Глава книги

Интерактивные карты как средство визуализации на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Т. С. Воронова
2023

Введение Одна из важных задач деятельности современного педагога направлена на повышение познавательного интереса и мотивации учеников к изучению предметов школьной программы. Решению этой задачи способствует использование современных компьютерных технологий, например, таких как интерактивные. Стоит сказать, что роль интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает и становится неотъемлемой частью современного учебного процесса [6, с. 4]. Одной из тех школьных дисциплин, где активно применяют интерактивные технологии является география. Далее мы рассмотрим особенности и возможности применения интерактивных технологий в учебном процессе на примере работы с географическими картами. Это связано с тем, что именно географические карты являются одним из основных средств визуализации в географическом образовании Регион исследований, объекты и методы Объект исследования - интерактивные географические карты. Использованные методы: сравнительный анализ, обобщение, классификация, картографический. Прежде, чем говорить об особенностях использования интерактивных карт в урочной и внеурочной деятельности по географии обратимся к одному из определений понятия «интерактивные технологии». Интерактивные технологии - это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям [4]. Однако, в настоящее время под интерактивными технологиями в большей степени понимается использование компьютерных технологий, т.е. «интерактивные компьютерные технологии». Поэтому обобщенное представление об интерактивных технологиях в образовательном процессе можно представить в виде схемы (рис. 1). К первой группе относится педагогическая технология, в рамках которой происходит взаимодействие «человек-человек». Сюда относятся игры, работы в парах, работы в группах и т.д. Вторая группа основана на взаимодействии «человек-компьютер». Это как правило использование разнообразного оборудования и программного обеспечения, которое дает ответную реакцию на действия человека (в условиях образовательного учреждения - это учитель и/или ученики). Под оборудованием имеются в виду интерактивные доски и интерактивные панели, как наиболее часто используемые в образовательном процессе. К программному обеспечению относятся программы, входящие в комплект интерактивного оборудования - с одной стороны (например, Smart notebook), и графический или текстовый материал, разработанный для определенного предмета и класса. Результаты и обсуждение Результатом данной работы стало рассмотрение возможности использования интерактивных технологий на примере интерактивных географических карт в урочной и внеурочной деятельности по географии. Интерактивные карты можно отнести к двум группам: - Наглядные пособия, разработанные специально для демонстрации на интерактивных досках. Это, как правило, набор тематических карт для каждого курса географии. Основные базовые функции включают: изменение масштаба, выбор и работа со слоями, наличие справочных материалов (графиков, диаграмм, информативного текста и т.д.), возможность рисования на картах и т.д. Такие карты являются современной альтернативой учебным настенным картам. Кроме того, они имеют ряд преимуществ: возможность увеличивать нужный фрагмент для более детального изучения, делать пометки, отмечать необходимые объекты, работать с отдельными слоями, знакомиться с дополнительной справочной информацией, не отходя от карты. Такие пособия, как правило, издаются на электронных носителях, размещаются в облачных хранилищах или на образовательных электронных платформах («Я КЛАСС», «Московская электронная школа»), отдельные карты можно найти в свободном доступе в сети Интернет. Интерактивные карты, размещенные в свободном доступе в сети Интернет. В основном это картографические сервисы, такие как «Яндекс. Карты», «Google. Карты», «2ГИС», содержащие общегеографические карты справочного характера. Однако данные сервисы позволяют выполнять простейшие действия с картами (в качестве альтернативы работы с атласами или контурными картами), такие как изменение масштаба, определение географических координат, определение расстояний, поиск объектов, просмотр панорам. Однако в Сети можно найти и тематические карты. Ярким примером являются разнообразные карты погоды, демонстрирующие в режиме реального времени движение воздушных масс, температуру, осадки, облачность, атмосферное давление и т.д. Такие карты целесообразно использовать в нескольких курсах географии при изучении атмосферы. Эти карты представляют собой динамичные модели, что, несомненно, вызовет интерес у школьников. Пример такой карты представлен на рисунке 3. Отдельно стоит отметить конструкторы интерактивных карт. И здесь тоже можно выделить две группы: программы с набором инструментария для нанесения на картографическую основу тематической информации и онлайн конструкторы интерактивных карт. К первой группе можно отнести конструктор карт, разработанный «1С. Урок» [5]. Программа не требует инсталяции на компьютер. Она достаточно проста, оснащена определенным набором инструментов, понятных ученику для создания и редактирования карт (диаграммы, стрелки, значки и т.д.). В конструкторе как учитель, так и ученик могут создавать и редактировать карты, наносить и удалять объекты, работать с несколькими слоями одновременно и по отдельности [1, 2]. Несколько по-другому устроены онлайн конструкторы карт. Большинство из них размещено в свободном доступе в сети Интернет. У большинства из них сходный инструментарий, который позволяет: - создавать метки, менять цвет и значок меток; - создавать линейные объекты, например, для обозначения маршрутов или показа объектов линейной протяженности, причем есть возможность дифференцировать маршруты, используя разные цвета; - использовать инструмент «многоугольник» (в некоторых конструкторах дополнительно есть инструменты «прямоугольник» и «окружность») для создания площадных объектов или обозначения объектов; - выполнять те же функции, что и на интерактивной карте: изменение масштаба, определение географических координат, определение расстояния и площади объектов. Можно привести несколько примеров онлайн конструкторов карт: «Яндекс. Конструктор», «2 ГИС. Конструктор карт», «Build a map», «Scribble Maps» и др. Выводы Рассмотренные примеры применения интерактивных географических карт позволяют сделать следующие выводы: - интерактивные карты являются современным и актуальным наглядным средством для использования в образовательном процессе; - дают возможность «увидеть» некоторые природные процессы в динамике, в режиме реального времени; - позволяют работать с разными масштабами, которые позволяют как более обобщенно, так и более детально рассмотреть объекты; - интерактивные карты могут сопровождаться справочными сведениями и дополнительными графическими файлами, что способствует лучшему усвоению материала.

Воронова Т. С. Интерактивные карты как средство визуализации на уроках и во внеурочной деятельности по географии. 2023;:236-240.
Цитирование

Список литературы

Документы