RT - SR - Electronic T1 - Геоэкологические и социально-экологические проблемы в современной музыкальной культуре SP - 2023-04-11 A1 - Бондарев, В. П. A1 - Дегтярева, А. А. A1 - Алейникова, А. М. A1 - Гайворон, Т. Д. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/798 AB - Введение Давление антропогенного фактора на окружающую среду усиливается с каждым годом. Преобразуя окружающую среду, человечество получает обратную реакцию среды, которая, не только воздействует на физиологическое состояние человека, как биологического вида, но и влияет на состояние общества в целом. Поэтому не удивительно, что проблемы взаимодействия общества с окружающей средой начинают получать все большее отражение в различных феноменах культуры, одним из важнейших элементов которой может быть принята современная массовая музыкальная культура. Отражаясь в культуре, в частности музыкальной, проблемы взаимодействия общества с окружающей средой привлекают внимание больших масс людей, которые начинают осознавать эти проблемы и, в конечном итоге, прикладывать усилия для исправления сложившейся ситуации. Наиболее комплексно проблемы взаимодействия общества с окружающей средой можно проследить в рамках таких междисциплинарных направлений, как геоэкология и социальная экология, в рамках которых с естественнонаучных (в первом случае) и социально-гуманитарных (во втором случае) позиций всесторонне рассматриваются проблемы в сложной системе «человекприрода-общество-культура». Эта система имеет множество элементов разных иерархических уровней, связанных огромным количеством прямых и обратных связей, что требует кропотливого и комплексного изучения. Одной из сторон этого сложного взаимодействия в указанной выше системе, требующей тщательного анализа, является подсистема, связанная с отражением геоэкологических и социально-экологических проблем в массовой музыкальной культуре, и дальнейшее влияние этой культуры на общественное осознание этих проблем. Исследования, которые посвящены рассматриваемой проблеме, отражены в ряде работ [4-6 и др.]. Как правило, эти публикации имеют теоретический характер или узконаправленный интерес на конкретный круг композиций или музыкальных групп. При этом ранее один из авторов совместно с двумя своими коллегами показал на примере осмысления современными исследователями творчества крупного социолога и философа музыки Т. Адорно, что постепенно идет нарастание интереса к работам эмпирического ряда в исследовании музыки как культурологического и социального феномена [2]. В этом контексте, была поставлена задача проследить структуру и динамику геоэкологической и социально-экологической тематик в широком спектре современных музыкальных произведений различных жанров массовой культуры. Методы и материалы В качестве базы данных неожиданно оказалась пригодна открытая на тот момент страница Wikipedia, где предлагалось всем желающим указать песни, в которых присутствует проблема взаимодействия общества с окружающей средой. На тот момент (2021 г) в списке насчитывалось 509 англоязычных песен, которые были внесены в список и укладывались во временной интервал с 1960х по 2021 гг. К сожалению, сейчас ссылка на этот список отсутствует. Однако он был нами сохранен в архив и может быть при необходимости предоставлен. В данном случае английский язык текстов может быть воспринят как язык международной коммуникации. Для обработки данных был применен контент-анализ, который, как правило, используется при обработке больших несистематизированных текстовых данных для получения как можно более точной и объективной информации [1,3]. Исходная категория исследования - отражение проблем взаимодействия общества с окружающей средой. За единицу счета взято упоминание той или иной темы в песне. Геоэкологические и социально-экологические проблемы были сгруппированы по сферам, в которых они проявлялись (атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера). К традиционным сферам были добавлены техносфера (где рассматривалось влияние на окружающую среду научнотехнического прогресса и технических средств) и социосфера (в рамках которой можно рассматривать социальные последствия проблем взаимодействия общества с окружающей средой). Для удобства счета была разработана кодировка, а также система индикаторов. Например, для признака «проявления геоэкологических и социально-экологических проблем в пределах литосферы» использовались такие индикаторы, как «деградация земель», «засуха», «истощение природных ресурсов» и т.д. Результаты и обсуждение В предлагаемом коротком научном сообщении приводятся наиболее общие тенденции, полученные в ходе обработки соответствующей базы данных музыкальных композиций. Структура и динамика отражения геоэкологических и социально-экологических проблем в массовой музыкальной культуре в обобщенной форме представлена в таблице 1. Таблица 1. Отражение геоэкгологических и социально-экологических проблем в произведениях массовой музыкальной культуры Как можно увидеть из представленной таблицы, интерес в музыкальной массовой культуре к проблемам геоэкологического и социальноэкологического ряда устойчиво возрастет. Так, если в 1960-е гг. в песнях затрагивалось 115 тем, то 2000-е гг. это уже 737 тем. При этом некоторое снижение счетных единиц в 2010-е гг., скорее всего, может быть обусловлено тем, что в список не вошли многие песни, которым еще требуется время, чтобы стать более популярными, так сказать, войти в статус «классики поп-музыки», и попасть в поле зрения массовой публики. Впрочем, это может быть также связано с некоторым снижением остроты этих проблем в развитых странах в связи с определенными успехами в решение части данных проблем. Важно отметить, что в общем количестве тем, связанных с различными геосферами, есть хорошо просматривающаяся тенденция. Почти половина счетных единиц приходится на социосферу (1125 из 2284 ед.), т.е. авторов песен заботят, в первую очередь, именно социальные эффекты и последствия взаимодействия общества с окружающей средой. При этом алармистские негативные коннотации преобладают (803 ед.). Однако с возрастанием беспокойства нарастают позитивные коннотации и надежда на удачное разрешение соответствующих проблем (322 ед.). Чуть меньше четверти беспокойства вызывает научно-технический прогресс и техногенное воздействие на окружающую среду (427 уд.). Далее идет беспокойство за уничтожение флоры и фауны на Земле (322 уд.). Здесь около половины счетных единиц обусловлены обеспокоенностью уничтожения человечества, как биологического вида (145 ед.). Далее идут примерно в равной степени вопросы обеспокоенности различными проблемами взаимодействия общества с окружающей средой, связанные с отдельными явлениями в атмосфере, литосфере и гидросфере (от 108 до 164 ед.). Выводы Подводя итоги, можно констатировать следующие положения. 1. Возрастающая обеспокоенность общества его геоэкологическими и социально-экологическими проблемами, наблюдающаяся с 1960-х гг. по настоящее время, отражается в содержании текстов песен современной массовой музыкальной культуры. 2. Наиболее выражены алармистские тенденции в преподнесении рассматриваемых проблем. При этом особый интерес вызывают вопросы социальных эффектов и последствий взаимодействия общества с окружающей средой. Также просматривается признание вины за обострение и усиление соответствующих проблем в процессе научно-технического прогресса. Наряду с алармизмом, пусть и не так выражено, но нарастает и оптимизм в возможности преодолеть рассматриваемые проблемы. 3. Все вышесказанное показывает, что, по своей сути, мы остаемся антропоцентричны, что, скорее всего, является имманентным свойством человечества. Призывы к переходу к экоцентричности вряд ли будут когда-либо реализованы в полной мере. Это следует учитывать в построении прогнозов в сфере устойчивого развития человечества.