Глава книги
Методические особенности применения технологии кейсов на уроках географии
«Кейс - катализатор, ускоряющий процесс обучения путем привнесения в него практического опыта» Эндрю Тоул Введение Цели современного образования актуализируют использование в процессе обучения активных методов и технологий, способствующих формированию исследовательских умений, критического мышления и становления продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся. Кейс-технология, представляет собой анализ реальной ситуации, которая на практике, в процессе исследовательской деятельности, позволяет связать теоретические знания с практическим их применением, понять важность изучения географии для жизни, приобрести опыт решения учебной проблемы. Кейс-технология представляет собой систематическую организацию на учебных занятиях исследовательской работы учащихся. Но для эффективной организации обучения с помощью кейс-технологии, у учащихся необходимо сформировать исследовательские умения. Поэтому внедрение этой технологии должно происходить поэтапно: стачала учащиеся знакомятся с кейс-методом. Объекты и методы Объектом исследования является формирование исследовательских умений обучающихся с помощью технологии кейсов. Технологический подход позволяет выстроить систему поэтапной организации деятельности обучающихся по формированию исследовательских умений. Методы исследования: сравнительный анализ, исследовательский и проблемный метод, ситуационный анализ. Обсуждение результатов Учитель поэтапно формирует исследовательские навыки обучающихся, сначала демонстрирует сам ход решения проблемной ситуации на уроке, далее совместно организует элементы разных видов исследовательских работ, в процессе которых учащиеся приобретают опыт самостоятельной работы, сами выстраивают логическую цепочку развертывания учебной проблемной ситуации, ищут варианты путей решения, приобретают опыт творческой деятельности. Обучающиеся запоминают этапы деятельности, учатся работать с разными источниками получения информации, выполняют как индивидуальные, так и групповые задания, участвуют в мозговом штурме и совместными усилиями определяют верные варианты решения учебных задач. • Кейс-технология позволяет решить на уроке следующие задачи: • углубленное изучение предмета географии; • формирование исследовательских умений и навыков и опыта творческой деятельности; • показать практическое применение теоретических знаний, связь учебного материала с жизнью; • индивидуализация образовательного процесса в процессе изучения географии. Все эти задачи полностью соответствуют главным задачам современного образования, что актуализирует применение этой технологии в современной школе. Однако при создании кейса и организации деятельности учащихся учителю необходимо провести достаточно большую методическую работу. Создать учебный кейс достаточно сложно и этот процесс занимает много времени. Можно выделить основные этапы технологического процесса создания кейса: 1) определение раздела курса, которому будет посвящена ситуационная задача; 2) формулирование целей и задач; 3) определение проблемной ситуации, формулировка проблемы; 4) поиск необходимой информации по теме кейса; 5) создание и описание ситуационной задачи кейса; 6) сбор дополнительной информации; 7) подготовка заданий кейса; 8) презентация кейса, организация обсуждения обучающихся и критерии оценивания кейса и учебной дискуссии. На уроках географии кейс-технология активизирует мышление учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляет учеников один на один с вымышленными и реальными ситуациями, требующими решений, порой нестандартных. Выделим основные методические особенности создания учебного кейса по географии. На каком учебном содержании лучше применять данную технологию? Экологическое учебное содержание имеет наиболее проблемный характер и создание кейсов на его основе будет способствовать углублению знаний по теме и реализации еще одной важной задачи образования - формированию экологической культуры подрастающего поколения. Например, тема «Изучение глобальных проблем человечества», «Антропогенное влияние человека на природный комплекс» и другие. «Сегодня экологизация - это одно из главных направлений развития содержания общего среднего образования, под влиянием которого находятся все предметы старшей школы, в т.ч. школьная география» Академик М.В. Рыжаков На примере теме «Загрязнение Мирового океана» остановимся на методических особенностях работы учителя по созданию кейса (рис. 1). В процессе работы с кейсом учащиеся должны в ходе самостоятельной исследовательской работы реализовывать все три задачи: образовательную, развивающую и воспитывающую. Поэтому все задания и приложения кейса должны быть составлены с учетом учебных задач и способствовать их решению. Приводя в пример цитату И.Т. Суравегиной «Современные школьники осведомлены об экологических проблемах, но не уверены в возможности их решения, не знают, как это можно сделать. Вот почему важная педагогическая задача не только информировать их о проблемах и способах их решения, но, прежде всего, развивать опыт принятия таких решений», следует отметить важность создания ситуационных заданий именно на основе реальных экологических проблем, требующих конкретных решений. Это позволит обучающимся ощутить всю важность знаний экологического императива, идей устойчивого развития и будет способствовать формированию экологической культуры обучающихся. Второй важный момент - это работа с отбором и структурированием учебного содержания кейса. Учитель должен таким образом подобрать учебное содержание кейса, чтобы создать с его помощью разноуровневые задания и приложения (кейс-портфель) для углубления знаний обучающихся по теме урока. Задания должны выполняться с применением разных источников информации и средств обучения, что будет способствовать продолжению формирования как предметных, так и метапредметных умений и с их помощью ученики смогут найти варианты решения учебной проблемы кейса (рис. 2). На примере тем экологической направленности как, «Загрязнение Мирового океана», важно осуществлять отбор учебного содержания и формировать задания основываясь на научных подходах к изучению геоэкологических проблем и дидактических принципах, представленных на рисунке 3. В кейсе проблема часто присутствует в неявном виде. Нередко она бывает покрыта другой, менее значимой проблемой. Поэтому при первом прочтении обучающимися ситуационного задания кейса у них создается «проблемная ситуация», которую они начинают сообща решать, вычленяя из текста ситуационного задания главные слова и в дальнейшем соединяя их в логическую схему, требующую более детального изучения. Приведем пример проблемной ситуации на основе примера нескольких цитат путешествия известного норвежского путешественника Тур Хейердала на рисунке 4. Личностно-смысловая проблемная ситуация - это учебная конструкция, созданная учителем на основе учебного содержания определенной темы. Она служит основой для учебного исследования и именно с ее помощью учитель показывает сложный, но интересный путь исследования, в процессе которого ученики получают первые навыки исследовательской работы [2, с. 111]. При организации работы с кейсом, личностно-смысловая проблемная ситуация создается в процессе работы с ситуационным заданием подготовленным учителем. • При организации работы обучающихся с помощью технологии кейсов на уроках географии необходимо учитывать следующие принципы: • Принцип деятельности заключается в способности учащихся решать учебно-практические задачи, учебно-познавательные задачи, в процессе решения которых у учащихся происходит формирование различных способов деятельности; • Принцип целостности предполагает формирование обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе) на основе развития УУД в рамках разных учебных предметов; • Принцип согласованности, предполагающий взаимосвязь всех учебных блоков построения урока, всех целей, задач, планируемых результатов, заданий, корректирующих и диагностирующих заданий и т.д. • Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся принятия решений, осуществление выбора действий [1, с. 95]. В процессе работы над кейсом обучающиеся работают в мини группах. Они осуществляют разноплановую работу: индивидуальную и коллективную, участвуют в мозговом штурме, вместе принимают решения, представляют кейс. В группе всегда есть модератор (командир команды), который координирует работу в группе для эффективной работы. • Работу обучающихся можно представить в виде определенных этапов: • Получение задания. Работа с ситуативным заданием - мозговой штурм (рис. 5); • Выполнение заданий кейса. Работа с кейсовыми заданиями совместно и индивидуально; • Групповая коммуникация. Принятие решений; Презентация кейса. Дискуссия. Рефлексия деятельности. Определим основные требования, которым должна соответствовать ситуационная задача: • Ситуационная задача соответствует содержанию изучаемой темы; • Проблемная ситуация отражает реальные проблемы; • Проблемная ситуация содержит необходимое и достаточное количество информации; • Ситуация демонстрирует положительные и отрицательные примеры; • Ситуация по силам обучающимся; • Ситуация вызывает проблемное затруднение; • Ситуация не содержит подсказок; • Ситуация сопровождаться инструкциями по работе с нею. • Желательно ориентировать разработку кейсов на основе краеведческого подхода (на местном материале - но, это зависит от тематики кейса). Кейс-технология, по мнению большинства современных исследователей, представляет собой анализ конкретной ситуации, которая заставляет нас поднять пласт приобретенных знаний и применить его на практике [4]. Технология кейсов, актуализирует все важные задачи современного образования. Современный урок не может быть репродуктивным, как раньше, он должен реализовывать деятельностный подход в обучении. Кейс технология позволяет получить максимум творчества и сотворчества учителя и учащихся и освоить способы учебной деятельности, обеспечивающие успешный процесс обучения в школе.