RT - SR - Electronic T1 - Методика проектирования кейса по географии: поэтапное формирование исследовательских умений учащихся SP - 2023-04-11 A1 - Грушина, Т. П. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/844 AB - Введение Задачи современной школы актуализируют современного педагога на использование в учебном процессе активных методов обучения, формирующих исследовательские умения обучающихся, такие как метод кейсов. Как показывает практика работы в школе, этот метод используется не часто, что связано прежде всего с достаточно большой загруженностью учителей и большой подготовкой, которую необходимо провести учителю, для разработки всех необходимых материалов кейса для обучающихся. Однако, метод очень эффективен, он позволяет приобщить учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, сформировать познавательный интерес к изучению географии, углубить знания по изучаемой теме, сформировать умения работать в команде, коммуникационные и исследовательские умения учащихся, опыт творческой деятельности. Иными словами, достичь основных целей современного образования. Объекты и методы Для подготовки учебного кейса учителю важно внимательно подойти к выбору темы будущего кейса. Желательно, чтобы тема, раскрытие ее содержания имело актуальную, реальную проблемную ситуацию, и содержало вопросы, требующие конкретных путей решения, что позволило бы обучающимся почувствовать личностный аспект учебного содержания, изучая и работая с которым, ученики могли выразить свою гражданскую позицию, свое отношение, предложить пути решения и связать теоретический материал с практическим ее применением. В методике преподавания географии достаточно много разнообразных трактовок понятия «технологии кейсов». Анализируя разные трактовки педагогов, методистов разных предметных областей знаний было выделено авторское рабочее определение: технология кейсов представляет собой систематическую, четко спланированную проектно-исследовательскую деятельность учащихся по работе с учебным кейсом как с инструментом самостоятельного добывания знаний по определенной теме, которая состоит из определенных этапов, конкретных учебных целей и задач и реализуется с помощью разнообразных средств обучения, что ведет к запланированным и гарантированным результатам обучения. Выделим основные этапы подготовки учителем кейса по географии: • определение того раздела курса, на содержании которого будет проектироваться кейс; • формулирование учебных целей и задач; • определение проблемной ситуации, формулировка проблемы; • создание и описание ситуации; • сбор, поиск необходимой информации: основной, для подготовки заданий и дополнительной информации; • подготовка заданий кейса, приложений; • составление критериев оценивания кейса и оценивания обучающихся. Обсуждение результатов В процессе подготовки кейса учитель выбирает тему и тщательно осуществляет отбор, поиск учебного содержания. Он сам прорабатывает учебное содержание темы, и на основе выделенного материала определяет средства обучения и планирует виды самостоятельной деятельности обучающихся, формируя задания. Суть принципа деятельности заключается в способности учащихся решать учебно-практические задачи, учебно-познавательные задачи, в процессе решения которых у учащихся происходит формирование различных способов деятельности [1, с.64]. Чем более интересно и качественно будут составлены задания кейса, тем более эффективно будет пройдена учащимися тема и более продуктивно будут формироваться УУД обучающихся и важные компетенции. К работе с кейсом учащихся необходимо готовить, чтобы их учебная деятельность была осознана и механизмы, понимание того «что мы будем сегодня делать на уроке» были предельно ясны и не вызывали непонимания. Эта работа не одного дня, поэтому формирование исследовательских умений обучающихся должно всегда происходить постепенно и систематически. Приведем пример работы обучающихся совместно с учителем по формированию основных элементов «раскручивания» ситуационного задания или проблемной ситуации кейса на уроке. Как учащимся самостоятельно, без помощи учителя проходить мозговой штурм, выделять основные элементы проблемной ситуации и определять «вектора» раскручивания проблемы, представим на примере темы «Загрязнение вод Мирового океана». Учитель выводит на экран доски ситуационное задание и зачитывает его ученикам: «Знаменитый путешественник Тур Хейердал в 1947 году плавая по Тихому океану не увидел никаких загрязнений водного пространства и был сильно удивлен, когда путешествуя в 1967 году по акватории Атлантического океана, он увидел и мазут, и мусор, бутылки плавающие по воде… Сейчас 2022 год. Как изменилась ситуация с загрязнением Мирового океана? В чем сущность проблемы и как ее решать?» Учитель начинает вести с учащимися диалог, задавая вопросы и составляя по ходу обсуждения ментальную схему, представленную на рисунке 1. С помощью построения ментальной схемы и разбора ситуационного задания, учащиеся запоминают механизм анализа ситуации и выделения главных задач, вопросов, которые необходимо будет самостоятельно раскрыть в ходе работы с заданиями и приложениями кейса. Далее учащиеся более детально составляют свой план раскручивания учебной проблемной ситуации и распределяют основные направления изучения проблемы между своим коллективом (работа в малых группах), пример работы с учебным содержанием представлен на рисунке 2. Кейсы бывают разные. Есть кейсы, задание которых не содержит открытую проблему, ее надо самостоятельно выделить. Поэтому очень важно, прежде чем использовать в учебном процесс технологию кейсов, показать учащимся примеры действий по выделению и раскрытию учебных проблем. Умение осмысливать ситуации, сравнивать, проводить аналогии, вычленять существенные и несущественные признаки, обобщать, постепенно формируются при воспроизведении учеником по образцу учителя следующих видов деятельности: использование различных источников для сбора информации, необходимой для решения проблем; анализ этой информации; формирование вариантов решения проблем; определение критериев эффективности альтернативных вариантов; осуществление решения в практической деятельности. Ученик «принимает» цели и мотивы, план деятельности по решению проблем от учителя [2, c. 114]. При проектировании заданий кейса важно таким образом построить задания, чтобы учащиеся поработали с разными источниками информации, желательно привлекать и использовать электронные ресурсы, чтобы у учащихся формировались и цифровые умения и навыки. Технология кейсов, несомненно, очень интересна и необходима современной школе, она позволяет решить главные задачи современного образования и подготовить учащихся к будущей самостоятельной деятельности.