TY - JOUR T1 - Дополнительное профессиональное эколого-географическое образование: новые возможности и вызовы AU - Голубева, Е. И. AU - Тульская, Н. И. AU - Глухова, Е. В. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/842 N2 - Введение В нашей стране дополнительное послевузовское образование в самых разных сферах имеет достаточно длительную историю и позитивный опыт. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) существует статья 76. Дополнительное профессиональное образование, в которой регламентируется процесс организации обучения [1]. Обусловлена необходимость дополнительного образования разными социальными и экономическими причинами, среди которых можно назвать две, на наш взгляд, основные, которые дали важный импульс для развития дополнительного образования в сфере географии и экологии. Во-первых, с середины XX века резко обострились экологические проблемы, связанные с нерациональным использованием природных ресурсов, решение которых требовало специалистов с новыми знаниями, а, главное, с новым мировоззрением на глобальные проблемы человечества [3, 4, 5]. Во-вторых, идеология устойчивого развития включает необходимость расширения направлений образования на разных уровнях и в различных формах, что отражено отдельным разделом в Целях устойчивого развития (ЦУР - 4) «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» [2]. На географическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в соответствии с Программой развития Московского государственного университета, активно развивается система дополнительного послевузовского образования, как и во многих ВУЗах нашей страны, Цель настоящего исследования - анализ представленных видов и форм дополнительного послевузовского образования, перспективы и ограничения его развития на примере географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Объекты и методы В основу анализа положены результаты работы авторов на географическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова с 1980-х годов по настоящее время по формированию предложений по актуальной тематике дополнительного послевузовского географического и экологического образования, создание программ, выбор наиболее востребованных видов его проведения и организации непосредственно учебного процесса. К реализации программ дополнительного профессионального образования- чтению лекций, проведению семинаров и практических занятий, а также подготовке выпускных квалификационных работ слушателей привлекаются преподаватели и научные сотрудники факультета или других факультетов МГУ. Именно на опыте преподавания, некоторых результатах и новых вызовов времени в географическом экологическом образовании мы хотели остановиться подробнее. Обсуждение результатов Дополнительное послевузовское образование обычно реализуется в различных видах - второе высшее, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации (табл. 1). Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, опираясь на многолетний опыт традиционной профессиональной подготовки специалистов разного уровня (от бакалавров до аспирантов) по направлению «География» с конца 80-х гг. XX века готовит специалистов по направлению «Экология и природопользование». К этому периоду, как ответ на требования времени по переподготовке по актуальным направлениям специалистов, уже имеющих высшее образование, проводится обучение на программах дополнительного профессионального образования - повышение квалификации и профессиональной переподготовки (табл. 1). Также надо отметить, что факультет регулярно проводит Школы для учителей географии и открытый лекторий для школьников и студентов других факультетов и ВУЗов. Еще одно важное направление работы со школьниками - обучение в Школе юного географа учащихся 9-11 классов, основными задачами которой является углубленное изучение географии, выявление исследовательских возможностей школьников, обучение бережному отношению к природе. Программа школы включает не только лекции и практические занятия по географическим дисциплинам, но и однодневные и многодневные полевые практики. Географический факультет МГУ реализует широкий перечень программ дополнительного образования в рамках следующих направлений: география, картография и геоинформатика, экология и природопользование, гидрометеорология и туризм (http://www.geogr.msu.ru/education/dop/). В процессе обучения предполагается получение профессиональных навыков в организационной, управленческой и производственной деятельности в области географии, экологии, рационального использования природных ресурсов. Программы ориентированы на людей, уже имеющих высшее или среднее специальное образование, преимущественно работающих, или студентов выпускного курса, поэтому они реализуются в очно - заочной (вечерней) и заочной формах с широким применением дистанционных технологий. Это позволяет получить знания в новой области науки и практической деятельности не только жителям Московского региона, но и слушателям из других регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья. По программе профессиональной переподготовки обучение проходит в течение одного учебного года, которое после завершения лекций, семинаров и практических занятий и получения положительных оценок, завершается защитой итоговой квалификационной работы (ИКР) на заседании итоговой аттестационной комиссии (ИАК). Для специалистов, уже работающих в профессиональной, есть программы повышения квалификации, рассчитанные на 36 часов, которые также после прослушанных лекций, семинаров и практических, завершаются защитой выпускных работ (рефератов). Если говорить о формализованных результатах обучения, то в результате обучения формируются следующие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности: - владение концептуальными основами географии, геоэкологии и природопользования, в т.ч. числе знанием природных закономерностей функционирования ландшафтной сферы Земли и современного состояния геосистем; - знакомство с современными лабораторными и полевыми методами исследований состояния компонентов окружающей среды; способность применить их на практике; - способность к использованию знаний о природных, экономических, социальных закономерностях формирования ландшафтов для разработки подходов к решению проблем природопользования, в т.ч. с позиций концепции устойчивого развития; - способность применять принципы классификации природных, природно-антропогенных и антропогенных ландшафтов для целей ландшафтного и геоэкологического картографирования; - знакомство с методами анализа информации с помощью данных дистанционного зондирования и ГИС-технологий для диагностики состояния окружающей среды; умение применять данные дистанционного зондирования и наземных наблюдений для анализа особенностей территориальных структур природопользования; - готовность к решению практических задач в области географии, экологии и природопользования на основе базовых знаний об общих и правовых основах природопользования и экономики природопользования. Несмотря на то, что полевые практики программой не предусмотрены, иногда удается, благодаря энтузиазму слушателей и преподавателей, организовать выезды на учебно-научные базы Московского университета, профильных институтов РАН или особо охраняемые природные территории, что, несомненно, способствует профессиональной подготовке и формированию нового коллектива. Нельзя не сказать о сложностях с набором на программы, связанных с самыми разными объективными и субъективными причинами, но численность группы даже в 10-12 человек позволяет их реализовывать. Особо хотелось отметить вызовы, связанные с пандемией новой короновирусной инфекцией Covid-19. С одной стороны, нам пришлось, как и всем преподавателям, перестраивать свои курсы в дистанционный формат, усложнились возможности проведения практических занятий. С другой, на программы смогли поступить жители не только Москвы и Подмосковья, но и самых разных городов России и, несмотря на разницу во времени, успешно усваивать материал и писать отличные выпускные квалификационные работы. Выводы Многолетний опыт работы по реализации программ дополнительного послевузовского образования позволяет констатировать, что, как правило, на эти программы приходят люди с четко выраженной мотивацией и желанием получить новые знания, что отмечают все преподаватели. Это четко отражается и в процессе обучения, при выборе тем выпускных работ и в ответственном отношении на всех этапах обучения. Как правило, наши выпускники находят работу, отвечающую их новому образованию и профессиональным интересам. Ряд выпускников продолжают образование в сфере экологии и географии уже в аспирантуре, успешно защищают диссертации и пополняют ряды преподавателей программ.