Глава книги
Рекреационные объекты национального парка «Паанаярви» как элементы образовательной среды
Введение В реализации задач повышения уровня культуры и географического образования большая роль принадлежит различным природоохранным системам. Национальные парки сочетают охрану природных и культурных комплексов с ведением туристско-рекреационной деятельности и располагают широким спектром возможностей для формирования географической культуры, повышения уровня географического образования и экологического просвещения рекреантов. Наиболее актуальными и перспективными видами рекреационной деятельности в парках являются научный, познавательный и экологический туризм. Рекреационные ресурсы национальных парков могут быть востребованы в образовательных целях при организации различных видов учебной и просветительской деятельности. Если под образовательным ресурсом подразумевать систему различных вспомогательных источников информации, то, безусловно, природа национального парка «Паанаярви» может рассматриваться в качестве элемента такого ресурса. А вписанные в ландшафтную структуру парка многочисленные социокультурные объекты могут активизировать процесс получения, усвоения и трансляции новых знаний и практических навыков бережного отношения к природе, проживания в «дикой природе вдали от цивилизации», формируя географическую культуру. Регион исследований, объекты и методы Национальный парк «Паанаярви» был создан в 1992 г. в целях сохранения уникальных природных комплексов бассейна озера Паанаярви и реки Оланга. Парк расположен в северо-западной части Лоухского района Республики Карелия. Площадь национального парка составляет 104473 га [1]. Территория национального парка «Паанаярви» обладает ярко выраженным рекреационным потенциалом с множеством интересных природных, историкокультурных и социокультурных объектов. Студенты и преподаватели кафедры наук о Земле и геотехнологий ПетрГУ имеют опыт многолетнего сотрудничества с национальным парком «Паанаярви» с момента его создания до настоящего времени. На этой территории в течение ряда лет проводятся учебные практики по разным дисциплинам, и осуществляется научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов. Парк «Паанаярви» является надёжной площадкой, хорошо зарекомендовавшей себя в деле подготовки будущих учителей географии. Результаты и обсуждение Разнообразие биоты, девственные северотаежные леса, пороги и водопады, историко-культурные объекты парка «Паанаярви» привлекательны для туристов разных категорий. Сочетание орографических и гидрографических объектов, климатических, почвенно-географических, биотических условий с разнообразием геокомплексов локального уровня способствуют формированию у рекреантов адекватной географической картины мира, частью которой являются паанаярвские ландшафты. Они состоят из закономерных упорядоченных элементов природно-территориальных комплексов и создают целостную систему. Географическая картина мира является частью географического образования и общечеловеческой культуры. Национальный парк «Паанаярви» расположен в пределах возвышенности Маанселькя. Рельеф территории отличается сочетанием ваар и массивовтунтури, один из которых является наивысшей точкой Карелии - гора Нуорунен (576,9 м). Дифференциацию геокомплексов парка отражают два региональных ландшафта: Паанаярвский денудационно-тектонический холмисто-грядовый с участками низкогорий и Олангский водно-ледниковый холмисто-грядовый. Обнажение горных пород фундамента Фенно-скандинавского щита Русской платформы определяет денудационно-тектонический холмисто-грядовый тип рельефа. Объектами образовательных маршрутов являются массивы-тунтури и ваары (Кивакка, Мянтютунтури, Муткатунтури, Перяваара), а также формы водноледниковой морфоскульптуры - озовые гряды в сочетании с флювиогляциальными дельтами или конусами выноса. На водном маршруте «Озеро Паанаярви» студенты выявляют и описывают индикаторные признаки тектонического происхождения озера. Палеосейсмодислокации можно увидеть на маршрутах «Водопад Киваккакоски» и «Астерваярвская природная тропа». Пересеченный рельеф местности влияет на мезо- и микроклиматические условия, с которыми связано исключительное разнообразие природных комплексов. К этому выводу студенты приходят при анализе геокомплексов северного и южного побережий оз. Паанаярви, склонов и вершин массивов-тунтури, берегов р. Оланга и мест бывших поселений. Разнообразие биоценозов парка представлено сочетанием лесных (еловых, сосновых, мелколиственных лесов), болотных (всех типов болот, включая аапа типа), луговых, горных (тундровых, лесотундровых, таёжных) сообществ. Классификация биоценозов положена в основу изучения дифференциации ландшафтов. Студентам представляется возможность ознакомиться с разными видами растительных ассоциаций на пути маршрутов «Гора Кивакка», «Астерваярвская природная тропа». Уникальные для Карелии тундровые и лесотундровые биоценозы формируются в верхнем ярусе массива Киваккатунтури. Водные объекты парка относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и имеют сток в Белое море. Основной водной артерией района является озерноречная система: река Оланга - озеро Паанаярви - озеро Пяозеро (часть Кумского водохранилища). На реках парка много порогов и водопадов. Самый крупный в Карелии каскадный нерегулируемый порог Киваккакоски, общей высотой падения 12 м, расположен на реке Оланга. Наиболее известны водопады парка - Мянтюкоски, Селькякоски, Муткакоски. В крупной депрессии разлома расположено самое большое озеро - Паанаярви длиной 23,5 км, шириной 1-1,5 км и глубиной до 128 м. Водные объекты парка представлены на маршрутах «Озеро Паанаярви», «Водопад Киваккакоски», «Астерваярвская природная тропа», «Вартиолампи - Арола». В план комплексного изучения ландшафтов парка входит описание водных объектов разного типа и направлений их использования. Современную структуру и состояние геокомплексов ландшафтов студенты изучают во время учебных полевых практик и экспедиций. Знакомство с историко-культурными, этнографическими объектами национального парка играет значимую роль в осмыслении пространственно-временного единства и взаимосвязи человека и природы. Довершает географическую картину мира полученное на основании изучения различных предметов быта представление об особенностях природопользования и мероприятия, способствующие рекреационному освоению парка. К элементам антропогенно-изменённых ландшафтов относятся жилые и хозяйственные постройки, дороги, мосты, сеть мелиоративных канав, водно-хозяйственные сооружения, сейды и др. На территории парка небольшие площади занимают бывшие сельскохозяйственные угодья, определяемые по участкам с мелиоративной системой, заросшим мелколиственным лесом. Бывшие хутора деревни Паанаярви представлены высокотравными лугами с зарослями кустарников с элементами фундаментов домов, сараев, печей, погребов и др. Во время практики студенты имеют возможность познакомиться с историкокультурным наследием территории, с очагами освоения северных карелов и финнов, с процессами восстановления природных комплексов. В местах расположения бывших населенных пунктов можно наблюдать модификации антропогенных ландшафтов в различной стадии перехода к естественному состоянию окружающей среды. В течение нескольких сезонов практик объектами исследований были бывшие хутора Паана, Раяла, Анттила, Арола, Пулкканен, Вартиолампи. Посещение музейных комплексов финского природопользования «Арола» и карельского - «Вартиолампи» входит в программу полевых практик студентов. К социально-экономическим элементам образовательной среды и организации образовательной деятельности в парке можно отнести элементы социальной инфраструктуры парка. В визит-центре студенты во время экскурсии знакомятся с историей возникновения, природными особенностями и рекреационной системой парка. Туристскую стоянку урочища Вартиолампи возможно использовать для проживания и учебных занятий студентов и преподавателей. Система экологических троп парка определяет и ряд маршрутов для проведения научных исследований. Отсутствие электричества и сотовой связи на территории парка служит предпосылкой формирования оптимальных условий для взаимодействия и отдыха студентов. Выводы Территория национального парка «Паанаярви» обладает уникальным сочетанием естественных и антропогенно-изменённых ландшафтов, сохранностью лесных биоценозов и элементов исторического природопользования, обустроенностью и разнообразием экологических маршрутов, объёмной научно-методической базой. Все эти ресурсы рассматриваются в качестве факторов, способствующих качественному географическому образованию. К наиболее эффективным элементам образовательной среды следует отнести географические экскурсии на маршрутах экологических троп. Они объединяют познавательные, образовательные и научно-исследовательские миссии: прохождение общеизвестных экологических маршрутов для ознакомления с территорией; уточнение содержания для информационных аншлагов; формирование новых учебных маршрутов; создание картографических материалов; проведение психолого-педагогических исследований. Повышению уровня географического образования способствует организация и проведение научно-практических конференций, полевые исследования, семинары, виртуальные путешествия и другие виды, и формы образовательного процесса, которые могут проводиться непосредственно в национальном парке и за его пределами.