Глава книги
Научно-методическое сопровождение преподавания курса «География Архангельской области»
Введение В Концепции развития географического образования в Российской Федерации назван ряд проблем современного географического образования. Среди них: «снижение внимания к краеведческому компоненту образования»; «преобладание традиционного способа обучения, не в полной мере учитывающего личностный опыт обучающегося и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры»; «отсутствие высококачественных интерактивных ресурсов для изучения географии»; «недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности» [6]. В связи с этим курс «География родного края» имеет огромнейшее значение, т.к. предоставляет широкие возможности для решения современных проблем школьного географического образования. Объекты и методы В качестве объекта исследования был выбран региональный учебнометодический комплекc, состоящий из учебного пособия «География Архангельской области» для учащихся 8-9 классов [4], методического пособия «География Архангельской области» [3], сборника материалов «География: региональное содержание» [5], методических материалов регионального сетевого сообщества педагогов «Преподаем географию» [2], публикаций сетевого информационно-методического журнала «Северная Двина» [1]. Основными методами исследования стали: анализ нормативно-правовых документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы, метод наблюдения, системно-структурный анализ. Обсуждение результатов Учебное пособие «География Архангельской области» для учащихся 8-9 классов [4] - итог длительного и положительного опыта создания региональных учебников по географии (1967, 1978, 1998, 1999, 2001 годы). Принципиально новыми в данном учебном пособии были следующие подходы: ориентир на современные цели обучения; реализация всех компонентов содержания образования; дифференциация способов развертывания учебного материала; максимальное использование возможностей всех традиционных компонентов учебного пособия; обеспечение доступности учебного пособия для школьников и возможности работать по нему самостоятельно. В учебном пособии опорные знания и умения активизируются путем постановки вопросов и заданий перед параграфом. Использование различных типов текста (основной, объяснительный, дополнительный) позволяет четко выделить главный и второстепенный материал. Возможности подачи материала на различном уровне сложности заложены в каждой теме и с помощью различных компонентов: текста, иллюстраций, заданий. В учебном пособии используются различные источники информации: карта-схемы, графические изображения, фотографии, рисунки и т.д. Методический аппарат учебного пособия построен таким образом, чтобы обеспечить максимальные возможности использования иллюстративного аппарата в образовательном процессе для решения различных познавательных задач. Различные виды знаний представлены в учебном пособии определенным способом: теоретические (текст параграфа, словарь терминов); фактические (текст параграфа, иллюстрации, приложение); методологические (задания, текст параграфа, приложение, иллюстрации). Организация деятельности обучающихся при работе с учебным пособием направлена на формирование познавательных учебных действий: работа с разнообразными источниками географической информации (карта-схема, текст, таблица, профиль, рисунок, диаграмма, график) на различных уровнях сложности; смысловое чтение; построение описаний географических объектов, процессов, явлений; установление причинно-следственных связей и закономерностей и др. Вопросы и задания в учебном пособии - по месту их расположения - традиционны (до, после и внутри текста параграфа), но их отличительная черта - тесная увязка всех содержательных элементов. Задания перед текстом параграфа направлены на активизацию опорных знаний, внутри текста - на самостоятельное изучение, приобретение знаний, работу с картой и другими источниками информации. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее анализ, применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу. Задания после каждого параграфа ориентированы на достижение планируемых результатов и подразумевают контроль и самоконтроль. В учебное пособие включены задания, направленные на организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся, дифференцированную работу (чтение, анализ, интерпретация, обобщение) с разнообразными источниками географической информации, в том числе - с официальными сайтами различных органов законодательной и исполнительной власти, предприятий и учреждений. Методическое сопровождение педагогов по использованию в образовательном процессе учебного пособия «География Архангельской области» осуществляется при помощи различных пособий, материалов, веб-сайтов. Особенности содержания и преподавания регионального курса раскрыты в методическом пособии «География Архангельской области» [3]. В нем представлено тематическое планирование курса, даны методические рекомендации по содержанию и организации практических работ, по организации работы с заданиями, направленными на формирование умений работы как с текстом, так и с внетекстовыми компонентами, сформулированы задания для текущего, тематического и итогового контроля. В сборнике материалов «География: региональное содержание» [5] обобщен опыт работы педагогов по реализации регионального содержания. Сборник содержит программно-методические материалы изучения регионального курса географии (рабочие программы, статистические и картографические презентационные материалы, методические разработки практических работ), разработку уроков географии с региональным содержанием, приведены примеры внеурочной деятельности с региональным содержанием, раскрыты методические особенности изучения Арктического региона на уроках географии. Рис. 3. Сетевой информационно-методический журнал Архангельского областного института открытого образования «Северная Двина» [1]. На веб-сайте Архангельского областного института открытого образования представлены разнообразные материалы для регионального сетевого сообщества педагогов «Преподаем географию» [2]: аннотированный список печатных изданий, посвященных изучению географии родного края; видеоконсультации авторов учебного пособия «География Архангельской области»; информация о региональных конкурсах для педагогов, проводимых с целью популяризации знаний об Архангельской области, Арктического региона, совершенствования профессиональных компетенций педагогов по организации образовательного процесса, направленного на изучение региональной географии в образовательных организациях и организациях СПО. В сетевом информационно-методическом журнале «Северная Двина» [1] размещены методические материалы из опыта работы педагогов по изучению регионального содержания на уроке и во внеурочной деятельности. Выводы «География Архангельской области» - современный учебный курс, качественно реализующий основные положения Концепции развития географического образования России, основными принципами которого являются постоянное обновление и актуализация содержания, использование современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных, ориентированных на достижение планируемых результатов. Организация научнометодического сопровождения педагогов по реализации курса «География Архангельской области» имеет целенаправленный и комплексный характер.