Глава книги
Сезонные аспекты полевых геоэкологических практик
Введение Получение студентами профессиональных навыков проведения геоэкологические исследований осуществляется во время проведения лекционных, семинарских и практических занятий, но именно полевые практики являются важным и обязательным элементом учебного процесса [1, 3]. Во время обучения студентов в бакалавриате Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, учебная и производственная полевые практики традиционно проводятся в летний период. В период зимних студенческих каникул в разные точки нашей страны организуются научно-студенческие экспедиции (НСО). Для студентов, поступивших в магистратуру факультета, предусмотрена осенняя полевая практика, позволяющая ознакомиться с конкретными объектами геоэкологических исследований, и собрать материалы, которые могут быть использованы при написании магистерской диссертации. Во время осеннего и весеннего семестра студенты магистранты проводят дополнительные полевые исследования, которые необходимы для продолжения их натурных наблюдений и сбора фактического материала, отбора проб на геохимический анализ, измерения уровня шума, освещенности и т. д. В форс-мажорных условиях последних лет, когда прохождение практики в летний период было запрещено или ограничено, полевые практики стали всесезонными, что позволило компенсировать студентам дефицит практической деятельности в полевых условиях. На кафедре рационального природопользования Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова для студентов, обучающихся по направлению «Экология и природопользование», полевые практики проводятся в соответствии с учебным планом, обеспечивая логическое взаимодополнение лекционных курсов и полевых исследований, что позволяет наиболее эффективно осуществлять подготовку геоэкологов-природопользователей [5]. Районы проведения практик разнообразны и выбраны с учетом того, чтобы студенты смогли максимально полно ознакомиться с разнообразием природной среды, типами природопользования, особенностями антропогенного воздействия на окружающую среду в различных регионах страны. Во время учебных практик студенты кафедры знакомятся с особенностями природопользования Московской области, Крымского и Хибинского полуостровов [4]. За годы функционирования кафедры, начиная с 2000-ых годов, регулярно организуются и проводятся зимние научно-студенческие экспедиции в различных природных зонах: тундровой (Мурманская область) , субтропической (Южный берег Крыма), умеренноморской (Ленинградская область), умерено-континентальной (Бурятия) [2]. Материалы и методы Настоящая работа основана на обзоре учебно-методических материалов, а также на отчетных учебных материалах кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова за период с 1987 по 2020 год Обсуждение результатов При проведении летних, зимних, всесезонных полевых практик существует определённая специфика, которая определяет конкретные задачи, позволяющие достичь основную цель практик по изучению особенностей природопользования в различных природных и антропогенно-нарушенных средах. В таблице 1 представлены сезонные особенности исследования объектов атмосферы, гидросферы, биосферы, почвенного покрова, земельных угодий. Безусловно существует ряд показателей для исследования, имеющих , всесезонный характер, но есть и такие показатели, исследование которых возможно только в конкретный сезон. Например, в зимний период учебно-полевые работы по изучению атмосферного загрязнения в зоне техногенного воздействия на Кольском полуострове, ориентированы на изучении загрязнения снежного покрова, сопровождаемого отбором проб снега в зоне воздействия для дальнейшего анализа в лаборатории. Проведение полевых практик в летний сезон позволяет, например, выявить комплексные черты характера биосферы, а при проведении зимних экспедиций можно сделать акцент на биоиндикационных исследований по оценке габитуса крон деревьев с проведением отбора образцов керна древесины и т.д. При организации студенческих практик необходимо принимать во внимание такие аспекты геоэкологических исследований как их длительность, доступность, безопасность, учитывать особенности инфраструктуры района полевых работ (табл. 2). В летний и зимний период эти аспекты могут оказывать существенное влияние, причём некоторые из них из отрицательных могут становиться положительными и наоборот. Например, заболоченные территории, которые летом являются труднодоступными, поэтому их невозможно планомерно и подробно изучить. А в зимний период во время НСО можно их посетить во время лыжного перехода и провести на них натурные исследования. При этом зимой исчезает угроза укусов ядовитых насекомых и животных, но существует опасность связанная с низкими отрицательными температурами, снегопадами и другими неблагоприятными климатическими условиями, то есть приходится учитывать конкретные организационные аспекты каждого сезона практик. Выводы Существующие в настоящее время летние, зимние, всесезонные полевые геоэкологические исследования студентов имеют свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при составлении учебной программы практики. Осуществление летних и зимних практик сопряжено с конкретными организационными аспектами, учёт которых является необходимым условием благополучного проведения содержательной практики. В разные сезоны существует уникальная возможность продемонстрировать студентам-геоэкологам характерные особенности естественной и антропогенно-нарушенной среды, специфику типов природопользования на изучаемой территории, наиболее наглядно проявляющуюся летом или зимой. Таким образом, каждый из периодов практик (летний, зимний, всесезонный) предоставляет возможность продемонстрировать конкретные методы полевых исследований, позволяя студентам наиболее полно овладеть навыками практической деятельности, что повышает уровень их профессиональной подготовки.