального сообщества якутов. В частности, вилюйские якуты представляют зимние холода в образе мифологического быка холода. Физическое состояние данного образа - постепенное выпадение рогов, отделение головы и, наконец, падение туши соответствует периоду от усиления холодов до перехода среднесуточной температуры через 0 С. Достоверность разработанного календаря проверена по показателям: направление и сила ветра, наличие и количество осадков, температура воздуха. Наблюдения проводились по общепринятым методикам. Точка наблюдений находилась в селе Ботулу с координатами N64 8'16'' и E119 46’35”. Результаты и обсуждение В разработанном нами метеорологическом календаре указаны 40 прецедентов со значительными атмосферными явлениями: 13 раз возможны обильные осадки, 6 раз сильные ветры, 6 раз вероятны сильные морозы, 3 раза возможна аномальная жара, 3 раза - оттепель в конце зимы, 3 раза - прохладная погода в летнее время и 2 случая возврата холодов в весенний период. В качестве примера рассмотрим месяц июль. По календарю в июле прослеживается циклическое установление антициклона и прохождение циклона. Определены методические условия использования метеорологического календаря интегрированном уроке географии и национальной культуры. Основными являются сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работ, использования локального метеорологического календаря, опора на исследовательскую деятельность учащихся и оценка влияния конкретного атмосферного явления на жизнедеятельность населения. Выводы Таким образом, разработанный метеорологический календарь основан на долгосрочных наблюдениях старожилов. По причине цикличности всех природных процессов, установление антициклона и прохождение циклонов повторяется из года в год. Наши инструментальные наблюдения показали, что все явления повторяются из года в год с точностью 1-2 дня. Местное население связывает атмосферные явления с другими явлениями природы или с мифологическими образами. Например, июльскую жару с активной вегетацией травы или прохладу в конце месяца с разгулом «нечистой силы». Интеграция ресурсов географии и национальной культуры (элементов метеорологии и мифологии) позволит повышать мотивацию обучающихся к изучению предметов и умение работать с различными источниками информации.