%0 %A Гдалин, А. Д. %T Хроногеография и урбанистика: прикладные аспекты взаимопроникновения %D 2023 %X Начиная с 40-ых годов 20-ого века, когда Хегерстранд выдвинул идею об пространственно-временных аспектах в изучении социальной географии и вплоть до 60-ых, можно наблюдать появление и становление хроногеографии как самостоятельной дисциплины. События и процессы рассматриваются хроногеографией в непрерывной многомерной системе, где течение времени и географические структуры (пространство, местоположение, отношение расстояний) учитываются одновременно, т.е. формируется хроногеографическая модель [3] В начале 70-ых Хегерстранд и другие представител Лундской школы показали графико-временную модель возможностей перемещения человека в пространстве. Горизонтальная плоскость выступает в качестве пространства, а вертикальная ось в качестве времени. Таким образом на графике образуется траектория движения человека во времени. Помимо этого, Хегерстранд вводит понятие «станция» - место, где человек осуществляет разного рода деятельность, «труба» - через которую проходит пространственно-временная траектория человека и пространственно-временной путь (транспортные каналы и линии коммуникации). В Лундской школе хотели раздвинуть границы географии, благодаря междисциплинарному синтезу, в котором время и пространство исследовались вместе, однако сами того не ведая установили новые границы, за что и подверглись критике. Человек в «классической» хроногеографии не имеет пола, возраста, психологии и т.д. Помимо этого к нерешенным проблемам критики относили ограниченность территории исследований микро- и мезоуровнем (например, отдельными районами города) и отсутствием должного внимания к макроуровню (что не позволило разработать полноценную теорию, объясняющую поведение человека в пространстве)[6] С появлением интернета, ГИС, развитием мобильных технологий и глобальной цифровизацией хроногеография приобрела свежий глоток воздуха в т.ч. в урбанистических исследованиях. Сегодня научно-исследовательские работы, связанные с хроногеографией или посвященные ей полностью, ведутся как за рубежом - «Geographies of Data: Toward a Relational Socio-spatial Analysis of Geotagged Social Media Data» John T. [5], так и в России - «Динамика расселения московского региона по данным сотовых операторов» Бабкина Р.А. [1]. Одним из самых крупных направлений прикладных исследований является урбанистика. Урбанисты со всего мира решают вопросы, связанные с городским планированием, экономикой города, сегрегации населения и прочим. В свою очередь, финансированием урбанистических исследований часто занимаются администрации крупных городов. Результатом таких исследований является получение данных для программ по улучшению городской среды, автоматизации городских процессов, внедрению интеллектуальных систем общественной безопасности, экологического мониторинга и так далее. Примером одного из таких многочисленных исследований является работа компании Habidatum. Из-за постоянно возрастающей стоимости аренды в центре Лондона, мэрия города обратила внимания на «Таймшеринг» - форму совместного владения собственностью, при которой право пользования имуществом разделено между владельцами во временных интервалах. Для того, чтобы реализовать такой проект, сначала надо ответить на три вопроса: «кто», «где» и «когда». Для этого мэрия обратилась в Habidatum. Компания провела исследование закономерности пространственно-временного распределения жителей Лондона, а также разнообразной занятости лондонских кварталов на основе данных Twitter. Сообщения в социальной сети (Твиты) имеют географическую привязку, получив массив информации в необходимом временном промежутке, компания обработала эти данные и получила результаты, ведущие к пониманию характеристик и ежедневных перемещений идентифицированных групп. Далее, изучив пространственно-временные данные, исследователи пришли к выводу: «Меняясь по составу с утра до вечера, одна и та же территория может быть занята разными культурными группами в течение дня без пересечения [7]». Таким образом исследование на основе хроногеографических данных помогло в разработке проекта «таймшеринга» в центре Лондона. Выводы Прикладной характер хроногеографии и рост её значимости в новых исследованиях неотъемлемо связан с пониманием и увеличением ценности времени как ресурса: и личного, и общественного. А интеграция с урбанистикой или схожими областями способствует повышению уровня комфорта в городах и увеличению спроса общества на подобные исследования. Хроногеографические исследования на сегодняшний день представляют колоссальный интерес не только для исследований в области городского планирования, но и для геомаркетинга, экономики, политологии, социальной географии и многих других областей. Пандемия, повлекшая за собой большие изменения в городской социосреде, навсегда изменила ритм жизни людей. Переформатировавшийся под новые реалии бизнес обязан искать новые пути решения геомаркетинговых задач, чтобы не потерять клиентов. Мэриям городов необходимо заново подходить к вопросам городского планирования, а политологам и социологам создавать новые модели «постковидного» общества. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/830