В статье обозначается новый - социально-психологический - подход к исследованию физической рекреации. Физическая рекреация традиционно исследуется в рамках теории физической культуры, и ее системообразующим признаком считается восстановление организма человека посредством использования двигательной деятельности. Современные представления о данном феномене показывают, что он является биопсихосоциальным феноменом, его функциональное значение - во влиянии на целостное состояние здоровья, включающее физическое, психическое и социальное здоровье, что значительно расширяет семантическое поле самого феномена. Физкультурно-рекреационная деятельность социально обусловлена, а субъект вносит в ее содержание индивидуальное своеобразие, что позволяет избирательно влиять на различные компоненты здоровья. Социокультурная ситуация выступает определяющим фактором, который может привести к нарушению здоровья, но может и положительно влиять на способы его сохранения и укрепления.
1. Жолдак В. И. Социальные проблемы физической культуры. М., 1975. С. 32-34.
2. Выдрин В. М., Джумаев А. Д. Физическая рекреация вид физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1989. № 3. С. 2-4.
3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1984. С. 44.
4. Калинкин Л. А., Матов В. В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества //Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 8-11.
5. Бердус М., Боген М., Бердус Г., Чувилин В. Физическая рекреация и метатеоретические аспекты ее теории // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. на Междунар. конгр. М.,1998. Т. 2. С. 521-522.
6. Григорьев В. И., Симонов В. С. Стратегия формирования индустрии рекреации: Монография. СПб., 2006.
7. Dumazedier J. Sociology of leisure. N.-Y., 1974.
8. Быховская И. М. Человек «телесный» в социокультурном пространстве и времени: Монография. М., 1997.
9. Орлов А. С. Социология рекреации: Монография. М., 1995.
10. Шустерман Р. Мыслить через тело: гуманитарное образование // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 52-67.
11. Ильин Е. П. Психологические проблемы массовой физической культуры // Психол. журнал. 1987. Т. 8. С. 77-83.
12. Aso-Ahola. The social hsyhology jf leisure and recreation. Dubuque, Iowa: W. C. Brown CO Publishers, 1980.
13. Park S. Y. Theory and practice in ltisure and recreation. Seoul. Isl. Publishing, 1994.
14. Shivers J. S. Leisure and recreation concepts: critical analysis. Boston, 1981.
15. Рыжкин Ю. Е. Социально-психологические проблемы физической рекреации: Монография. СПб., 2005.
16. Heinila K. Sport and leisure. Helsinki, 1971/10
17. Брушлинский А. В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 82-95.
18. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 7-17.