Статья
Мониторинг качества образования студентов-филологов по методике преподавания русского языка
В статье обозначаются основные ориентиры в достижении нового качества образования. Разграничиваются понятия «педагогический мониторинг» и «педагогическая диагностика». Анализируются результаты анкетирования студентов по проблемам контроля и оценки зун в вузе. Описывается опыт мониторинга качества образования студентов-филологов через призму педагогики понимания.
1. Игошев Б. М. Болонский процесс: понятийный аспект//Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5/Б. М. Игошев; отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. -М., 2007. -С. 159.
2. Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей/Е. В. Бережнова//Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр.; под ред. А. В. Хуторского. -М., 2007. -С. 267.
3. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика: учебное пособие/Н. В. Бордовская, A. А. Реан. -СПб., 2006. -С. 131.
4. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. В. Краевский, А. В. Хуторской. -М., 2007. -С. 82.
5. Казакова, А. Г. Педагогика профессионального образования: монография/А. Г. Казакова. -М., 2007. -С. 223.
6. Рубинштейн, М. М. Проблема учителя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/М. М. Рубинштейн; под ред. В. А. Сластенина. -М., 2004. -С. 89.
7. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования/B. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М., 2007. -С. 199.
8. Сластенин, В. А., Чижакова, Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М., 2003. -С. 119.
9. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -М., 2006. -С. 10.
10. Педагогика: учеб. пособие дня студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 2001. -С. 253.
11. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -М, 2006. -C. 9.
12. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования/В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М., 2007. -С. 197-198.
13. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие/М. Б. Челышкова. -М., 2002. -С. 13.
14. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/С. Д. Смирнов. -М., 2001. -С. 188.
15. Антонова, Е. С. Тематика контрольных работ по методике преподавания русского языка/Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие/Е. С. Антонова. -М., 2007. -С. 454-457.
16. Сластенин, В. А., Чижакова, Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М., 2003. -С. 138.
17. Гац И. Ю. Диагностика знаний и умений студентов по методике преподавания русского языка //Docendo discimus. сборник научно-методических статей, посвященный 100-летию со дня рождения М. С. Лапатухина. М., 2005. С. 154-157.
18. Григорьева, О. Ю. Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений в вузе/О. Ю. Григорьева//Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития: материалы межвузовской научно-практической конференции/Сост. проф. А. Д. Дейкина, проф. Е. Г. Шатова, доц. Л. Ю. Комиссарова. -М., 2007. -С. 113-116.
19. Лыжова, Л. К. Теория и методика обучения русскому языку: практикум/Л. К. Лыжова. -Воронеж, 2007.
20. Рогалева, Е. И., Соловьева, Т. А. Реализация компетентностного подхода при подготовке студентов факультета начального образования к комплексному государственному экзамену/Е. И. Рогалева, Т. А. Соловьева//Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: сб. науч. статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14-15 марта 2007 г.). -СПб., 2007. -С. 177-184.
21. Сотова, И. А. Контроль как компонент профессиональной деятельности учителя и проблема его формирования у студента педвуза/И. Л. Сотова//Актуальные вопросы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе (к юбилею академика Т. Г. Рамзаевой): сб. научн. ст. по итогам Всероссийской научн.-метод, конф. (Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2003 г.). -СПб., 2004. -С. 133-137.
22. Григорьева, О. Ю. Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений в вузе/О. Ю. Григорьева//Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития: материалы межвузовской научно-практической конференции/Сост. проф. А. Д. Дейкина, проф. Е. Г. Шатова, доц. Л. Ю. Комиссарова. -М., 2007. -С. 114.
23. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. -М., 2007. -С. 155.
24. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов/П. С. Гуревич. -М., 2005. -С. 280.
25. Сенько, Ю. В., Фроловская, М. Н. Педагогика понимания: учеб. пособие/Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. -М., 2007. -С. 17-18.
26. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. -М., 2007. -С. 153.
27. Гликман, И. З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование): учебное пособие/И. 3. Гликман. -М., 2002. -С. 4.
28. Синичкина, Н. Е. Методика преподавания русского языка в основной и средней школе: методические указания к изучению курса «Теория и методика обучения русскому языку»/Н. Е. Синичкина. -СПб., 2006.
29. Григорьева, О. Ю. Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений в вузе/О. Ю. Григорьева//Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития. Материалы межвузовской научно-практической конференции/Сост. проф. А. Д. Дейкина, проф. Е. Г. Шатова, доц. Л. Ю. Комиссарова. -М., 2007. -С. 114.
30. Козырев, В. А., Шубина, Н. Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие/В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. -СПб., 2005. -С. 382.
31. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А. В. Хуторской. -М., 2005. -С. 156.
32. Татур, Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие/Ю. Г. Татур. -М., 2006. -С. 129.
33. Сотова, И. А. Контроль как компонент профессиональной деятельности учителя и проблема его формирования у студента педвуза/И. А. Сотова//Актуальные вопросы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе (к юбилею академика Т. Г. Рамзаевой): сб. научн. ст. по итогам Всероссийской научн.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2003 г.). -СПб., 2004. -С. 133, 134.
34. Синичкина, И. Е., Зинкевич, Е. Р. Практическая методика русского языка: учебное пособие по курсу «Теория и методика обучения русскому языку»/Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич. -СПб., 2005. -С. 75.
35. Попков, В. А., Коржуев, А. В. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования/В. А. Попков, А. В. Коржуев. -М., 2004. -С. 274.