Растительный мир в жизнедеятельности мордовского народа издревле занимает значительное место как результат взаимодействия человека и природы, условие развития общества. В этой статье впервые сделана попытка проанализировать отражение растительного мира в обрядах жизненного цикла мордвы, к которым относятся обряды, связанные со свадьбой, рождением ребенка, в них определенное место принадлежит растениям.
1. Никонова Л. И. Тайны мордовского целительства. Саранск, 1995.
2. Федянович Т. П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка (конец XIX - 70-е гг. XX в.) // СЭ. М, 1979. № 2. С. 79-89.
3. Центральный Государственный архив Республики Мордовия Ф. 267. Л. 31-32.
4. Евсеев М. Е. Мордва. Саранск, 1995. С. 201.
5. Никонова Л. И. Тайны мордовского целительства. Саранск, 1995.
6. Бутузов Ф. Из быта мордвы села Жевайкина Жадовской волости Карсунского уезда Симбирской губернии // Известия общества ОАИЭ при Казанском университете 1893 г. Т. 11. Вып. 5. С. 486-487.
7. ЦГА РМ. Ф.Р. 267. 0.1. Д. 84. Л. 31-32.
8. Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910. С. 170-171.
9. Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. СПб., 1771. С. 169.
10. Рукописный фонд НИИГН. И-1057. Беляева Н. Ф. Этнографические отчеты за 1982 г. Л. 56.
11. Никонова Л. И., Кандрина И. А. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003.
12. Рукописный фонд НИИГН. И-1057. Беляева Н. Ф. Этнографические отчеты за 1982 г. Л. 56.
13. Полевой материал автора, собранный в Теныушевском районе Республики Мордовия, 2007 г.